ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-46226/18 от 28.01.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении в реестр требований кредиторов

г. Екатеринбург

28 января 2019 года Дело №А60-46226/2018

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.М. Килиной при ведении аудиопротокола заседания помощником судьи А.С. Садрихановой, рассмотрел требование Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Области о включении требования в реестр требований кредиторов должника,

в рамках дела по заявлению Акшенцевой Ольги Александровны о признании её несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании

от заявителя: Кострицкий С.И., представитель по доверенности.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Акшенцева О.А. обратилась в арбитражный суд 08.08.2018 через систему «Мой Арбитр» с заявлением о признании себя банкротом, просит ввести процедуру реализации имущества.

Определением суда от 15.08.2018 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено к рассмотрению в судебном заседании 17.09.2018.

20 сентября 2018 года Арбитражный суд Свердловской области вынес ОПРЕДЕЛЕНИЕ о признании заявления обоснованным и введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, в соответствии с которым Акшенцева Ольга Александровна (ИНН 744410192474) признана несостоятельным (банкротом) и введена процедура реструктуризации долгов гражданина, а также утверждена финансовым управляющим имуществом должника Фогилева Флюра Сагмановна, член союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс».

В адрес суда 24.12.2018 поступило заявление Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Области о включении требования в реестр требований кредиторов должника.

Определением от 26.12.2018 заявление принято к рассмотрению, назначено судебное заседание.

В судебное заседание должник не явился, в материалы дела поступило ходатайство об отложении рассмотрения заявления. В обоснование ходатайства должник указал, что в настоящее время в Кировском районном суде г. Екатеринбурга находится дело по иску Акшенцевой О.А. к аппарату Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области об отмене дисциплинарного взыскания, в рамках которого рассматривается правомерность требования Правительства СО о возврате суммы выданной субсидии.

Судом ходатайство должника об отложении судебного разбирательства отклонено.

В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

В силу данной нормы отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. При этом ходатайство заявителя удовлетворяется при условии признания причин его неявки уважительными.

Предметом рассматриваемого дела в Кировской районном суде г. Екатеринбурга является правомерность дисциплинарного взыскания, в то время как в настоящем деле рассматривается вопрос о включении в реестр денежных средств выделенных на приобретении жилого помещения.

Прим этом суд обращает внимание на то, что по существу должник требование не оспорил, письменный мотивированный отзыв не представил.

Учитывая изложенное, оснований для отложения судебного заседания суд не усмотрел, в удовлетворении ходатайства судом отказано.

Рассмотрев заявленное требование, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, который предусмотрен в ст. 71 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенным статьями 71, 100 Федерального закона № 127-ФЗ, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника, при этом требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 названного Федерального закона (абзац второй пункта 2 статьи 213.8 Федерального закона № 127-ФЗ).

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 21.05.2015 № 219-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера», на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 23.09.2016 № 881-РП «О предоставлении субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Свердловской области» с Акшенцевой Ольгой Александровной Правительством Свердловской области в лице временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Свердловской области Орлова Алексея Валерьевича было заключено Соглашение об использовании государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения от 05.10.2016 № 182 (далее - Соглашение).

Как следует из материалов дела, Правительством Свердловской области в безналичной форме произведено перечисление средств субсидии О.А. Акшенцевой в размере 1386000 руб.

Согласно пункту 31 Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 21.05.2015 № 219-УГ (далее -Положение), субсидия используется государственным гражданским служащим исключительно в целях, установленных законом Свердловской области, регулирующим особенности государственной гражданской службы Свердловской области. Средства субсидии должны быть направлены служащим на соответствующую оплату в течение одного года со дня перечисления средств на его счет, открытый в кредитной организации.

06.10.2017 О.А. Акшенцевой заключен договор купли-продажи жилого помещения, согласно которому О.А. Акшенцева обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями договора квартиру, расположенную в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 68, кв. 184.

Денежные средства в размере 1386000 рублей переданы О.А. Акшенцевой в счет оплаты части стоимости квартиры собственнику квартиры Н.В. Резник 06.10.2017, что подтверждается копией расписки Н.В. Резник.

Сторонами договора установлен следующий порядок оплаты стоимости квартиры:

часть стоимости квартиры в размере 1386000 рублей О.А. Акшенцева оплачивается из средств субсидии;

оставшаяся часть стоимости квартиры в размере 614000 оплачивается О.А. Акшенцевой наличными денежными средствами после регистрации договора, но не позднее 20.12.2017.

Как указал заявитель, при анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Акшенцевой Ольги Александровны выявлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и имущественных обязательствах имущественного характера за 2017 год не отражено жилое помещение, приобретенное Акшенцевой О.А. с использованием субсидии, выделенной из областного бюджета в 2016 году, а также не указаны доходы от возможной продажи указанного жилого помещения.

Пунктом 3.3. договора установлено, что О.А. Акшенцева приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.

Согласно письменному объяснению О.А. Акшенцевой от 01.11.2018 право собственности на квартиру у последней возникло 09.10.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В связи с невозможностью исполнения договора О.А. Акшенцевой заключено соглашение о расторжении договора от 08.12.2017. Согласно выписке из ЕГРП дата государственной регистрации прекращения права собственности О.А. Акшенцевой на квартиру - 12.12.2017.

Учитывая факт расторжения договора, приобретение О.А. Акшенцевой квартиры в 2017 году не состоялось. Сведений о направлении в 2017 году средств субсидии на оплату иных жилых помещений, приобретаемых на основании договора купли-продажи, а также на иные цели, предусмотренные пунктом 3 статьи 48 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-03 «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области», О.А. Акшенцевой не представлено.

С правовыми нормами Положения, регламентирующими случаи и сроки возврата средств субсидии, О.А. Акшенцева ознакомлена под роспись 06.10.2016.

По состоянию на 31.12.2017 жилые помещения в собственности О.А. Акшенцевой отсутствуют, что подтверждается Справкой, представленной О.А. Акшенцевой 04.04.2018.

Согласно пояснениям О.А. Акшенцевой от 23.10.2018, представленным в ходе анализа Департаментом кадровой политики и контроля Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, направленных ею в 2018 году, по состоянию на октябрь 2018 года денежные средства субсидии находятся у О.А. Акшенцевой.

Таким образом, в нарушение требований Положения в 2016 - 2017 годах средства субсидии О.А. Акшенцевой не использованы по назначению и, как следствие, цель предоставления субсидии не достигнута.

В соответствии со статьей 53 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Условия, порядок прохождения государственной гражданской службы Свердловской области, а также дополнительные государственные гарантии в сфере обеспечения жильем государственных гражданских служащих Свердловской области, установлены Законом Свердловской области от 15.07.2005 года № 84-03 «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области № 84-03).

С соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 Закона Свердловской области № 84-03 государственным гражданским служащим Свердловской области при прохождении государственной гражданской службы Свердловской области может быть предоставлено право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, предоставляемой за счет средств областного бюджета.

Согласно части первой пункта 3 статьи 48 Закона Свердловской области № 84-03 субсидия для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения предоставляется государственному гражданскому служащему Свердловской области при условии, что ему не предоставлялась субсидия на указанные цели, в том числе при прохождении федеральной гражданской службы или государственной службы Российской Федерации иных видов либо муниципальной службы. Иные условия и порядок предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидий для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, а также максимальный размер субсидии устанавливается нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области.

В пункте 2 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется один раз за весь период прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации служащим, имеющим стаж государственной гражданской службы в государственных органах Свердловской области не менее трех лет и состоящим в государственном органе Свердловской области на учете служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 48 Закона Свердловской № 84-03 субсидия для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения может быть использована исключительно в целях:

1) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения;

2) оплаты паевого взноса, если государственный гражданский служащий Свердловской области является членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива;

3) оплаты работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства;

4) погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилого помещения (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у государственного гражданского служащего Свердловской области до возникновения права на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения;

5) уплаты цены по договору участия в долевом строительстве жилых помещений;

6) оплаты приобретаемого в собственность жилого помещения, созданного в результате осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Согласно подпункту 5 пункта 31 Положения предоставленная субсидия подлежит возврату служащим в областной бюджет в случае использования средств субсидии на цели, не установленные законом Свердловской области, регулирующим особенности государственной гражданской службы Свердловской области в течение одного месяца со дня получения требования государственного органа Свердловской области о возврате субсидии.

Получатель субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета вправе распорядиться денежными средствами, если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок, направленных на улучшение жилищных условий.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами областного бюджета для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения является установление факта улучшения жилищных условий.

Недостижение цели договора, направленной на улучшение жилищных условий, подтверждается заключением соглашения о расторжении договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 08.12.2017 и расторжением заключенного договора.

Уведомление о расторжении соглашения и требование о возврате субсидии получено О.А. Акшенцевой 19.11.2018. Как указал заявитель, до настоящего времени требование о возврате субсидии не исполнено.

С учетом изложенного, можно прийти к выводу о том, что цель, на которую направлены средства областного бюджета, для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, не была достигнута.

В соответствии с пунктом 35 Положения возврат предоставленной субсидии (неиспользованной части предоставленной субсидии) осуществляется служащим путем перечисления средств субсидии на счет областного бюджета.

В случае если служащим не исполнена обязанность по возврату предоставленной субсидии (неиспользованной части предоставленной субсидии), истребование субсидии осуществляется государственным органом Свердловской области, заключившим со служащим соглашение об использовании субсидии, в судебном порядке.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности требования Правительства Свердловской области.

Заявитель просит восстановить пропущенный срок на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А.

Сообщение о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсант» от 29.09.2018 № 178, в ЕФРСБ сведения включены 24.09.2018.

Пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона № 127-ФЗ установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.

Уведомление о расторжении соглашения и требование о возврате субсидии получено Акшенцевой О.А. 19.11.2018 года. В течение месяца со дня получения указанное требование не исполнено, соответственно с 20.12.2018 у Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Области появились основания для обращения в суд с иском о возврате полученной субсидии, который в настоящем случае подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве как требование о включении в реестр требований должника требования кредитора в размере 1386000 рублей.

Учитывая изложенное, судом удовлетворено ходатайство Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Области о восстановлении пропущенного срока на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А.

Руководствуясь ст. 71 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Ходатайство Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Области о восстановлении пропущенного срока на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А. удовлетворить.

Включить требования кредитора Правительства Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской Областив размере 1 386 000 (Один миллион триста восемьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек в реестр требований кредиторов Акшенцевой Ольги Александровны в составе третьей очереди.

2. Требования кредиторов, включенные в реестр не подлежат повторному включению в реестр при переходе к иным процедурам банкротства.

3. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Л.М. Килина