ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-30690/14 от 07.07.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о привлечении к субсидиарной ответственности

г. Екатеринбург

15 июля 2020 года Дело №А60-30690/2014

Резолютивная часть определения объявлена 07 июля 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.С. Чинилова, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Д.С. Беляевой, рассмотрев заявление конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении к субсидиарной ответственности,

в рамках дела по заявлению открытого акционерного общества "Роскоммуэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании должника Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия" (ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от конкурсного управляющего: ФИО1 – лично;

от АО "УСС СО": ФИО2 - представитель по доверенности № 01-72 от 20.12.2019;

от заинтересованного лица: не явился, извещён.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения заявления извещён надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

В Арбитражный суд Свердловской области 18.07.2014 через электронную систему "Мой Арбитр" поступило заявление ОАО "Роскоммуэнерго" о признании должника Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия" несостоятельным (банкротом).

В качестве саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой подлежит утверждению арбитражным судом временный управляющий заявителем предложено Некоммерческое партнёрство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал".

Определением от 23.07.2014 указанное заявление принято к производству и назначено судебное заседание.

Определением от 01.09.2014 требования заявителя ОАО "Роскоммуэнерго" к должнику Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия" признаны обоснованными. В отношении должника Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия" введена процедура банкротства - наблюдение.

Временным управляющим должника утверждён ФИО3 (ИНН <***>, регистрационный номер 6190, адрес для писем 454091, <...>).

Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" №160 от. 06.09.2014.

Определением от 19.02.2015 процедура наблюдения в отношении Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства Энергия" прекращена.

В отношенииМуниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Энергия" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев (до 17.08.2016). Внешним управляющим должника утверждена ФИО4.

20.04.2016 в суд поступило ходатайство внешнего управляющего МУП ЖКХ "Энергия" ФИО4 о прекращении внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Определением от 27.04.2016 указанное ходатайство принято к рассмотрению и назначено судебное заседание на 31.05.2016.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2016г. (резолютивная часть решения объявлена 31.05.2016г.) должник –муниципальное унитарное предприятие ЖКХ "Энергия" (ИНН <***>) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 30.11.2016.

Конкурсным управляющим утверждена ФИО4, ИНН <***>, член Некоммерческого Партнёрства "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "Дело".

Судебное заседание по рассмотрению отчёта о результатах проведения конкурсного производства на 28 ноября 2016 года.

Определением от 31.01.2017 суд освободил ФИО4 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия".

Утвердил конкурсным управляющим ФИО1, ИНН <***>, члена Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал".

В адрес суда 24.05.2018 от конкурсного управляющего поступило ходатайство о продлении срока конкурсного производства на 6 месяцев, в связи с тем, что в настоящее время конкурсная масса не сформирована, передача имущества в муниципальную собственность не произведена.

Определением от 28.05.2018 срок конкурсного производства продлён.

Определением от 16.10.2018 в порядке ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи С.А. Сушковой, путём определения состава суда с использованием автоматизированной информационной системы распределения дел, на судью А.С. Чинилова.

Определением от 29.05.2019 срок конкурсного производства продлён.

05.06.2019 через систему "Мой Арбитр" от кредитора АО "УСС СО" поступило заявление о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Горноуральского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) и ФИО5.

Определением от 13.06.2019 заявление оставлено без движения.

После устранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, определением от 25.06.2019 указанное заявление назначено к рассмотрению в судебном заседании.

Определением от 12.11.2019 заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично. Признаны доказанными основания для привлечения к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам МУП ЖКХ "Энергия" Администрации Горноуральского городского округа и Стерлягова С..В. В удовлетворении остальной части заявления конкурсного управляющего отказано. Производство по рассмотрению заявления приостановлено до окончания расчётов с кредиторами.

04.03.2020 от конкурсного управляющего ФИО1 поступило заявление о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

Определением от 13.03.2020 указанное заявление назначено к рассмотрению в судебном заседании.

Определением от 18.05.2020 рассмотрение заявления отложено на 20.05.2020 на 17 час. 40 мин.

В судебном заседании (20.05.2020) суд пришёл к выводу о возобновлении производства по заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, поскольку в настоящее время оснований, вызвавших приостановление производства по заявлению не имеется.

Определением от 26.05.2020 производство заявлению конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении к субсидиарной ответственности возобновлено, рассмотрение заявления отложено.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно данным из ЕГРЮЛ учредителем МУП ЖКХ "ЭНЕРГИЯ" является Администрация Горноуральского городского округа.

Руководителем МУП ЖКХ "ЭНЕРГИЯ" в период с 23.04.2013 (ГРН 2136623059384) по 31.05.2016 (дата введения конкурсного производства) являлся ФИО5

Федеральным законом от 29.07.2017 года № 266-ФЗ статья 10 Закона о банкротстве исключена.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ) введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".

Переходные положения изложены в статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ, согласно которым рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьёй 10 Закона о банкротстве, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ; положения подпункта 1 пункта 12 статьи 61.11, пунктов 3 - 6 статьи 61.14, статей 61.19 и 61.20 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 01.09.2017.

Порядок введения в действие соответствующих изменений в Закон о банкротстве с учётом Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 № 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Информационное письмо ВАС РФ от 27.04.2010 № 137) означает следующее.

Правила действия процессуального закона во времени приведены в пункте 4 статьи 3 АПК РФ, где закреплено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Между тем, действие норм материального права во времени, подчиняется иным правилам, а именно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в постановлениях от 22.04.2014 № 12-П и от 15.02.2016 № 3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 ГК РФ. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определённости и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его действий; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порождённые ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определённых случаях возможность применения утративших силу норм.

При этом согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип является общеправовым и имеет универсальное значение, в связи с чем, акты, в том числе изменяющие ответственность или порядок привлечения к ней (круг потенциально ответственных лиц, состав правонарушения и размер ответственности), должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени.

Таким образом, подлежит применению подход, изложенный в пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 27.04.2010 № 137, согласно которому к правоотношениям между должником и контролирующими лицами подлежит применению та редакция Закона о банкротстве, которая действовала на момент возникновения обстоятельств, являющихся основанием для их привлечения к такой ответственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ), если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

При этом пока не доказано иное предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из перечисленных в названной норме обстоятельств, в том числе, если: причинён вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Закона; документы бухгалтерского учёта и (или) отчётности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Согласно п.1 ст. 5.1. Устава муниципального образования "Пригородный район", утверждённого решением районного Совета МО "Пригородный район" от 15.11.2001 №14/10 (далее – Устав Горноуральского городского округа) (размещён в справочно-правовых системах "Гарант" и "Консультант Плюс", а также на сайте Горноуральского городского округа https://grgo.ru/okrug/ustav.php?SECTION_ID=506) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа в соответствии с положениями настоящего Устава обладают следующими полномочиями:

3)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4)создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

5)регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

5.1) организация теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";

5.2) организация водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пп. 4 п.1 ст.30 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определённых товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства (п.4 ст.8 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях").

В соответствии с п.5 ст.8 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Для организации тепло- и водоснабжения населения Администрацией Горноуральского городского округа было создано муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунальное хозяйство "Энергия" (постановление от 11.07.2012 № 1344). Учредителем МУП ЖКХ "Энергия" является Администрация Горноуральского городского округа.

Учредителем в хозяйственной ведение должника было передано муниципальное имущество, которое было предназначено для осуществления МУП ЖКХ "Энергия" своей уставной деятельности.

Объектами недвижимости, переданными должнику в хозяйственное ведение Администрацией Горноуральского городского округа, являются газовые и угольные котельные с оборудованием и тепловые сети.

Временным управляющим ФИО4 кредиторам был представлен план внешнего управления, в котором в том числе проведён анализ производственных мощностей предприятия (указаны котельные с производственной мощностью и местонахождением).

Все названные объекты недвижимости не имеют технической инвентаризации и регистрации в Федеральной регистрационной службе.

Наибольший удельный вес по остаточной стоимости основных средств в размере- 62,02 % занимают машины и оборудование. Их сумма составляет 160 тыс. руб. Далее идут здания в сумме 95 тыс. руб., их доля составляет 36,82 %. Сооружения сумме 3 тыс. руб. составляют 1,16 % в общем размере основных средств.

Общий уровень износа основных средств составляет 36,92 %, в том числе по зданиям износ составляет 7,77 %, по сооружениям - 97,76 %, по машинам и оборудованию -6,98 %. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что производственные подразделения МУП ЖКХ "Энергия" оснащены морально и физически устаревшим оборудованием.

Балансовая стоимость всех зданий по состоянию составляет 103 тыс. руб., остаточная 95 тыс. руб. Средний износ зданий составляет 7,77 %. Одно здание 100% изношено.

Большинство зданий находятся в неудовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт зданий не производился. Текущий ремонт проводился по мере необходимости, но в связи с недостатком средств, в меньшем объёме, чем требуется. Требуется ремонт электропроводки, кровли, потолков, замена вентиляции вытяжки, ламп накаливания.

Балансовая стоимость сооружений по состоянию на 01.01.2015 составляет 133935 руб., остаточная 1123,3 руб. Средний износ по сооружениям составляет 99%.

Балансовая стоимость оборудования по состоянию на 01.01.2015 составляет 172238,98 руб., остаточная 132099,10 руб.

Процент износа машин и оборудования в среднем составляет 23,30%. Капитальному ремонту оборудование не подвергалось, но текущий ремонт проводится регулярно собственными силами и с помощью сторонних организаций.

Таким образом, исходя из указанного судом сделан вывод, что учредитель, создав МУП ЖКХ "Энергия" не обеспечил данное предприятие современным и исправным оборудованием для осуществления уставной деятельности, а учитывая характер такой деятельности, Администрация Горноуральского городского округа обязана была обеспечить бесперебойное и безаварийное снабжение населения городского округа теплом и горячей водой.

Согласно п. 3 ст. 55 Устава Горноуральского городского округа имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, а также имущество, приобретённое муниципальными учреждениями на собственные доходы в соответствии с уставной деятельностью и учтённое на отдельном балансе муниципального учреждения, содержится соответственно муниципальными предприятиями, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями городского округа.

Вместе с тем, из плана внешнего управления следует, что собственник не проводил капитальный ремонт имущества, переданного должнику, несмотря на существенный износ части имущества, такой ремонт не проводился и должником, что свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны учредителя.

Кроме того, в отчёте об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего МУП ЖКХ "Энергия" на стр. 133-134 указано, что тепломагистрали, принадлежащие должнику, имеют устаревшую минераловатную изоляцию.

Так оценщиком установлено при консультации с техническими специалистами ТГК-9, Каменской коммунальной компании, управляющей компании "Территория", Уральского завода теплоизоляционных конструкций "Тсплокомплект", что основными преимуществами трубопроводов с ПГ1У (пенополуиретановой) изоляцией перед трубопроводами с минераловатной изоляцией является:

-значительное снижение эксплуатационных расходов;

-значительное снижение расходов на ремонт теплотрасс;

-значительное снижение капитальных затрат при строительстве;

-повышение долговечности при эксплуатации (с 10-15 до 30 и более лет);

-снижение тепловых потерь с 25-30 % до 2-3 %;

-значительное снижение сроков строительства.

Таким образом, Оценщик делает вывод, что предоставленные к оценке трубопроводы МУП ЖКХ "Энергия" являются объектами, конструктивные элементы которых позволяют их использовать в соответствии с функциональным назначением, но данные конструктивные элементы (элементы теплоизоляции) не обеспечивают современный уровень технологической (и экономической) эффективности данных сооружений, т.е. имеют значительное функциональное устаревания.

По оценкам специалистов названных выше компаний, опрошенных Оценщиком, если сравнивать теплотрассы с устаревшей минераловатной изоляцией и современные изоляционные покрытия на основе пенополиуретана, экономический эффект от применения современных материалов и технологий выше как минимум на 30%, чем при использовании старых теплотрасс, изолированных минеральной ватой - за счёт снижения затрат при обслуживании и содержании, увеличения срока службы теплотрасс и значительного сокращения теплопотерь.

Таким образом, Оценщик приходит к выводу о том, что значение морального (функционального) устаревания трубопроводов с минераловатной изоляцией, принадлежит интервалу от 25 % (по данным Оценка собственности "Алфей", 2003 г) до 30 % (по данным специалистов теплоснабжающих предприятий). Эта величина обосновывается снижением затрат при обслуживании и содержании современных труб, увеличением срока службы теплотрасс и значительным сокращением теплопотерь, а также (в отношении теплопунктов) пониженной эффективностью контроля и учёта теплоносителя (стр. 136 Отчёта).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что аварийное состояние сетей переданных должнику сетей, а также иного имущества, имеющего существенный износ, привело к увеличению у должника эксплуатационных расходов, рост которых в свою очередь привёл к невозможности погашения предприятием задолженности перед кредиторами. Так, должник вынужден был расходовать все свободные денежные средства на устранение аварийных ситуаций и приобретения материалов необходимых для ликвидации последствий аварий и их дальнейшего предотвращения.

Кроме того, по причине изношенности сетей и другого оборудования при осуществлении теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП ЖКХ "Энергия" вынуждено нести большие потери, что в свою очередь приводило к необходимости приобретения большего количества энергетических ресурсов, для обеспечения потребителей коммунальными услугами надлежащего качества.

Помимо этого, исходя из размера дебиторской задолженности, а также принимая во внимание соответствующую информацию, содержащуюся в плане внешнего управления, можно сделать вывод, что предприятием не велась надлежащим образом работа по взысканию имеющейся перед МУП ЖКХ "Энергия" задолженности.

В соответствии с п. 1 и 2 ст.26 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" бухгалтерская отчётность унитарного предприятия в случаях, определённых собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Таким образом, учредитель не мог не знать о наличии у должника большой дебиторской задолженности, однако, он как собственник не контролировал работу учреждённого им предприятия в части работы по взысканию дебиторской задолженности, что также способствовало банкротству МУП ЖКХ "Энергия".

Согласно п. 3 ст. 56 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 02.10.2016) учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают но обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Пункт 4 ст. 10 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливал, что собственник имущества, переданного унитарному предприятию, может быть привлечён к субсидиарной ответственности за долги предприятия, если средств должника недостаточно, а несостоятельность вызвана деятельностью собственника.

Таким образом, условиями наступления субсидиарной ответственности собственника имущества государственных (муниципальных) предприятий выступают:

-несостоятельность (банкротство) государственного (муниципального) предприятия, что предполагает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Согласно ст. 65 ГК РФ, юридическое лицо, за исключением казённого предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом);

-банкротство вызвано собственником. Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания;

-недостаточность имущества государственного (муниципального) предприятия.

Таким образом, суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения Администрации Горноуральского городского округа к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП ЖКХ "Энергия".

При этом, следует учесть, что должник осуществлял социально значимую деятельность, остановка которой могла привести к нарушению прав населения Горноуральского городского округа, в связи с чем, учредитель унитарного предприятия должен был предпринять необходимые меры для недопущения образования у МУП ЖКХ "Энергия" значительной задолженности перед поставщиками энергоресурсов, а также остановки деятельности данного предприятия.

Помимо указанного, Администрация Горноуральского городского округа как учредитель МУП ЖКХ "Энергия" и орган местного самоуправления могла принимать непосредственное участие в разработке тарифов на предоставляемые должником услуги. В настоящее время полномочиями по установлению тарифов для предприятий жилищно-коммунальной сферы на территории Свердловской области наделена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, в то же время, указанный орган лишь утверждает тарифы, обязанность по их расчёту, обоснованию и защите лежит на предприятии, оказывающем соответствующие услуги.

Таким образом, учредитель, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности при анализе финансовой деятельности созданного им юридического лица, не мог не быть осведомлён о размерах установленных для должника тарифов и их достаточности для осуществления МУП ЖКХ "Энергия" своей уставной деятельности.

О недобросовестности Администрации Горноуральского городского округа, в качестве учредителя МУП ЖКХ "Энергия" свидетельствует и тот факт, что в настоящее время по адресу регистрации должника по адресу: 622904, Свердловская область, р-н Пригородный, <...> зарегистрировано другое юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятия "ПРИГОРОДНАЯ КОМПАНИЯ ВЫРАБОТКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ" (МУП "ПКВТЭ", ИНН <***>), директором которого также назначен ФИО5, занимавший должность директора в МУП ЖКХ "Энергия" с 23.04.2013. до открытия конкурсного производства. Указанное предприятие также осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды; кондиционированию воздуха.

В связи с указанным у Администрации Горноуральского городского округа нет стимула для обеспечения платёжеспособности учреждаемых ею юридических лиц для оказания коммунальных услуг населению, поскольку при их банкротстве все долги предприятия списываются, большая часть имущества, передаваемого в хозяйственное ведение возвращается в казну в связи с тем, что его не удаётся реализовать, при этом права кредиторов в этой ситуации никак не защищены.

Вместе с тем, бывшим директором муниципального предприятия ФИО5 также ненадлежащим образом исполнялись обязанности по руководству деятельностью МУП ЖКХ "Энергия".

В частности, в плане внешнего управления ФИО4 отмечено при анализе наличия денежных средств, что при анализе дебиторской задолженности установлено, что сумма задолженности, отражённая в балансе по состоянию на 01.10.2014 в размере 54209 тыс.руб., не совпадает с фактическим представленным перечнем должников, согласно которому общая дебиторская задолженность составляет 22593 тыс.руб., т.е. на 31616 тыс.руб. меньше.

Указанное несоответствие свидетельствует о том, что директором не был организован надлежащий документооборот на руководимом им предприятии, что в свою очередь привело к невозможности ведения работы по взысканию дебиторской задолженности, а это явилось одной из причин банкротства МУП ЖКХ "Энергия", так как оказываемые предприятием услуги своевременно не оплачивались потребителями.

Также при оценке внутренних причин возникновения неплатёжеспособности ФИО4 указала, что система учёта хозяйственных операций и документооборот на предприятии практически была разрушена, это привело к тому, что ряд документов отражались в учёте со значительным опозданием, что приводило к искажению результатов хозяйственной деятельности. Утверждённая учётная политика на 2012-2014 года носила скорее формальный характер и не отражала особенностей предприятия.

Данные доводы также нашли отражение в определении Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2015 о введении внешнего управления (стр. 3), в котором установлено, что временный управляющий ФИО3 признаков фиктивного банкротства должника не установил. Невозможность проведение проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства обосновал отсутствием документов, необходимых для проведения проверки.

Кроме того собственником имущества, переданного муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальное хозяйство "Энергия", является муниципальное образование Горноуральский городской округ.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – Закон №161-ФЗ) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в частности:

-принимает решение о создании унитарного предприятия;

-утверждает бухгалтерскую отчётность и отчёты унитарного предприятия;

-осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Устава Горноуральского городского округа, к полномочиям Администрации городского округа относятся, в том числе:

-организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

-ведение реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

-осуществление функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений и образовательных организаций от имени городского округа, их реорганизация и ликвидация.

На основании п.2 ст. 26 Закона №161-ФЗ контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Пунктом 3 статьи 26 Закона №161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие по окончании отчётного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчётность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с п.4 Порядка осуществления последующего финансового контроля финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа за исполнением бюджета Горноуральского городского округа, утверждённого постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 23.05.2011 № 897 (утратил силу в связи с изданием постановления Администрации Горноуральского городского округа от 21.04.2014 № 1037) (размещены в справочно-правовых системах "Гарант" и "Консультант Плюс", а также на сайте Горноуральского городского округа https://grgo.ru/akt/adm/detail.php?ELEMENT_ID=2996&sphrase_id=24564) финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа проводился финансовый контроль за исполнением бюджета Горноуральского городского округа, в рамках которого в зависимости от темы в ходе проверки могли проводится следующие контрольные действия:

-проверка соответствия деятельности организаций муниципальной формы собственности учредительным документам;

-проверка обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в собственности Горноуральского городского округа;

-проверка использования имущества городского округа, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в бюджет городского округа доходов от использования муниципального имущества, находящегося в собственности Горноуральского городского округа;

-проверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности организации;

-проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчётности.

Подпунктом 3 пункта 7 Порядка осуществления внутреннего финансового контроля финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа, утверждённого постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 15.12.2014 № 3402 (также размещён в справочно-правовых системах "Гарант" и "Консультант Плюс" и на сайте Горноуральского городского округа https://grgo.ru/akt/adm/detail.php?ELEMENT_ID=2996) объектами муниципального контроля являются муниципальные унитарные предприятия Горноуральского городского округа.

Согласно п. 1 Порядка отчётности руководителей муниципальных унитарных предприятий, утверждённого постановлением администрации Горноуральского городского округа от 29.05.2014 №1508 (размещён на сайте Горноуральского городского округа https://grgo.ru/akt/adm/detail.php?ELEMENT_ID=3261) руководитель муниципального унитарного предприятия ежеквартально представляет в отраслевое структурное подразделение (орган) администрации Горноуральского городского округа (далее – отраслевое структурное подразделение), осуществляющее координацию деятельности предприятия, отчёт по установленной форме.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка руководитель муниципального унитарного предприятия ежегодно одновременно с годовым отчётом в сроки, установленные для сдачи годовой бухгалтерской отчётности, представляет в отраслевое структурное подразделение доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия с предложениями по улучшению его работы, в котором находят отражение следующие вопросы:

-достижение утверждённых основных экономических показателей деятельности предприятия;

-структурные изменения в номенклатуре оказываемых услуг, (выполняемых работ);

-реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности оказываемых услуг (выполняемых работ);

-информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;

-реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;

-выполнение муниципальных инвестиционных программ.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами предусмотрен контроль за деятельностью муниципальных предприятий Горноуральского округа органами местного самоуправления.

В соответствии с отчётом по результатам проверки законности, результативности и целевого использования средств бюджета округа, направленных в 2012 году на формирование и увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство "Энергия", размещённого на сайте Горноуральского городского округа (https://grgo.ru/kontrol/proverki/1903/7sphrase id=23434) по результатам данной проверки было составлено 2 акта.

Контрольным органом с 14.11.2013 по 05.12.2013 проводилась проверка законности, результативности и целевого использования средств бюджета округа, направленных в 2012 году на формирование и увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство "Энергия", согласно плана работы Контрольного органа на 2013 год, утверждённого распоряжением председателя Контрольного органа от 25.12.2012 №14 (с изменениями).

Контрольным органам в отчёте указано следующее: "На основании пункта 1 постановления администрации округа от 21.08.2012 № 1650 "О передаче в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальное хозяйство "Энергия" тепловых сетей" предприятию установлено передать в хозяйственное ведение муниципальное имущество – тепловые сети, согласно приложению "Перечень имущества" в сумме 681,0 тыс. рублей. Согласно акту приёма-передачи (отсутствует № и дата документа) от Комитета предприятию, передано имущество на сумму 126,5 тыс. рублей. В бухгалтерском учёте предприятия учтена сумма 126,5 тыс. рублей. Сумма, указанная в приложении постановления, не соответствует переданной по акту на сумму на 554,5 тыс. рублей, а также в приложении к постановлению указаны к передаче домовые сети, которые отсутствуют в акте приёма-передачи.

В нарушение подпунктов 3, 9 и 12 пункта 1 статьи 20 Закона №161-ФЗ, собственником имущества предприятия не утверждён порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, не утверждена бухгалтерская отчётность МУП ЖКХ "Энергия" за 2012 год, не утверждены показатели экономической эффективности деятельности предприятию.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21 Закона № 161-ФЗ, руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации, в порядке, установленном собственником имущества предприятия, а также руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником.

Ввиду того, что собственником имущества предприятия не утверждены показатели экономической эффективности деятельности предприятия, определить результативность выделенных в 2012 году на формирование уставного фонда МУП ЖКХ "Энергия", Контрольному органу не представляется возможным. Согласно пункта 12 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, собственник утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение.

В нарушение статьи 26 Закона № 161-ФЗ МУП ЖКХ "Энергия" по окончании 2012 года не представило Комитету бухгалтерскую отчётность. А также в нарушение пункта 39 Устава предприятия не выполняет обязательство ежеквартально представлять в Комитет бухгалтерский баланс за отчётный период, отчёт о прибылях и убытках, сводную таблицу технико-экономических показателей деятельности".

На основании указанного контролирующим органом было предложено:

"1. Администрации Горноуральского городского округа:

1.1. Разработать и утвердить до 30.12.2013 план мероприятий по устранению выявленных в результате проверки нарушений и замечаний.

1.2. Разработать и утвердить:

-порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем; порядок проведения аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий;

-порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий;

-порядок и сроки утверждения бухгалтерской отчётности муниципальных унитарных предприятий;

-показатели экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;

-порядок и сроки отчётности руководителей муниципальных унитарных предприятий о деятельности предприятия.

1.3. Обеспечить выполнение Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации округа полномочий, установленных Законом № 161- ФЗ.

1.4. Организовать проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2012-2013 годы, в связи со значительным ростом убытков МУП ЖКХ "Энергия" в 2012 году и 9 месяцев 2013 года.

2. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации округа:

2.1. Урегулировать вопрос по стоимости и наименованию имущества, закреплённого в хозяйственное ведение за МУП ЖКХ "Энергия" постановлением администрации округа от 21.08.2012 № 1650".

Указанное свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны учредителя за деятельностью муниципального предприятия с момента создания данного юридического лица, что впоследствии и привело к банкротству должника.

Все вышеуказанные обстоятельства подтверждающие вину были установлены судом в определении от 12.11.2019 по настоящему делу, которое вступило в законную силу.

В настоящий момент имущество у должника отсутствует, расчеты с кредиторами МУП ЖКХ "Энергия" завершены.

В связи с недостаточностью имущества должника требования кредиторов по текущим платежам 1 очереди удовлетворены на 99,77 %, 2 очереди удовлетворены на 65,17 %, 4 очереди удовлетворены на 1,97 %, 5 очереди удовлетворены на 1,27 %, Требования кредиторов, включенных в реестр не удовлетворены в полном объеме.

Совокупный размер не погашенных по причине недостаточности имущества должника требований кредиторов составил 364902261 руб. 02 коп., в том числе включенных в реестр требований кредиторов 100200707 руб. 97 коп., а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам 264701553 руб. 05 коп.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника (п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

В размер субсидиарной ответственности не включаются (п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве):

- требования самого контролирующего лица к компании-должнику;

- требования фирм и ИП, которые являются взаимозависимыми с компанией-должником.

Размер требований Администрации Горноуральского городского округа, а также взаимозависимых Администрации Горноуральского городского округа лиц составляет 23778908 руб. 84 коп. Соответственно, совокупный размер субсидиарной ответственности составляет 341123352 руб. 18 коп.

Если в банкротстве организации виновны несколько контролирующих лиц, то все эти лица отвечают солидарно по долгам компании (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве). То есть общий размер субсидиарной ответственности делится поровну между всеми лицами, которых привлекают к ответственности.

Выполненный конкурсным управляющим расчёт размера субсидиарной ответственности подтверждён реестром требований кредиторов, отчётом конкурсного управляющего на последнюю отчётную дату, судом проверен и признан верным.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения Администрации Горноуральского городского округа и ФИО5 к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 341123352 руб. 18 коп.

Руководствуясь ст. 61.10 – 61.12 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 179, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Взыскать солидарно с Администрации Горноуральского городского округа и ФИО5 в пользу Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйство "Энергия" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 341123352 руб. 18 коп. в порядке субсидиарной ответственности.

2.Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья А.С. Чинилов