АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург
17 мая 2022 года Дело №А60-35499/2020
Резолютивная часть определения объявлена 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Е. Яних при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Томошенко, рассмотрев заявление конкурсного управляющего ФИО1 о понуждении органа местного самоуправления Администрации Сысертского городского округа к принятию социально значимого имущества в муниципальную собственность
в рамках дела №А60-35499/2020 по заявлению акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН <***>) о признании садового некоммерческого товарищества «Калинка-1» (ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего: ФИО2, представитель по доверенности от 07.02.2022.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В Арбитражный суд Свердловской области 17.07.2020 поступило заявление акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН <***>) о признании садового некоммерческого товарищества «Калинка-1» (ИНН <***>) несостоятельным (банкротом).
Определением от 24.07.2020 заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 07.09.2020.
Определением от 25.09.2020 в отношении Садового некоммерческого товарищества «Калинка-1» (ИНН <***>) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена ФИО1, член «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Лига».
Решением от 05.02.2021 процедура в отношении Садового некоммерческого товарищества «Калинка-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена ФИО1, член «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Лига».
В Арбитражный суд Свердловской области 24.01.2022 поступило заявление конкурсного управляющего ФИО1 о понуждении органа местного самоуправления к принятию социально значимого имущества в муниципальную собственность.
Определением от 28.01.2022 заявление оставлено без движения.
Определением от 24.03.2022 заявление конкурсного управляющего ФИО1 принято судом к рассмотрению.
В судебном заседании 28.04.2022 представитель конкурсного управляющего изложил позицию по заявлению.
Рассмотрев заявление, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 131Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 названного Закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. В соответствии со п. 6 ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" передача социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание (п. 2 статьи 148).
В ведении СНТ «Калинка-1» находятся объекты электросетевого хозяйства, а именно: ТП-73212 в границах балансовой принадлежности, расположенная в садовом товариществе по адресу: Сысертский район, 0,2 км севернее г. Сысерть СНТ «Калинка-1» на основании акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок от 29.12.2014.
В связи с обнаружением имущества конкурсный управляющий в порядке ст. 110 Закона о банкротстве начала процедуру реализации имущества должника:
1. Конкурсный управляющий обращалась в ОАО «МРСК Урала» с предложением о консолидации сетей, однако от ОАО «МРСК Урала» 28.05.2021 г. был получен отказ в принятии подстанции на баланс.
2. Тогда, конкурсным управляющим на общее собрание кредиторов был вынесен вопрос об утверждении положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника. Положение было утверждено на собрании кредиторов 12.07.2021.
Конкурсным управляющим были организованы торги по продаже объектов электросетевого хозяйства, торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок – протокол о результатах проведения торгов от 30.08.2021, сообщение ЕФРСБ № 7251801.
3. После чего, 01.09.2021 конкурсным управляющим СНТ «Калинка-1» в адрес Администрации Сысертского городского округа (далее – Администрация) было направлено Обращение о принятии объектов в ведение органов местного самоуправления.
28.10.2021 Администрацией дан ответ № 130-01-18/12150, согласно которого для постановки на учет в реестр имущества местной казны необходимо объекты электросетевого хозяйства поставить на кадастровый учет.
28.10.2021 конкурсный управляющий СНТ «Калинка-1» повторно обратилась в адрес Администрации о принятии объектов в ведение органов местного самоуправления.
26.11.2021 Администрацией дан ответ № 130-01-18/13287, согласно которого для постановки на учет в реестр имущества местной казны необходимо объекты электросетевого хозяйства поставить на кадастровый учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при выдаче разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию трансформаторной подстанции, обязанность по постановке на кадастровый учет возлагается на орган местного самоуправления. Без получения соответствующего разрешения на ввод в эксплуатацию поставить на кадастровый учет объект электрохозяйства невозможно.
26.11.2021 конкурсный управляющий СНТ «Калинка-1» обратилась (обращение исх. № 03) в адрес Администрации с просьбой предоставить в отношении объектов электросетевого хозяйства, а именно: ТП-73212 в границах балансовой принадлежности, расположенная в садовом товариществе по адресу: Сысертский район, 0,2 км севернее г .Сысерть СНТ «Калинка-1» предоставить следующие документы: 1. Разрешение на строительство, 2. Разрешение на ввод в эксплуатацию, 3. И иные сопутствующие документы по вводу в эксплуатацию трансформаторных подстанций.
08.12.2021 Администрацией предоставлен ответ, согласно которого в отношении объекта электросетевого хозяйства ТП-73212 у Администрации отсутствует какая-либо документация.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенные для благоустройства территорий, необходимые для жизнеобеспечения граждан.
В соответствии с пунктом 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Таким образом, в Законе о банкротстве определена судьба социально значимых объектов, не реализованных на торгах: они подлежат передаче в муниципальную собственность.
Исходя из содержания пункта 6 статьи 129, пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве объект электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция относится к социально значимым объектам.
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 242). Аналогичное понятие трансформаторной подстанции содержится в Правилах технической эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6.
Из функционального назначения спорного имущества очевидна его социальная значимость.
Таким образом, ТП-73107 применительно к статье 132 Закона о банкротстве является социально значимым объектом, поскольку относится к объектам коммунальной инфраструктуры и обеспечивают функционирование жилищного фонда.
Из разъяснений пункта 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что согласно пункту 6 статьи 132 Закона передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Судам при применении данной нормы следует учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество. В отсутствие же таких разногласий для его передачи определение суда не требуется.
Следовательно, передача социально значимых объектов, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий, в связи с чем осуществление должником государственной регистрации права на недвижимое имущество и постановку на государственный кадастровый учет, спорных объектов в рассматриваемом случае не требуется.
Таким образом, отсутствие правоустанавливающих документов на объект электросетевого хозяйства не является препятствием для принятия указанного имущества.
Передача имущества в Администрацию позволит обеспечить безопасную эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства на территории где постоянно проживают большое количество граждан.
Администрацией не представлено доказательств того, что спорное имущество относится к имуществу, которое в силу закона не может принадлежать органам местного самоуправления, а также доказательств наличия прав третьих лиц на спорное имущество.
Своевременная передача нереализованного социально значимого имущества должника в казну муниципального образования является гарантией защиты прав граждан - потребителей коммунальных услуг и ресурсов, вырабатываемых с помощью указанного имущества.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона о банкротстве, а также учитывая, что спорное имущество является социально значимым объектом и не продано на торгах, суд пришел к выводу о том, что в силу прямого указания закона данное имущество подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
При этом суд, устанавливая срок для исполнения настоящего судебного акта в течение 10 дней с даты вступления в законную силу определения, руководствовался тем, что трансформаторная подстанция является источником повышенной опасности, отсутствие контроля за которой создаст реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также возникновению несчастных случае связанных с отсутствием обеспечения надлежащей эксплуатацией опасных объектов (объектов электросетевого хозяйства).
Руководствуясь статьями 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Заявление конкурсного управляющего ФИО1 удовлетворить.
2. Обязать Администрацию Сысертского городского округа (ИНН <***> ОГРН <***>) принять к распоряжению и управлению объект электросетевого хозяйства, а именно: ТП-73212 в границах балансовой принадлежности, расположенную в садовом товариществе по адресу: Сысертский район, 0,2 км севернее г.Сысерть СНТ «Калинка-1».
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья М.Е. Яних