АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
12 января 2007 года Дело № А60-34352/06-С10
г. Екатеринбург
Судья Арбитражного суда Свердловской области Евдокимов И.В., рассмотрел в судебном заседании 10-12.01.07 дело по заявлению
Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга (далее – Заявитель)
к Посольству Республики Беларусь в Российской Федерации (отделению в г. Екатеринбурге) (далее – Ответчик)
о взыскании штрафа 1 214 руб. 20 коп.
При участии в судебном заседании:
От Заявителя – ФИО1, главный юрисконсульт, доверенность № 01-31 от 09.01.07, удостоверение № 118.
От Ответчика – не явился, извещен.
Разъяснены процессуальные права и обязанности. Заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14-00 12.01.07. После перерыва заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Заявитель просит взыскать с Ответчика штраф 1 214 руб. 20 коп. на основании ст.17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.96 за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета за 2005 год.
Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на иммунитет Посольства от фискальной (административной) юрисдикции Российской Федерации.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству (серия 66 № 001957717) Ответчик имеет статус дипломатического представительства.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В международном праве действует принцип суверенного равенства государств (п.1ст.2 Устава Организации Объединенных Наций 1945 года), независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения и т.п.
Он выражается формулой «равный над равным не имеет власти, в том числе и юрисдикции».
Проявлением суверенитета государства является иммунитет государства от юрисдикции иного (иностранного) государства.
В соответствии со ст.5 Конвенции Организации Объединенных Наций «О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности» от 02.12.04, государство пользуется иммунитетом в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.
Согласно ст.6 указанной Конвенции, государство обеспечивает иммунитет государств, предусмотренный ст.5, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивает, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства в соответствии со ст.5.
В силу ч.2 ст.6 Конвенции, разбирательство в суде государства рассматривается как возбужденное против другого государства, если это (другое) государство указано в качестве стороны разбирательства.
При этом согласно ч.1 ст.2 Конвенции под «государством» понимается государство, его органы управления, составные части федеративного государства, учреждения и представители государства, действующие в осуществление суверенной власти государства.
С учетом изложенного, суд рассматривает Посольство Республики Беларусь как учреждение (представительство), действующее в осуществление суверенной власти иностранного государства, т.е. как государство, в смысле Конвенции, и как сторону (Ответчика) в настоящем судебном разбирательстве.
Таким образом, Ответчик обладает иммунитетом от юрисдикции судов Российской Федерации, в частности, арбитражных, и настоящее дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Свердловской области.
Суд также полагает, что Ответчик, как иностранное государство, обладает иммунитетом от административной юрисдикции, к которой относится и взыскание настоящего, по сути административного штрафа.
Согласно ст.31 Венской Конвенции «О дипломатических сношениях» от 18.04.61, дипломатический агент пользуется, в частности, иммунитетом от административной юрисдикции, за исключением некоторых случаев, не имеющих отношения к настоящему спору.
Суд полагает, что иммунитетом от административной юрисдикции обладает также и дипломатическое представительство (Посольство) как совокупность дипломатических агентов - членов дипломатического персонала представительства (ст.1 Венской Конвенции от 18.04.61) и как учреждение, действующие в осуществление суверенной власти государства (ч.1 ст.2 Конвенции Организации Объединенных Наций от 02.12.04)
Кроме того, суд отмечает, что в силу главы 32 (ст.247, 248) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц», в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение споров о взыскании административных штрафов, предусмотренных российским законодательством, с представительств (посольств) иностранных государств.
Статья 251 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает для иностранного государства судебный иммунитет по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде Российской Федерации.
Данная норма согласуется с положениями приведенной выше Конвенции Организации Объединенных Наций от 02.12.04) о юрисдикционных иммунитетах государств.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.150, ст.184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по настоящему делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в порядке ст.188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Евдокимов