ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-66041/17 от 23.01.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении  производства по делу

г. Екатеринбург                                                                      Дело А60-66041/2017

Резолютивная часть определения оглашена 23 января 2018 года

В полном объеме определение изготовлено 25 января 2018 года                                                       

           Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронин   при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Глубоковских, рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – Учреждение)

к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (далее – Управление)

об оспаривании действий должностных лиц органа финансового контроля и об обязании исключить из акта контрольного мероприятия финансово-хозяйственной деятельности отдельные пункты и суждения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 3 от 17.01.2018, ФИО2, представитель по доверенности № 4 от 17.01.2018;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 01.12.2017, ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2018

          Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

         Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконными действия должностных лиц Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу и обязать исключить из акта контрольного мероприятия финансово-хозяйственной деятельности от 18.07.2017 № 63 ДСП следующие пункты:

1.неположенные выплаты стимулирующего характера (ПНВЛ) лицам гражданского персонала на сумму 71638,63 руб. (исключить из акта ревизии текст со страницы 48,  начиная со слов: «Проверкой правильности подсчета…» до страницы 53, заканчивая словами: «….за вычетом фактически уплаченного НДФЛ в размере 10709 руб.»);

2.неправомерные (незаконные) расходы денежных средств на
оплату услуг связи сверх установленного лимита на сумму 202899,85
руб.
(исключить из акта ревизии текст со страницы 95, начиная со слов: «В ходе контрольного   мероприятия…»  до   страницы 116,   заканчивая   словами: «....телефонных переговоров в Учреждении, вносится предложение»);

3.незаконное списания сумм ущерба, по которым не приняты
решения о возмещении (или списании установленным порядком) в
войсковой части 44200 в сумме 966792,40 руб.
(исключить из акта ревизии текст со страницы 181, начиная со слов: «В процессе контрольного мероприятия….       »  до страницы 186, заканчивая словами: «...приложение № 84 к акту контрольного мероприятия»);

4. неполучение средств в результате неправомерного (необоснованного) списания дебиторской задолженности в общей сумме 6314683,47 руб. (исключить из акта ревизии   текст со страницы 186, начиная со слов: «Кроме того, в процессе контрольного мероприятия…   » до страницы 228, заканчивая словами: «...приложение № 90 к акту контрольного мероприятия»).

   Управление просит в удовлетворении требований отказать, ссылается на то, что учреждением пропущен срок на обращение в суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, кроме того, Управление полагает, что настоящее дело подлежит прекращению как неподведомственное арбитражному суду, поскольку заявитель фактически оспаривает акт контрольных мероприятий и содержащиеся в нем выводы, вместе с тем, акт контрольных мероприятий не содержит обязательных для исполнения властно-распорядительных предписаний, а, следовательно, по своей правовой природе не является ненормативным правовым актом и не подлежит оспариванию в судебном порядке.

         Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (далее – Управления) во исполнение плана контрольных мероприятий Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерств обороны Российской Федерации на 2017 год и всоответствии с приказом от 02.05.2017 № 59 в период с 16.05.207 по 28.06.2017 былопроверены отдельные вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области»  (далее – Учреждение).

  По результатам проверки составлен акт от 18.07.2017 № 63дсп контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, в котором отмечены допущенные нарушения финансовой дисциплины и бюджетного учета, определен размер причиненного материального ущерба, высказаны предложения об устранении нарушений и возмещении ущерба.

Ссылаясь на неправомерность выводов, содержащихся в акте контрольного мероприятия, заявитель указывает, что данный акт возлагает на него обязанности по устранению выявленных нарушений, а также влечет иные последствия, в том числе, в виде обязанности возместить суммы ущерба, привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в связи с чем акту присущи свойства ненормативного акта, который может быть оспорен в арбитражном суде.

Согласно части  1 статьи  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права, и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что определено частью 1 статьи 27 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы

заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Таким образом, критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Как следует из содержания акта проверки от 18.07.2017 № 63дсп, в нем отражены допущенные нарушения финансовой дисциплины и бюджетного учета, определен размер причиненного материального ущерба, высказаны предложения об устранении нарушений и возмещении ущерба, в частности,  предложено принять к учету суммы выявленного контрольным мероприятием реального ущерба, причиненного государству, как самим Федеральным казенным учреждением «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области», так и в конкретных войсковых частях; назначить проведение административного расследования по выявленным нарушениям с денежными и материальными средствами, принять решения по возмещению выявленного контрольным мероприятием ущерба с указанием на соответствующие обязанности конкретных должностных лиц воинских частей и организаций, состоящих на обслуживании учреждения.

 Несмотря на то, что в рассматриваемом случае заявителем оспариваются действия Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), а требования сформулированы как требования об исключения из акта отдельных выводов о причинени реального ущерба государству и предложений о проведении учреждением конкретных мероприятий в установленный срок, заявитель фактически оспаривает выводы, изложенные в акте контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 18.07.2017 № 63дсп как акт ненормативного характера содержащий обязательные требования.

В соответствии с Положением о федеральном казенном учреждении «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области», утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, данное учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функций управления войсковым звеном некоммерческого характера, по своему организационно-правовому статусу является некоммерческой организацией, созданной для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации (пункты 1, 3, 18 Положения).

         В свою очередь, Межрегиональное управление контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) является органом военного управления и предназначено для осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных сил (Положение о межрегиональном управлении Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), утвержденное Приказом начальника контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации от 21.11.2013 № 115).

  Таким образом, взаимоотношения между Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) как государственным органом военного управления и Федеральным казенным учреждением «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» связаны с осуществлением внутриведомственного финансового контроля.

Согласно 4 разделу приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.062014 № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» исполнение акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности части (подразделения) для соответствующего командира войсковой части (руководителя подразделения) является обязательным.

  Характер спора, возникшего вследствие осуществления управлением функции внутриведомственного финансового контроля, с учетом того, что содержащиеся в акте предписания адресованы должностным лицам, ответственным за контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности вверенных им подразделений, которые являются военнослужащими, свидетельствуют о том, что законность акта от 18.07.2017 № 63дсп контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике  Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области», не может быть проверена арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 № 211-КГ17-5 указано, что такой акт проверки подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

  Поскольку настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу следует прекратить.

          На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Производство по делу прекратить.

  2. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции, может быть подана в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу такого постановления.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                 С.П. Воронин