ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-25329/2017 от 07.03.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об уменьшении размера исполнительского сбора

г. Екатеринбург Дело № А60-25329/2017
07 марта 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.  Парамоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  А.С. Самохваловой, рассмотрев заявление Муниципального унитарного  предприятия "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" об уменьшении исполнительского  сбора по иску АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА (ИНН  <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному унитарному  предприятию "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО"(ИНН <***>, ОГРН  <***>) о взыскании 19 071 руб. 52 коп., 

При участии в судебном заседании:
От взыскателя: не явка
От должника (заявителя): не явка

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд  Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному  предприятию «Екатеринбургэнерго» о взыскании задолженности за  фактическое пользование земельным участком в размере 16286 рулей 46  копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере  2785 рублей 00 копеек. 

Решением суда от 24 июля 2017 года с Муниципального унитарного  предприятия «Екатеринбургэнерго» в пользу Администрации города  Екатеринбурга были взысканы денежные средства в сумме 7297 рублей 50  копеек, в том числе 4750 рублей 22 копейки сумма неосновательного  обогащения, 2449 рублей 36 копеек проценты за пользование чужими  денежными средствами, доход федерального бюджета государственную  пошлину по иску в сумме 2000 рублей 00 копеек 


Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в  материалах дела доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд полагает,  что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего. 

В силу п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» (далее - Закон), если исполнительный документ  впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав- исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства  устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в  исполнительном документе требований и предупреждает должника о  принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для  добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и  расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных  статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного  исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником  постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не  установлено настоящим Федеральным законом. 

Согласно части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является  денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им  исполнительного документа в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению. 

В силу части 2 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается  судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для  добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств. 

В соответствии с частью 3 данной статьи исполнительский сбор  устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы  или стоимости взыскиваемого имущества. 

На основании части 7 статьи 112 Закона суд вправе с учетом степени  вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,  имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств  отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также  уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера,  установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. 

В постановлении от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд  Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая  заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией,  которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера  причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного  положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена  правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может  превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической 


самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы  предпринимательства и права собственности. 

Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% от  взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум,  верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения,  размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его  имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть  снижен правоприменителем, которым являются судебный пристав-исполнитель  и суд, рассматривающий жалобу на постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора (на его действия по  вынесению постановления). При этом перечень обстоятельств, смягчающих  ответственность должника при неисполнении им исполнительного документа, в  Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П не является  исчерпывающим ввиду иных возможных ситуаций, определяемых как  чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других  непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящиеся вне контроля  должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности,  какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. 

Таким образом, при соблюдении указанных условий суд может снизить  максимальный размер исполнительского сбора. 

Приходя к выводу о возможности снижения исполнительского сбора, суд  учитывает тяжелое финансовое положение заявителя, что подтверждается  представленными документами; факт того, что предприятие не имеет  возможности своевременно исполнить судебный акт в связи с принятыми  судебным приставом-исполнителем мерами в виде ареста денежных средств на  счетах, приостановления операций по счетам, приостановления переводов  электронных денежных средств, наложения арестов на имущество и  имущественные права должника, установление запрета на распоряжение  имуществом в рамках сводного исполнительного производства; также  специфику деятельности должника, связанную с обеспечением коммунальными  энергоресурсами потребителей и ненадлежащим исполнением потребителями  энергии обязательств по ее оплате. 

Руководствуясь ст. 184, 185, 329 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный 


суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший  определение. 

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством  заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в  сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. 

В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного  производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела  можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru. 

Судья В.В. Парамонова