АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об уменьшении размера исполнительского сбора
г. Екатеринбург Дело № А60-25329/2017
07 марта 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Самохваловой, рассмотрев заявление Муниципального унитарного предприятия "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" об уменьшении исполнительского сбора по иску АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО"(ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 19 071 руб. 52 коп.,
При участии в судебном заседании:
От взыскателя: не явка
От должника (заявителя): не явка
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Екатеринбургэнерго» о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком в размере 16286 рулей 46 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2785 рублей 00 копеек.
Решением суда от 24 июля 2017 года с Муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургэнерго» в пользу Администрации города Екатеринбурга были взысканы денежные средства в сумме 7297 рублей 50 копеек, в том числе 4750 рублей 22 копейки сумма неосновательного обогащения, 2449 рублей 36 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами, доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 2000 рублей 00 копеек
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав- исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению.
В силу части 2 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 данной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
На основании части 7 статьи 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В постановлении от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической
самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем, которым являются судебный пристав-исполнитель и суд, рассматривающий жалобу на постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора (на его действия по вынесению постановления). При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность должника при неисполнении им исполнительного документа, в Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П не является исчерпывающим ввиду иных возможных ситуаций, определяемых как чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, при соблюдении указанных условий суд может снизить максимальный размер исполнительского сбора.
Приходя к выводу о возможности снижения исполнительского сбора, суд учитывает тяжелое финансовое положение заявителя, что подтверждается представленными документами; факт того, что предприятие не имеет возможности своевременно исполнить судебный акт в связи с принятыми судебным приставом-исполнителем мерами в виде ареста денежных средств на счетах, приостановления операций по счетам, приостановления переводов электронных денежных средств, наложения арестов на имущество и имущественные права должника, установление запрета на распоряжение имуществом в рамках сводного исполнительного производства; также специфику деятельности должника, связанную с обеспечением коммунальными энергоресурсами потребителей и ненадлежащим исполнением потребителями энергии обязательств по ее оплате.
Руководствуясь ст. 184, 185, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный
суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Парамонова