ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-50643/09 от 20.04.2011 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о привлечении к субсидиарной ответственности

г. Екатеринбург

Дело № А60-50643/2009

20 апреля 2011 года

Резолютивная часть определения объявлена 13 апреля 2011 года.

Определение в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Соловцова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Ахмадиевой, рассмотрел в судебном заседании в рамках дела по заявлению Федеральной налоговой службы, в лице Межрайонной ИФНС России № 12 по Свердловской области о признании должника МУП "Домоуправление" п. Дружинино (ОГРН <***>; ИНН <***>) несостоятельным (банкротом)

заявление конкурсного управляющего должника ФИО1 о привлечении Администрации Дружининского городского поселения к субсидиарной ответственности

к рассмотрению заявления также привлечена Администрация Нижнесергинского муниципального района

при участии в судебном заседании

от заявителя конкурсный управляющий ФИО1;

от Администрации Дружининского городского поселения ФИО2 представитель по доверенности от 17.03.2011 г.;

от Администрации Нижнесергинского муниципального района ФИО3, представитель по доверенности от 11.04.2011 г.;

от уполномоченного органа ФИО4 представитель по доверенности от 14.09.2010 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Заслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2009 г. в отношении должника Муниципального унитарного предприятия


"Домоуправление" п. Дружинино введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утверждена Иванова Татьяна Геннадьевна.

Собранием кредиторов МУП «Домоуправление» п. Дружинино 21.07.2010г., принято решение об обращении конкурсного управляющего в арбитражный суд с заявлением о привлечении администрации Дружининского городского поселения к субсидиарной ответственности за вред, причиненный имущественным правам кредиторам.

Во исполнение решения собрания кредиторов поступило заявление конкурсного управляющего должника ФИО1 о привлечении Администрации Дружининского городского поселения к субсидиарной ответственности.

К судебному заседанию 02.03.2011 года подано заявление об уточнении и увеличении требований до 2 348 826 рублей 68 коп. Ходатайство принято к рассмпотрению.

В судебном заседании представители Администрации Дружининского городского поселения пояснили, что МУП «Домоуправление» передано в ведение Дружининского городского поселения из ведения Нижнесергинского муниципального района на основании Областного закона от 12.07.2007 N 58-ОЗ «О решении в 2008 году вопросов местного значения поселений, образованных в 2004 году на территории Свердловской области, и разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между этими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят». На основании писем МУП «Домоуправление» имущество принято в муниципальную казну Нижнесергинского и передано в муниципальную казну Дружининского городского поселения при условии субсидиарной ответственности Нижнесергинского муниципального района. В обоснование указанного довода представлен передаточный акт.

Определением от 21.03.2011 г. к участию в рассмотрении заявления привлечена Администрация Нижнесергинского муниципального района. Представитель администрации пояснил, что односторонне указание в акте приема-передачи имущества на наличие субсидиарной ответственности правого значения не имеет.

В ходе рассмотрения заявления конкурсного управляющего по существу судом установлены следующие обстоятельства.

Письмом от 24.08.2009 г. за подписью и.о. директора МУП «Домоуправление» ФИО5 в адрес Главы Дружининского городского поселения с целью снижения межэксплуатационных расходов на имущество, МУП «Домоуправление» обратилось с просьбой об изъятии имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения в казну.

Постановлением Главы Дружининского городского поселения № 98 от 01.09.2009г., прекращено право хозяйственного ведения и принято в муниципальную казну с 18.08.2009г. имущество МУП «Домоуправление», согласно Приложению № 1 к Постановлению Главы Дружининского


городского поселения № 98 от 01.09.2009г., остаточной стоимостью 3 908 599 руб. 74 коп., балансовой стоимостью в соответствии с бухгалтерским балансом на 30.09.3009г. - 2 846 000 руб.

Постановлением Главы Дружининского городского поселения № 101 от 14.09.2009г., изъятое в муниципальную казну имущество (Приложение № 2 к постановлению № 101 от 14.09.2009г.) передано ранее созданному муниципальному автономному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2009 г. в отношении должника МУП "Домоуправление" п. Дружинино введена процедура конкурсного производства. Согласно реестру требований кредиторов должника на 17.02.2011г. общая сумма требований составляет 1 698 445 руб. 33 коп.: 972 734 руб. 99 коп. - вторая очередь; 715 261 руб. 45 коп. - третья очередь; 10 448 руб. 89 коп. - убытки.

В ходе проведения процедуры конкурсного производства в отношении должника конкурсным управляющим установлен факт недостаточности имущества, принадлежащего МУП «Домоуправление» п. Дружинино для осуществления расчетов с кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов должника, что подтверждается отчетом № 46/10 «Об определении рыночной стоимости основных средств, принадлежащих МУП «Домоуправление» п. Дружинино» от 18.10.2010г. и заключением Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области № ВО-18894 от 08.12.2010г.; итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 15.10.2010г. с учетом НДС составила 60 436 руб.

Поскольку требования общества не были удовлетворены в связи с недостаточностью имущества предприятия, конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении администрации к субсидиарной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества или лицом, которое имеет право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеет возможность определять его действия, на такое лицо может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам юридического лица.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство)


юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п. Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.

При этом под контролирующим должника лицом статьей 2 Закона о банкротстве понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью);

Исходя из смысла указанных правовых норм, необходимыми условиями для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на учредителя, участника или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, являются наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении должника и действиями должника, повлекшими его несостоятельность (банкротство), а также вины ответчика в банкротстве должника.

По мнению суда, причиной несостоятельности МУП «Домоуправление» п. Дружинино явилось изъятие из его хозяйственного ведения недвижимого


имущества балансовой стоимостью 2 846 000 руб. на основании Постановления Главы Дружининского городского поселения № 98 от 01.09.2009г. поскольку его изъятие привело к невозможности осуществления хозяйственной деятельности должника.

Указанный вывод сделан судом исходя из следующих обстоятельств.

МУП «Домоуправление» п. Дружинино создано в 2004г., учредителем выступил Комитет по управлению муниципальным имуществом Нижнесергинского муниципального образования, что Постановлением Главы Нижнесергинского муниципального образования № 123 от 09.02.2004г.

Как следует из положений Устава МУП «Домоуправление» п. Дружинино», утвержденного Председателем Комитетом по управлению Муниципальным имуществом Нижнесергинского Муниципального образования 09.02.2004г. целью создания предприятия, являлось выполнение работ связанных с обслуживанием, содержанием, теплоснабжением, водоснабжения и водоотведения и ремонта жилого фонда.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом Нижнесергинского муниципального района передано МУП «Домоуправление» п. Дружинино на праве хозяйственного ведения имущество, балансовой стоимостью 10 771 418 рублей 96 коп. с остаточной стоимостью 5 227 400 рублей 87 коп.

Так же на основании Постановление главы Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2009г. за № 517 от Германа А.И. передано мастеру МУП «Домоуправление» п. Дружинино автотранспортные средства, находящиеся на балансе МУП на 09.07.2009г., первоначальной стоимостью — 1 178 500 руб. 27 коп., остаточной стоимостью 404 069 руб. 13 коп.

На основании акта приема-передачи от 07.08.2009 г.. МУП «Домоуправление» передано Нижнесергинским муниципальным районом в администрацию Дружининского городского поселения

С 20.08.2009г. директором назначена ФИО5, что подтверждается Постановлением Дружининского городского поселения № 91 от 20.08.2009г.. Согласно приемо-сдаточному акту от 09.07.2009г. Германом А.И. переданы ФИО5 основные средства первоначальной стоимостью - 6 499 730 руб. 36 коп.; остаточной стоимостью - 4 285 953 руб. 81 коп. (основание передачи Постановление главы ФИО6 от 08.06.2009г. за № 517).

Таким образом, по состоянию на дату изъятия предприятие обладало имуществом первоначальной стоимостью -7 678 230 руб. 63 коп. (6 499 730,36 + 1 178 500,27), остаточной стоимостью - 4 690 022 руб. 94 коп. (4 285 953,81 + 404 069,13).

Постановлением Главы Дружининского городского поселения «О приеме имущества МУП «Домоуправление» в муниципальную казну Дружининского городского поселения № 98 от 01.09.2009г. право хозяйственного ведения с 18.08.2009г. на имущество МУП прекращено, имущество принято в муниципальную казну. Из содержания акта приема-передачи муниципального имущества в муниципальную казну от 18.08.2009г. следует, что произведено


изъятие имущества первоначальной стоимостью -6 297 366,93; остаточной стоимостью 3 908 599,74.

Постановлением Главы Дружининского городского поселения № 86 от 12.08.2009г. создано муниципальное автономное учреждение «Жилищно- коммунальное хозяйство».

Постановлением Главы Дружининского городского поселения № 101 от 14.09.2009г. МАУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» из муниципальной казны Дружининского городского поселения передано в оперативное управление имущество, ранее изъятое из МУП «Домоуправление» п. Дружинино.

В результате действий, в соответствии с инвентаризационной описью основных средств № 1 от 01.03.2010г., в процедуре конкурсного производства управляющим проиинвентаризированно 12 объектов (4 стола, сейф, кресло, стул, 4 компьютера, автомобиль). Согласно данным оценки рыночная стоимость имущества МУП «Домоуправление» п. Дружинино по состоянию на 15.10.2010 г. с учетом НДС составила 60 436 рублей.

В процедуре конкурсного производства конкурсным управляющим проведена проверка наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства МУП «Домоуправление» п.Дружинино.

Установлена недостоверность сведений в бухгалтерской отчетности должника, а именно не отражено выбытие всех основных средств, объектов незавершенного строительства, запасов в августе - сентябре 2009 года.

На основе проведенного анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность МУП "Домоуправление" п. Дружинино, периоды существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов выявлены во 2 и 3 кварталах 2009 года.

При проведении анализа сделок за 3 квартал 2009 года, рассмотрена сделка оформленная Актом приема-передачи имущества в муниципальную казну от 18.08.2009 г. и Постановлением №98 от 01.09.2009 «О приеме имущества МУП «Домоуправление» в муниципальную казну». В результате указанной сделки произошло прекращение права хозяйственного ведения должника на все принадлежащие основные средства, объекты незавершенного строительства, запасы. Сделка являлась безвозмездной, то есть должник не получил встречного предоставления за переданное имущество. Более того, вследствие передачи всех основных средств основная деятельность должника сделалась невозможной.

В результате проведенного анализа выявлена сделка, исполненная на условиях, не соответствующих рыночным условиям (безвозмездная передача имущества), что послужило причиной невозможности осуществления основной деятельности должника, а также причиной увеличения неплатежеспособности МУП "Домоуправление" п. Дружинино.

В соответствии с пунктом 10 Временных правил сделан вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства МУП "Домоуправление" п. Дружинино.


По мнению суда действия органа местного самоуправления по изъятию имущества являются незаконными.

Так, согласно пункту 3 статьи 18 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, направленная на изъятие имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, оформленная посредством распоряжения собственника, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.

Имея полную информацию о финансовом состоянии предприятия, Администрации Дружининского городского незаконно изъяла из его хозяйственного ведения основные производственные активы, что привело к прекращению хозяйственной деятельности этого предприятия, его банкротству, невозможности принятия мер по восстановлению платежеспособности и нарушению прав его кредиторов.

В постановлении по делу "Ершова против России" от 8 апреля 2010 г. Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) признал нарушение ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции в связи с неисполнением решений суда о взыскании с муниципального унитарного предприятия и ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия в пользу заявительницы задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

При вынесении судебного акта Европейский Суд "... с учетом, в частности, публичного характера деятельности предприятия, существенной степени контроля за его имуществом со стороны муниципальных органов власти и решений последних, приведших к передаче вышеназванного имущества и последующей ликвидации предприятия...", пришел к заключению, "...что предприятие не обладало достаточной организационной и управленческой независимостью от муниципальных органов власти. Соответственно, вне зависимости от статуса предприятия как самостоятельного юридического лица, муниципальные власти, а следовательно и государство, должны быть в рамках Конвенции признаны ответственными за его действия и бездействие...".

При указанных обстоятельствах имеет место причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством предприятия ЖКХ и, следовательно, о наличии оснований для удовлетворения требования.

Как следует из заявления конкурсного управляющего, рыночная стоимость имущества МУП «Домоуправление» п. Дружинино по состоянию на 15.10.2010 г. с учетом НДС составляет 60 436 руб.; общая сумма требований кредиторов


согласно реестру требований кредиторов должника - 1 698 445 руб.33 коп. Размер текущих платежей по состоянию на 02.03.2011 г. составил 710817 рублей 35 коп.,, налог на имущество – 30824 рублей, 3160 рублей 04 коп. расходы на публикацию сообщения о признании должника банкротом, 23 332 рублей – расходы в связи с исполнением договора о привлечении специалиста для обеспечения деятельности конкурсного управляющего № 1-А от 01.02.2010 г., 23 332 рублей - расходы в связи с исполнением договора о привлечении специалиста для обеспечения деятельности конкурсного управляющего № 1-Б от 01.02.2010 г., 427000 рублей - вознаграждение конкурсного управляющего за период с 25.12.2009 г. по 01.03.2011 г.; 1 342 руб.72 коп. – почтовые расходы; 15000 - расходы в связи с исполнением договора №16/10 от 05.04.2010 г.; 180 000 рублей - расходы в связи с исполнением договора №1 от 01.04.2010 г., 120 руб. оплата государственной пошлины.

При определении размера субсидиарной ответственности суд принимает во внимание размер требований кредиторов, включенных в реестр в сумме 1 698 445 рублей 33 коп., а также неисполненные текущие обязательства в сумме 462 999 рублей 04 коп. по:

- выплате 427 000 рублей вознаграждения конкурсному управляющему;

- уплате налога на добавленную стоимость по требованию № 7263 по состоянию на 08.10.2010 года в части 1 895 рублей текущей недоимки (основания для учета пени ввиду отсутствия расчета и возможности проверки обоснованности отсутствуют);

- уплате 30 284 рублей налога на имущество;

- 3 160 рублей 04 коп. публикации;

-120 рублей пошлины за выдачу копий судебных актов документов.

В удовлетворении требований в части оплаты услуг привлеченных специалистов отказано, поскольку исходя из обстоятельств дела о банкротстве, предполагающего необходимость формирования конкурсной массы за счет предъявления требования о субсидиарной ответственности при минимальном размере собственного имущества их привлечение не являлось разумным и обоснованным.

Доказательства несения иных расходов, как имеющих отношение к делу о банкротстве также не представлено. Так, значительное количество почтовых квитанций в материалы дела не представлены. Из содержания имеющихся документов установить их связь с делом о банкротстве в отсутствие обозначенной цели направления, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованным заявление конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности обоснованным и взыскивает с Администрации Дружининского городского поселения в пользу МУП «Домоуправление» п. Дружинино 2101008 рублей 37 коп. (1 698 445 рублей 33 коп. + 462 999 рублей 04 коп. – 60 436).

Довод Администрации Дружининского городского поселения о необходимости привлечения к ответственности Администрации Нижнесергниского муниципального района судом отклонен Отметка о субсидиарной ответственности Администрации Нижнесергниского


муниципального района содержащаяся в акте от 07.08.2009 г. дописана в одностороннем порядке и сторонами не согласована.

Кроме того, невозможность удовлетворения требований кредиторов произошла по вине именно Администрации Дружининского городского поселения, поскольку в случае несовершения противоправных действий по изъятию имущества должника первоначальной стоимостью 6 297 366,93 рублей и остаточной стоимостью 3 908 599,74 рублей денежных средств от его продажи должно было хватить для погашения требований кредиторов в сумме 1 698 445 рублей 33 коп. Обращение в суд с заявлением о банкротстве организации от собственника имущества не последовало.

Руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление конкурсного управляющего МУП «Домоуправление» п. Дружинино ФИО1 о привлечении Администрации Дружининского городского поселения к субсидиарной ответственности удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Дружининского городского поселения в пользу МУП «Домоуправление» п. Дружинино в порядке привлечения к субсидиарной ответственности 2101008 рублей 37 коп.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суды апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

С.Н.Соловцов



1 462 1662816

2 462 1662816

3 462 1662816

4 462 1662816

5 462 1662816

6 462 1662816

7 462 1662816

8 462 1662816

9 462 1662816