ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-61680/16 от 13.06.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства 

г. Екатеринбург Дело № А60-61680/2016
13 июня 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.В. Марьинских  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Н.А.Князевой, рассмотрел в судебном заседании 06.06.2017 дело № А60- 61680/2016 по иску 

открытого акционерного общества "СОДРУЖЕСТВО" (ИНН <***>,  ОГРН <***>) 

к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерству транспорта и связи  Свердловской области 

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, 

Региональной энергетической комиссии Свердловской области  о взыскании 4 191 347 рублей 

при участии в судебном заседании: 

от истца посредством системы видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Республики Татарстан: Латипова О.П., представитель по  доверенности № 28 от 06.03.2017, ФИО1, представитель по доверенности   № 1 от 09.01.2017, 

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности № 05-36-07/2 от  11.01.2017, 

от третьих лиц:

от Министерства транспорта и связи Свердловской области: ФИО3, представитель по доверенности от 16.01.2017, ФИО4,  представитель по доверенности № 25 от 30.12.2016, 

от Региональной энергетической комиссии Свердловской области: ФИО5, представитель по доверенности № 13-10/15 от 10.01.2017. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления  извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного  суда Свердловской области по веб-адресу www.ekaterinburg.arbitr.ru. 


Процессуальные права и обязанности разъяснены, отвода не заявлено  (ст.41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым  заявлением о взыскании с ответчика 4191347 рублей – сумма непокрытых  субсидией потерь (убытков), возникших в результате оказания в 2013 году  услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам. 

В предварительном судебном заседании 21.02.2017 истец заявил  ходатайство об уточнении (уменьшении) исковых требований, истец просит  взыскать с ответчика 3479637 рублей – сумма непокрытых субсидией потерь  (убытков), возникших в результате оказания в 2013 году услуг по перевозке  пассажиров по регулируемым тарифам. 

Ходатайство истца об уменьшении исковых требований судом  удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Ответчиком к предварительному судебному заседанию представлен  отзыв. 

Органами государственной власти Свердловской области в полном  объеме выполнены требования федерального законодательства о возмещении  убытков организаций железнодорожного транспорта, возникающих вследствие  государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа  железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. 

Состав правонарушения, установленный статьями 16,1069 ГК РФ, в виде  незаконных действий (неправомерного бездействия) органов государственной  власти Свердловской области, причинно-следственной связи между убытками  истца и указанными действиями (бездействиями) отсутствует. 

Размер возмещения неполученных доходов в результате осуществления  государственного регулирования тарифов рассчитан РЭК Свердловской  области в соответствии с требованиями Методики на основании данных о  расходах и доходах, представленных ОАО «Содружество» в регулирующий  орган. 

РЭК Свердловской области подготовлено заключение от 23.06.2014 № 31- 01-80/770 о размере недополученных доходов ОАО «Содружество» за 2013 год.  При этом РЭК Свердловской области в соответствии с требованиями Методики  в пределах полномочий, предоставленных регулирующему органу по оценке  экономической обоснованности затрат, с учетом фактической доли объема  отправленных пассажиров по Свердловской области в 2013 году (в размере  0,015) и фактических обоснованных собственных затрат перевозчика,  связанных с регулируемой деятельностью, собственные расходы перевозчика,  относимые на Свердловскую область, в 2013 году определены в сумме 4,25  млн.рублей. 


Затраты, связанные с оплатой услуг, оказываемых ОАО «РЖД»,  определены с учетом действующих ставок в 2012 году, индексов цен  производителей промышленной продукции в размере 103,5 % и цен  производителей промышленной продукции без продукции ТЭКа в размере  102,4 %, установленных сценарными условиями основных параметров прогноза  социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год, и доли  объема вагоно-километровой работы по Свердловской области (в размере  0,033). Всего затраты на оплату услуг, оказываемых ОАО «РЖД», в 2013 году  составляют 19,33 млн.руб. 

 Общие расходы перевозчика, относимые на Свердловскую область, в 2013  году составляют 23,58 млн.рублей. 

 С учетом объема перевезенных пассажиров и действующих тарифов  (включая детские тарифы), без учета применяемых скидок, доходы перевозчика  составляют 13,27 млн.рублей. 

 Следовательно, на основании заключения РЭК Свердловской области, в  2103 году потери ОАО «Содружество» в доходах, возникшие в результате  осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки  пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном  сообщении на территории Свердловской области, составляют 10,31 млн.рублей.  Указанная сумма перечислена ОАО «Содружество» Министерством транспорта  и связи Свердловской области в полном объеме (платежные поручения от  26.03.2013 № 104, от 28.05.2013 № 190, от 03.07.2013 № 264, от 08.08.2013 № 350,  от 06.09.2013 № 443, от 20.09.2013 № 490, от 29.10.2013 № 643, от 26.12.2016   № 709). 

 Между Министерством транспорта и ОАО «Содружество» заключен  договор об обслуживании пригородных маршрутов регулярных пассажирских  перевозок железнодорожным транспортом от 23.01.2013 № 1/01-2013. 

 В соответствии с договором перевозчик принял обязательства по  осуществлению перевозок по установленным маршрутам и тарифам. 

 Также между Министерством транспорта и ОАО «Содружество»  заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления из областного  бюджета субсидии от 04.03.2013 № 3. 

 Согласно п.3.1 Соглашения величина потерь в доходах перевозчика  определяется как разность между экономически обоснованными расходами  перевозчика на осуществление регулируемого вида деятельности и доходами  перевозчика, полученными в результате применения регулируемых тарифов, и  подтверждается заключением РЭК Свердловской области. 

 Пунктом 2.1. соглашения определен размер субсидии на возмещение  потерь в доходах ОАО «Содружество» в твердой сумме 9598290 рублей. Как  указывалось выше, в соответствии с заключением РЭК Свердловской области  от 23.06.2014 № 31-01-80/770, на основании отчетных данных перевозчика за 

 Таким образом, в соответствии с заключенным договором перевозчик  принял обязательства обеспечить перевозку граждан по установленному 


тарифу без ограничения числа поездок и маршрута следования. Следовательно,  количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и  дальность их поездок, а также фактическая стоимость их проезда при  установлении суммы субсидии, размер которой согласован сторонами, не  учитывались, в том числе при расчетах по соглашению. 

 Оплата по соглашению осуществлялась по ежеквартальным отчетам на  основании размера субсидии, предусмотренного соглашением в твердой  денежной сумме в объеме лимитов бюджетных обязательств, то есть вне  зависимости от числа поездок, конкретных маршрутов, стоимости проезда  граждан, перевезенных пригородным железнодорожным транспортом. 

 Таким образом, обязательства по соглашению исполнены Министерством  транспорта и связи Свердловской области в полном объеме в соответствии с его  условиями и требованиями постановления Правительства Свердловской  области № 68-ПП. 

 В силу Порядка и условий предоставления из областного бюджета  субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в  доходах, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области   № 68-ПП во исполнение п.3 ст.8 Федерального закона "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации", финансовое обеспечение расходов,  связанных с возмещением потерь в доходах организаций железнодорожного  транспорта, осуществляется исключительно на основании соглашений,  заключенных в пределах средств, предусмотренных по соответствующему виду  расходов в областном бюджете на 2013 год и в размере, подтвержденном  заключением РЭК Свердловской области. 

 Таким образом, перечисление субсидий возможно только в порядке и на  условиях, установленных постановлением. 

 Отчет ООО «ФБК «Поволжье» по проверке отдельных вопросов  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Содружество» за 2013 год на  предмет достоверности расчета потерь в доходах, возникающих в результате  регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров поездами  пригородного сообщения по Свердловской области, не может являться  надлежащим доказательством по делу. При выполнении задания были  установлены следующие задачи: фактический и плановый объем выполненного  заказа по транспортному обслуживанию населения, правильность отражения в  бухгалтерском учете субсидий, наличие оправдательных документов,  подтверждающих расходы, оформленных в соответствии с действующим  законодательством, правильность отнесения расходов к отчетным периодам,  отражения затрат в бухгалтерском учете по элементам затрат и счетам учета,  арифметический контроль свода затрат, производственная направленность  затрат, правильность отражения в экономических расчетах расходов по  пригородным перевозкам по территории Свердловской области, правильность  отражения затрат в бухгалтерском учете в суммовом выражении (стр.4).  Проверка проведена на выборочной основе для подтверждения числовых  данных и пояснений, содержащихся в отчетности ОАО «Содружество» (стр.24).  Вопросы подтверждения экономической обоснованности затрат не входят в 


компетенцию аудиторов и не нашли отражения в отчете. Аудиторы  подтвердили достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

 Представителем ответчика по настоящему делу должен являться главный  распорядитель средств областного бюджета - Министерство транспорта и связи  Свердловской области. 

 Ответчиком заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика  (привлечении соответчика), а именно Свердловскую область в лице  Министерства финансов Свердловской области на Министерство транспорта и  связи Свердловской области или привлечении Министерства транспорта и  связи Свердловской области к участию в деле в качестве соответчика. 

 Ходатайство принято судом к рассмотрению.

 Также ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, Региональную энергетическую комиссию  Свердловской области, осуществляющую государственное регулирование  тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в  пригородном сообщении. 

 Истцом заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  Министерство транспорта и связи Свердловской области, предоставившим  субсидию, Региональную энергетическую комиссию Свердловской области,  осуществляющую государственное регулирование тарифов на перевозки  пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном  сообщении, ОАО «РЖД». 

По результатам проведения предварительного судебного заседания в  соответствии со ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство транспорта и связи Свердловской области, предоставившим  субсидию, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области,  поскольку права и законные интересы указанных лиц могут быть затронуты  решением по настоящему делу. 

В обоснование необходимости привлечения ОАО «РЖД» к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, истец ссылается на то, что указанное лицо  является арендодателем подвижного состава, невыплата понесенных истцом  при осуществлении транспортного обслуживания фактических расходов влечет  ненадлежащее исполнение истцом обязательств перед ОАО «РЖД», в связи с  чем судебный акт по настоящему делу затрагивает права и законные интересы  данного лица. 

В удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  ОАО «РЖД» судом отказано ввиду отсутствия установленных ст.51  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований. 

До привлечения к участию в деле от третьих лиц поступили отзывы.


Министерство транспорта и связи Свердловской области указало на  следующее: 

В качестве третьего лица в исковом заявлении указано открытое  акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Горьковской железной дороги. 

Между тем, ОАО «Содружество» ходатайство о привлечении ОАО  «РЖД» в качестве третьего лица не заявлено, обоснование того, что решение по  настоящему делу может повлиять на права и обязанности ОАО «РЖД» по  отношению к ОАО «Содружество» или иным лицам, участвующим в деле, не  приведено. 

ОАО «РЖД» стороной указанных договоров не является, в  правоотношениях по получению ОАО «Содружество» экономически  обоснованных затрат, не участвует, требование, связанное с правами и  интересами данного лица, не заявлено, права или обязанности этого лица по  рассматриваемым судом правоотношениям не подлежат установлению,  соответственно, решением по настоящему делу на него не будут возложены  какие-либо обязанности и затронуты права. Доказательств иного суду не  представлено (ст. 65 АПК РФ). 

ОАО «РЖД» представило отзыв. Позицию истца поддерживает в полном  объеме. 

От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

В судебном заседании 18.04.2017 истцом повторно заявлено ходатайство  о привлечении ОАО «РЖД» в качестве третьего лица. 

Судом ходатайство рассмотрено, в удовлетворении отказано по  основаниям, указанным ранее. 

Также истцом устно предложено лицам, участвующим в деле,  рассмотреть вопрос о проведении судебно-экономической экспертизы. 

Ответчик и третьи лица не согласны с ходатайством о проведении  судебно-экономической экспертизы, считают проведение экспертизы  нецелесообразным. 

Ответчик дополнительных документов не представил, настаивает на  необходимости замены представителя ответчика на Министерство транспорта и  связи Свердловской области. 

Министерство транспорта и связи Свердловской области полагает иск  предъявленным с указанием надлежащего распорядителя. 

Истец настаивает на предъявлении требований к Свердловской области  именно в лице Минфина. 

На данной стадии судом не осмотрено необходимости замены  представителя ответчика, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в  заявленном истцом составе. 

Третье лицо Министерство транспорта и связи Свердловской области  представило отзыв. 

На основании направленных перевозчиком расчетных материалов, в том  числе бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за 2013 год,  заключением РЭК Свердловской области от 23.06.2014 № 31-01-80/770 


подтверждена сумма недополученных доходов ОАО «Содружество» в 2013  году в размере 10310000 рублей, из них возмещено из областного бюджета –  9598290 рублей. 

На основании указанного заключения у Свердловской области перед  ОАО «Содружество» возникла задолженность на возмещение недополученных  в 2013 году доходов в размере 711710 рублей. 

В целях ликвидации указанной задолженности между Министерством и  ОАО «Содружество» в 2016 году заключено дополнительное соглашение № 1 к  соглашению о порядке и условиях предоставления из областного бюджета  субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение  недополученных доходов, возникших в результате осуществления  государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в  пригородном сообщении на территории Свердловской области от 09.02.2016   № 10, предусматривающее возмещение 711710 рублей в целях возмещения  недополученных доходов перевозчика за 2013 год. 

Денежные средства в размере 10310000 рублей перечислены истцу  (платежные поручения от 26.03.2013 № 104, от 28.05.2013 № 190, от 03.07.2013   № 264, от 08.08.2013 № 350, от 06.09.2013 № 443, от 20.09.2013 № 490, от  29.10.2013 № 643, от 26.12.2016 № 709).  

При таких обстоятельствах, обязательства Свердловской области  выполнены в полном объеме, исковые требования ОАО «Содружество»  заявлены необоснованно. 

Министерство транспорта и связи Свердловской области привлечено к  участию в деле в качестве третьего лица и с учетом заявленных исковых  требований не может быть привлечено в качестве надлежащего ответчика. 

Министерство транспорта и связи Свердловской области имеет право  распоряжения денежными средствами исключительно в пределах  утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. 

Между тем, денежные средства в размере заявленных исковых  требований (4191347 рублей) соглашением между ОАО «Содружество» и  Министерством не были установлены. Законами Свердловской области от  07.12.2012 № 104-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период  2014 и 2015 годов» и от 19.12.2016 № 131-03 «Об областном бюджете на 2017  год и плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены, заключения РЭК  Свердловской области на указанную сумму не имеется, бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на указанную сумму  Министерству транспорта и связи Свердловской области Министерством  финансов, как уполномоченным исполнительным органом государственной  власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета,  не утверждены. 

При таких обстоятельствах представителем публично-правового  образования - Свердловской области по заявленному требованию, а  соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство  финансов Свердловской области, действующее на основании Положения о  Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного 


Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524- ПП. 

Третье лицо Региональная энергетическая комиссия Свердловской  области представило отзыв. 

В 2013 году для перевозчика действовали тарифы, утвержденные  постановлением Комиссии от 07.03.2012 № 28-ПК «Об утверждении  предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области,  осуществляемые ОАО «Содружество» (город Казань)». 

Тарифы, установленные данным постановлением, были пересмотрены в  2014 году на основании обращения перевозчика (от 13.02.2014 № 272) с  заявлением об установлении экономически обоснованного уровня затрат на  2014 год и тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении. 

По итогам рассмотрения обращения перевозчика и проведения  экспертизы представленных расчетных материалов (письмами от 10.01.2014   № 13, от 13.02.2014 № 272, от 14.03.2014 № 467) Комиссией принято  постановление от 26.03.2014 № 22-ПК «Об утверждении предельных тарифов на  перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном  сообщении на территории Свердловской области, осуществляемые ОАО  «Содружество» (город Казань)». 

Оценка затрат перевозчика была произведена в соответствии с  требованиями Методики, согласно пункту 7 которой расчет экономически  обоснованных затрат выполняется на основе расчетных и обосновывающих  материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий  орган. 

При обращении об установлении тарифов на перевозки пассажиров на  2014 год перевозчиком представлены документы для обоснования фактически  сложившихся расходов по перевозкам пассажиров железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении за 2013 год, в том числе относимых на  Свердловскую область, а также финансовая и статистическая отчетность о  деятельности за 2013 год. 

По обращению Министерства транспорта (от 16.06.2014 № 4284)  Комиссия провела экспертизу представленных (в январе-марте 2014 года)  расчетных материалов, в ходе которой рассмотрела обоснованность затрат  перевозчика по регулируемой деятельности, доходов и убытков, сложившихся в  2013 году, отнесенных на Свердловскую область. 

По данным ОАО «Содружество», показатели по регулируемой  деятельности по Свердловской области в 2013 году составили: 

- объем отправленных пассажиров -191,706 тыс. пасс,

- объем транспортной работы - 713,280 тыс. вагоно-км, 

- фактические расходы - 26,453 млн. руб., в том числе: собственные расходы  перевозчика - 4,782 млн. руб., 


затраты на оплату услуг по использованию инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемых ОАО  «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), - 0,289 млн. руб., 

затраты на оплату прочих услуг ОАО «РЖД» - 21,383 млн. руб.,
- доходы от перевозки пассажиров - 12,663 млн. руб.,
- компенсация из областного бюджета - 9, 598 млн. руб.,
- убыток по регулируемому виду деятельности - 13,790 млн. руб.
- не компенсированный убыток - 4,191 млн. руб.

Комиссией собственные расходы приняты с учетом фактических затрат в  2012 году, индекса изменения объема отправленных пассажиров по ОАО  «Содружество» (0,977) и установленных Минэкономразвития России индексов  цен на 2013 год (оплата труда с отчислениями, прочие материальные расходы и  прочие расходы), так как не представлено обоснование увеличения затрат к  2012 году (превышающего установленные индексы на 2013 год) и расшифровка  затрат, позволяющая отнести их на регулируемый вид деятельности. 

По оценке Комиссии, с учетом фактической доли данного показателя в  2013 году и фактических обоснованных собственных затрат перевозчика,  связанных с регулируемой деятельностью, обоснованными собственными  расходами, относимыми на Свердловскую область, были признаны 4,250 млн.  руб. 

При проведении экспертизы расчетных материалов, представленных  перевозчиком, осуществлена оценка обоснованности затрат перевозчика на  услуги, оказываемые ОАО «РЖД» в 2013 году. 

Перевозчиком не представлено подтверждение фактически понесенных  затрат на услуги, оказываемые ОАО «РЖД» в 2013 году (акты о выполненных  работах (оказанных услугах по электропоездам), акты об оказанных услугах по  использованию инфраструктуры). Помимо этого, в представленном пакете  документов отсутствовало экономическое обоснование изменения расходных  ставок на услуги ОАО «РЖД» или ссылка на соответствующие  обосновывающие документы ОАО «РЖД». 

Затраты на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «РЖД», определены с  учётом действующих ставок в 2012 году (с учетом установления льготных  тарифов в размере 1% к базовому уровню), установленного индекса на 2013 год  в размере 107% (в соответствии с приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 346- т/3) и объема вагоно-километровой работы в целом по перевозчику. 

Затраты на прочие услуги ОАО «РЖД» определены с учетом  действующих ставок в 2012 году, установленных Минэкономразвития России  на 2013 год индексов цен производителей промышленной продукции (без  продукции ТЭКа) в размере 102,4% (аренда подвижного состава) и цен  производителей промышленной продукции в размере 103,5% (прочие услуги),  увеличения объемов работы перевозчика в целом в 2013 году. 

Затраты на услуги ОАО «РЖД», относимые на Свердловскую область,  определены в доле равной отношению объёма вагонокилометровой работы по 


электропоездам по Свердловской области в соответствующих объемных  показателях работы перевозчика: 

- на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования - с учетом доли 0,029 в объеме вагонокилометровой
работы в целом по всем видам подвижного состава,

- на прочие услуги - с учетом доли 0,033 в объеме  вагонокилометровой работы электропоездов. 

По оценке Комиссии, всего затраты на оплату услуг, оказываемых ОАО  «РЖД», отнесённые на Свердловскую область, составили 19,328 млн. руб. 

Общие расходы перевозчика, относимые на Свердловскую область, в  2013 году составили 23,578 млн. руб. 

Перевозчиком не представлена информация о доходах (в разрезе  тарифных зон), полученных в результате применения установленных зонных  тарифов в 2013 году. 

Расчет доходов произведен Комиссией с учетом следующих показателей: 

- данные перевозчика об объемах отправленных пассажиров в  разрезе тарифных зон, 

- данные об объеме отправленных детей,
- установленные зонные тарифы.

По оценке Комиссии, с учетом установленных тарифов выручка от  продажи билетов в 2013 году должна составить 13,268 млн. руб. 

По результатам экспертизы представленных расчетных материалов  Комиссия установила, что обоснованными можно признать недополученные  доходы, возникшие в результате осуществления государственного  регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области, в  2013 году в размере 10,310 млн. руб. 

Информация об оценке суммы потерь в доходах от регулируемого вида  деятельности по итогам 2013 года Комиссией направлена в адрес Министерства  транспорта письмом от 23.06.2014 № 31-01-80/770. 

Комиссия считает, что убытки в 2013 году в сумме 13789637 рублей,  заявленные перевозчиком в иске, вызваны необоснованностью собственных  расходов пригородной компании, а также недополучением выручки от билетов. 

Получение перевозчиком меньшей выручки от продажи билетов (12,663  млн. руб.) свидетельствует о том, что перевозчиком применялись тарифы ниже  уровня зонных тарифов, установленных Комиссией. Перевозчиком не указано,  по каким зонным тарифам осуществлялся расчет выручки от продажи билетов,  в связи с этим Комиссией произведен контррасчет выручки. 

По мнению РЭК Свердловской области, потери от применения  пониженных тарифов (скидок или льготных абонементных билетов) не должны  уменьшать величину дохода перевозчика в 2013 году и, следовательно, не  подлежат учету при определении величины возмещения потерь в доходах  (убытков). 

Помимо этого, обязательствами по Договору об обслуживании  пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок 


железнодорожным транспортом на территории Свердловской области № 1/012013 от 23.01.2013 предусмотрено выполнение перевозчиком в 2013 году  объема вагонокилометровой работы в размере 708,240 тыс. вагоно-км, объема  перевезенных пассажиров - 198,267 тыс. пасс. 

По информации перевозчика о фактических показателях и результатах  работы по регулируемому виду деятельности за 2013 год, объем транспортной  работы составил 713,280 тыс. вагоно-км, объем отправленных пассажиров191,706 тыс. пасс. 

Перевозчиком не выполнен установленный Министерством транспорта  объем перевозки пассажиров, что привело к снижению доходных поступлений. 

Таким образом, перевозчиком не получены доходы в связи с  невыполнением объемных показателей по перевозке пассажиров. 

Публично-правовое образование отвечает за потери в связи с  регулированием тарифов, а не за неполучение дохода в результате снижения  пассажиропотока. 

Кроме того, третье лицо считает недоказанным противоправность  действий (бездействия) государственных органов. 

Исковые требования заявлены истцом необоснованно, Свердловской  областью обязательства по возмещению убытков, возникающих вследствие  регулирования тарифов, исполнены в полном объеме. 

В судебное заседание 11.05.2017 истец представил пояснения к исковому  заявлению. 

Фактический пассажирооборот по итогам 2013 года составил по  территории Свердловской области 8,760 млн.пасс-км. Фактически  сложившиеся доходы по итогам 2013 года составили 12,63 млн.руб., исходя из  действующего на тот период утверждённого РЭК СО тарифа в размере 14  рублей за одну 10-ти км зону. 

Так, в 2013 году действовали тарифы для населения, утвержденные  постановлением РЭК СО от 07.03.2012 № 28-ПК в размере 14 рублей за одну 10- ти км зону. При этом необходимо отметить, что данный тариф действовал в  2012 году, 2013 году и до 1 апреля 2014 года. 

В итоге, 12,63 млн.руб./8,760 млн.масс.км = 14 рублей, что  свидетельствует о том, что перевозчиком применены тарифы, соответствующие  уровню зонных тарифов в 2013 году, установленных РЭК СО в размере 14  рублей. 

В данном случае, доходы за 2013 год на основании данного приказа  должны составить 12,264 млн.руб. (т.е. 8,760 млн.пасс.км* 14 руб. = 12,264  млн.руб.). 

В нарушение данного приказа, при оценке показателей по итогам 2013  года доходы за 2013 год рассчитаны РЭК СО исходя из тарифа в размере 15  рублей, который введен в действие только с апреля 2014 года. Таким образом,  доходы в размере 13,27 млн.руб. рассчитаны РЭК СО с применением тарифов в  размере 15 рублей, которые выше уровня зонных тарифов, действовавших в  2013 году (т.е. 13,27 млн.руб./8,760 млн.пасс.км = 15 рублей) 


В итоге, контррасчет произведенный РЭК СО по расчету выручки  необоснованно завысило доход на сумму +640 тыс.руб. 

Кроме того, РЭК СО отмечает, что потери от применения пониженных  тарифов (скидок или льготных абонементных билетов) не должны уменьшать  величину доходов. Со стороны компании, так же как и со стороны РЭК СО не  поступало предложений по оформлению абонементных билетов. Т.е по факту  оформление абонементных билетов на территории Свердловской области в  2013 году не осуществлялось, о чем свидетельствует размер фактически  полученных доходов по территорий Свердловской области в размере 12,63  млн.руб. В случае применения льготных билетов доходная ставка на 1  пассажира по итогам 2013 года была бы ниже 14 рублей. По факту 2013 года  доходная ставка на 1 пассажира составила 14 рублей, что подтверждает  отсутствие оформления льготных абонементных билетов. 

Также Министерство финансов отмечает, что Перевозчиком не  предоставлена информация об объемных показателях в разрезе тарифных зон.  На основании запроса РЭК СО, направленной в адрес электронной почты АО  «Содружество» (отдел Взаимодействия sodrugestvowow@mail.ru) 14 марта 2014  года, компанией предоставлена информация по объему отправленных  пассажиров в разрезе тарифных зон в адрес РЭК СО (ФИО3  perevoshchikova@gov66.ru) 14 марта 2014 года, что подтверждается перепиской  по эл.почте. 

Кроме того, Министерством финансов неверно указана информация о  нарушении перевозчиком требований по представлению материалов для  установления тарифов. Так, для рассмотрения дела об установлении тарифа на  перевозки пассажиров по территории Свердловской области АО  «Содружество» письмом от 13.02.2014 № 272 предоставлен необходимый пакет  документов по факту 2013 года. Дополнительно, на основании запроса РЭК СО  от 05.03.2014 № 08-09/884 компанией предоставлены дополнительные  материалы письмом от 14.03.2014 № 467. 

Договором об обслуживании пригородных маршрутов № 1/01-2013 от  23.01.2013 предусмотрено выполнение перевозчиком плановых показателей по  объемам транспортной работы (т.е. размерам движения поездов) в размере  708,240 тыс.ваг-км и объема перевезенных пассажиров в размере 198,267  тыс.пасс. 

Объем транспортной работы составил по факту 2013 года 713,280  тыс.пасс-км, объем отправленных - 191,706 тыс.пасс, а объём перевезённых -  198,961 тыс.пасс, что свидетельствует о выполнении Компанией  установленного Минтрансом СО объема перевозок, определенного договором,  которая составила 100,4% к плановому значению, утвержденного договором. 

При этом необходимо отметить, что самой формой отчетности, которую  компания предоставляла ежемесячно в Минтранс СО согласно договора № 1/012013 от 23.01.2013 предусмотрено указание информации только по показателю  «отправленные пассажиры». В практику, отражение показателей в отчетность и  по перевезенным и по отправленным вошло только в 2016 году. 


Таким образом, перевозчиком получены доходы исходя из утверждённого  тарифа в размере 14 рублей, а также выполнены обязательства по договору   № 1/01-2013 от 23.01.2013 по объёму перевезенных пассажиров, утверждённого  договором. Кроме того, необходимо отметить, что согласно условиям договора  замечания со стороны Минтранса СО по предоставляемой отчетности  отсутствовали. 

Фактически понесенные затраты на услуги, оказываемые ОАО «РЖД» в  2013 году подтверждены актами о выполненных работах. 

Стоимость услуг ОАО «РЖД» на 2013 год проиндексирована с учетом  повышающего коэффициента 1,056 для составного элемента арендная плата  «плата за пользование»; повышающего коэффициента в размере 1,15 для  составных элементов арендной платы «техническое обслуживание», «текущей  ремонт» и «капитальный ремонт», повышающего коэффициента в размере 1,15  для стоимости услуг ОАО «РЖД» по управлению и эксплуатации (на  основании тел. ЦЗ-С ФИО6 исх. НР14272 от 23.08.2012). 

Действующее законодательство РФ не содержит каких либо ограничений  прав ОАО «РЖД» изменять уровень цен, применяемый при расчетах за услуги  по ремонту, управлению и эксплуатации подвижным составом, а также уровень  платы за пользование подвижным составом. 

Методикой расчета экономически обоснованных затрат, утвержденной  приказом ФСТ России от 28.09.2010 № 235-т/1, показатель динамика изменения  индексов потребительских цен не предусмотрен в качестве ограничения уровня  допустимой индексации стоимости услуг ОАО «РЖД». В то же время  указанный нормативный документ определил в качестве контрольного  показателя - опережающий темп роста ставок над расходами. 

Преследуя цель объективного контроля за процессом ценообразования,  сравнение темпов роста должно производиться не менее, чем за три года,  предшествующих прогнозному. 

Результаты детального анализа свидетельствуют о том, что темп роста  ставок на услуги ОАО «РЖД» существенно отстает от темпа роста расходов и  темпа роста индекса, предлагаемого ФСТ России для сравнения. 

Так, в 2013 году, несмотря на факт применения повышающего  коэффициента 1,15 к уровню отдельных цен, применяемых в 2012 году,  реальное отставание темпа роста цен на услуги ОАО «РЖД» составило (-26,2%)  по отношению к темпу роста ИПЦ промышленной продукции. 

Столь существенное отставание обусловлено, прежде всего, политикой  сдерживания роста цен, реализованной ОАО «РЖД» в 2011-2012 годах по  требованию субъектов РФ. На протяжении указанного периода из базы  расходов, используемой для расчета ставок, полностью исключены: 

- расходы вспомогательно-административных подразделений
центрального подчинения;
- индексация фактических затрат 2010 года к уровню 2011 года;

- Расходы, связанные с изменением налогового законодательства. Кроме  того, ОАО «РЖД» отказалось от обоснованного права на получение прибыли от  данного вида детальности. 


Начиная с 2012 года введен режим контроля со стороны государства за  ценообразованием между зависимыми лицами, исключающий возможность  совершения операций по ценам ниже фактической себестоимости. 

Истцом заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы  относительно определения порядка доходов, а также в части размера  экономически обоснованных затрат, понесённых АО «Содружество», поставив  перед экспертом (экспертной организацией) следующие вопросы: 

АО «Содружество» направило запросы о возможности проведения  подобной экспертизы в ряд экспертных организаций. Готовность провести  судебную экспертизу выразили: 

- ООО Фирма «Центр независимой экспертизы» (410002, <...>). Данное экспертное учреждение имеет опыт проведения  судебных экспертизы по рассматриваемой категории дел. Ориентировочный  срок проведения экспертизы 30 рабочих дней, стоимость проведения  экспертизы 400000 рублей; 

- Саратовский государственный социально-экономический институт (филиал)  ФГБОУ ВО «Российский экономический институт им. Г.В. Плеханова»  (410003, <...>). Предварительный срок проведения  экспертизы 90 дней, стоимость экспертизы ориентировочно 600000 рублей; 

- Союз «Ульяновская областная Торгово-промышленная Палата» (432017,  <...>). Срок проведения экспертизы 45 рабочих дней,  стоимость проведения экспертизы 850000 рублей. 

Ответчик заявленное истцом ходатайство о назначении судебной  экспертизы не поддерживает. 

Ходатайство принято судом к рассмотрению.
Ответчик представил дополнение к отзыву.

В нарушение требований порядка установления тарифов ОАО  «Содружество» не были представлены в РЭК Свердловской области: 


1) информация об объемных показателях работы субъекта  естественной монополии по Свердловской области по формам, закрепленным в  Методике (п.2 приложения № 3) - отсутствует информация о перевезенных  пассажирах, в том числе детях, имеющих право проезда со скидкой  (приложение № 8 к Методике); 

При обращении в РЭК Свердловской области ОАО «Содружество» не  представлено обоснование роста собственных расходов на продажу билетов  (при снижении объема отправленных пассажиров в целом по ОАО  «Содружество» 0,977), материалы на 131 %, прочие материальные расходы на  153%, амортизацию - в 12 раз, прочие расходы на 105 %. 

ОАО «Содружество» заявлено повышение расходов на оплату услуг ОАО  РЖД с превышением индексов, установленных прогнозом социально- экономического развития Российской Федерации: для составного элемента  арендной платы «плата за пользование» повышающий коэффициент 1,056; для  составных элементов арендной платы «техническое обслуживание»,  «капитальный ремонт» и «текущий ремонт» 1,15; услуги по управлению и  эксплуатации 1,15. 

Необходимо отметить, что основную часть расходов компании в размере  21,382 млн.рублей (80,8 %) составляют расходные обязательства по договорам  с ОАО «РЖД»: аренда подвижного состава, предоставление услуг локомотивов  и локомотивных бригад, капитальный ремонт, техническое обслуживание и  текущий ремонт подвижного состава (согласно обоснованию сумм расходов и  выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов по  территории Свердловской области за 2013 год, представленным ОАО  Содружество в РЭК Свердловской области). 

В нарушение требований Приказов ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1 и от  19.08.2011 № 506-Т ОАО «Содружество» не представлено экономическое  обоснование изменения арендных ставок, в том числе калькуляция. 

Как следует из сводного отчета ОАО Содружество о результатах  деятельности за 12 месяцев 2013 года, рост всех расходов перевозчика 


значительно превысил установленные Минэкономразвития индексы,  подлежащие применению регулирующим органом в соответствии с Приказом  ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1. 

Рост расходов за 2013 год к факту 2012 года составил: расходы всего  114,9 %, расходы по договорам с ОАО РЖД 116,4 %, собственные расходы  108,8 %. 

ОАО Содружество не представило никаких обоснований роста расходов с  превышением темпов роста инфляции. 

Таким образом, при анализе представленных ОАО Содружество  расчетных материалов РЭК Свердловской области в пределах предоставленных  ей полномочий и с учетом положений Методики произвела корректировку  затрат по следующим направлениям: 

Таким образом, собственные расходы признаны обоснованными в сумме  4,250 млн.рублей. 

Затраты на услуги по использованию инфраструктуры ж/д транспорта,  оказываемые РЖД, определены с учетом действующих ставок в 2012 году,  установленного индекса на 2013 год в размере 107 % (в соответствии с  приказом ФСТ России от 4.12.2012 № 346-т/З "Об индексации ставок тарифов,  сборов и платы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО  "Российские железные дороги") и объема вагоно-км работы. 

Затраты на прочие услуги РЖД определены с учетом действующих  ставок в 2012 году, установленных МЭР на 2013 год индексов цен  производителей промышленной продукции (без продукции ТЭКа) в размере  102,4 % (аренда подвижного состава) и цен производителей промышленной  продукции в размере 103,5 % (прочие услуги), увеличения объемов работы  перевозчика в 2013 году. 

Затраты на оплату услуг ОАО РЖД, относимые на Свердловскую  область, определены в сумме 19,328 млн.рублей. 

Затраты на услуги ОАО РЖД, относимые на Свердловскую область,  определены в доле, равной отношению объема ваг-км работы по  электропоездам в Свердловской области в соответствующих объемных  показателях перевозчика: 

на услуги по использованию инфраструктуры ж.д. транспорта с учетом  доли 0,029 в объеме вагоно-километровой работы в целом по всем видам  подвижного состава; 

на прочие услуги - с учетом доли 0,033 в объеме вагоно-километровой  работы электропоездов. 

По оценке РЭК СО всего затраты на оплату услуг РЖД, отнесенные на  Свердловскую область, составили 19,328 млн.рублей. 


Итого общие расходы перевозчика, относимые на Свердловскую область  в 2013 году, составили 23,578 млн.рублей. 

Также Перевозчик не представил информацию о доходах в разрезе  тарифных зон, полученных в результате применения установленных зонных  тарифов. РЭК СО произвела расчет доходов с учетом следующих показателей: 

- данные перевозчика об объемах отправленных пассажиров в  разрезе тарифных зон; 

- данные об объеме отправленных детей;
- установленные зонные тарифы.

По оценке РЭК СО с учетом установленных тарифов выручка от продажи  билетов в 2013 году должна составить 13,268 млн. рублей. 

Получение перевозчиком меньшей выручки от продажи билетов 12,663  млн.рублей свидетельствует о том, что перевозчиком применялись тарифы  ниже уровня зонных тарифов, установленных РЭК. 

Потери в доходах от применения по инициативе перевозчика  пониженных тарифов (скидок или льготных абонементных билетов) не  подлежат учету при определении величины возмещения убытков из бюджета. 

Кроме того, перевозчик не выполнил обязательства по Договору об  обслуживании пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок №  1/01-2013 от 23.01.2013. Договором предусмотрен объем перевезенных  пассажиров 198,267 тыс.пасс, (п.2.2.2. Договора и приложение № 4), согласно  отчетным данным объем отправленных пассажиров составил 191,706 тыс.пасс. 

По результатам экспертизы представленных расчетных материалов РЭК  СО установила, что обоснованными можно признать недополученные доходы,  возникшие в результате осуществления гос.регулирования тарифов, в размере  10,310 млн.руб. 

Заключение об оценке суммы потерь в доходах от регулируемого вида  деятельности по итогам 2013 года РЭК направлено Министерству транспорта и  связи письмом от 23.06.2014 № 31-01-80/770. 

Указанная сумма выплачена истцу из областного бюджета в полном  объеме. 

В то же время, убытки перевозчика в сумме, сверх компенсированной из  областного бюджета, сложились исключительно по его вине: необоснованный  рост расходов с превышением установленных государством предельных  индексов, нарушение требований Приказов ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1 и  от 19.08.2011 № 506-Т по планированию и обоснованию расходов на период  регулирования, применение пониженных тарифов к установленным РЭК СО,  снижение пассажиропотока, невыполнение обязательств по договору с  субъектом РФ об объеме перевезенных пассажиров. 

Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении в качестве второго  представителя ответчика Министерства транспорта и связи Свердловской  области. 

Истец поддержал заявленное ходатайство.

Рассмотрев заявленное ответчиком, суд счел возможным указанное  ходатайство удовлетворить, привлечь Министерства транспорта и связи 


Свердловской области в качестве второго представителя ответчика с  исключением из состава третьих лиц. 

В судебном заседании 06.06.2017 истец поддержал заявленные  требования в полном объеме, заявил ходатайство о привлечении ОАО «РЖД» к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора. 

С учетом мнения участвующих в деле лиц в удовлетворении ходатайства  судом отказано. 

Истцом также заявлено устно ходатайство о назначении экспертизы.

С учетом мнения участвующих в деле лиц в удовлетворении ходатайства  судом отказано. 

Министерством транспорта представлены дополнения к отзыву.

Истцом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства  для формирования позиции по спору. 

С учетом мнения участвующих в деле лиц ходатайство судом  удовлетворено, рассмотрение дела отложено на основании ст.158  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 158, 184, 185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Адрес для корреспонденции: <...>. При  переписке просьба ссылаться на номер дела. 

телефон справочной службы: <***>,
Специалист судьи: Мятигина Кристина Сергеевна, тел. <***>.

Информацию о движении настоящего дела можно узнать на сайте суда  www.ekaterinburg.arbitr.ru или в информационном киоске, расположенном на  первом этаже здания суда. 

Судья  Г.В. Марьинских