АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Екатеринбург
01 июля 2019 года Дело № А60-8321/2019
Резолютивная часть определения объявлена 24 июня 2019 года
Полный текст определения изготовлен 01 июля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.А.Антоновым рассмотрел в судебном заседании дело №А60-8321/2019
по заявлению Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 34148» (далее – учреждение «Войсковая часть 34148»)
к Межрегиональному управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - Управление)
о признании незаконными заключений финансовой экспертизы от 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в судебное заседание не явились.
Отводов суду не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
учреждение «Войсковая часть 34148» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным заключения финансовой экспертизы от 24.12.2018 № 229/цво/2943.
Определением суда от 22.02.2019 предварительное судебное заседание назначено на 22.03.2019.
При отсутствии с материалах дела отзыва заинтересованного лица суд счел, что дело не может быть признано готовым к судебному разбирательству,материалы дела не сформированы надлежащим образом, в связи с чем предварительное судебное заседание подлежит отложению.
Определением суда от 29.03.2019 предварительное судебное заседание отложено на 30.04.2019.
К дате судебного заседания со стороны заявителя поступило пояснение относительно ненормативно-правового характера оспариваемого заключения.
В судебном заседании судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Свердловской области находится дело № А60-8323/2019 по заявлению учреждения «Войсковая часть 34148» к Управлению о признании незаконным заключения финансовой экспертизы от 23.01.2019 № 229/цво/155.
При этом оспариваемые заключения финансовой экспертизыот 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155, вынесены в отношении одно и того же лица, судебные дела № А60-8321/2019, А60-8323/2019 связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам (заключения финансовой экспертизы однородны по существу предъявленных претензий в отношении одного и того же лица, состав участвующих в делах лиц совпадает).
Учитывая наличие в производстве Арбитражного суда Свердловской области двух дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, суд счел необходимым объединить для совместного рассмотрения дела № А60-8321/2019, А60-8323/2019, спор в соответствии с ч. 6 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению в рамках дела № А60-8321/2019.
До начала судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайствоо привлечении к участию в деле в качестве третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области» (далее –учреждение «УФО МО РФ по Новосибирской области»), поскольку между учреждениями «Войсковая часть 34148» и «УФО МО РФ по Новосибирской области» заключен договор на обслуживание в сфере финансово - экономической деятельности и ведение бухгалтерского учета учреждения, и последний будет исполнять заключение финансовой экспертизы.
Согласно ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Судом данное ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано, поскольку не имеется оснований полагать, что судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения данного спора, может повлиять на права или обязанности учреждения «УФО МО РФ по Новосибирской области» по отношению к одной из сторон. Заявителем представлены договоры на обслуживание в сфере финансово - экономической деятельности и ведение бухгалтерского учета, заключенные в рамках гражданских правоотношений между учреждениями «Войсковая часть 34148» и «УФО МО РФ по Новосибирской области», при этом рассматриваемый спор находится в рамках административных правоотношений, доказательств того, что у учреждения «УФО МО РФ по Новосибирской области» имеется административная обязанность исполнять заключение финансовой экспертизы, не представлено.
Поскольку к дате судебного заседания у суда вновь не имеется доказательств извещения Управления о времени и месте судебного заседания в рамках дела № А60-8321/2019, суд счел необходимым предварительное судебное заседание отложить, поскольку дело не может быть признано готовым к судебному разбирательству.
Определением суда от 30.04.2019объединены в одно производство дела № А60-8321/2019, А60-8323/2019, с присвоением объединенному делу номера № А60-8321/2019, предварительное судебное разбирательство отложено на 30.05.2019.
До начала судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что предметом оспаривания являются заключения финансовой экспертизы от 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155, вынесенные Управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации в отношении учреждения «Войсковая часть 34148».
Суд счел, что подлежат установлению, является ли заявитель войском или воинским формированием, является ли заинтересованное лицо органом военного управления в рамках спорных правоотношений, подведомственен ли рассматриваемый спор арбитражному суду.
При таких обстоятельствах, суд отложил судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления лицами, участвующими в деле пояснений относительно того, является ли заявитель войском или воинским формированием, а заинтересованное лицо органом военного управления.
Определением суда от 08.06.2019 судебное разбирательство отложено на 24.06.2019.
К дате судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступили выписка из приказа, лист записи в ЕГРЮЛ. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Рассмотрев материалы дела, суд признал, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, у ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) образовалась дебиторская задолженность, невозможная ко взысканию, в силу ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) РВСН по передаточному балансу по состоянию на 01.10.2011 передала сведения по дебиторской задолженности в ФКУ «УФО МО РФ по Новосибирской области», для дальнейшего бухгалтерского учета, заключив договор на обслуживание.
В связи с принятием решения командующего войсками Центрального военного округа от 09.02.2017 № 70/4/163 о передаче дебиторской задолженности с ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) в учреждение «Войсковая часть 34148», проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности в 2017 году, где дебиторская задолженность ФИО1 составляет 20 169 руб. 05 коп., ФИО2 составляет 41 464 руб. 36 коп.
Командиром войсковой части 34148 издан приказ «О создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании с учета сумм ущерба в Федеральном казенном учреждении «Войсковая часть 34148».
Комиссией подготовлен и направлен комплект документов в Контрольно финансовую инспекцию МО РФ (по ЦВО) (от 04.12.2018 № 13/130, от 16.11.2018 № 13/117) для списания невозможной ко взысканию дебиторской задолженности за счет средств федерального бюджета.
Управлением 30.01.2019 (вх. № 304), 19.01.2019 (вх. № 13/10) возвращены комплекты документов (исх. № 229/цво/155, № 229/цво/2943) для устранения недостатков и доработки.
Полагая, что заключения финансовой экспертизы от 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155 являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, учреждение «Войсковая часть 34148» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено, что основанием для обращения учреждения «Войсковая часть 34148» в Управление явилась необходимость списания задолженности за содержание жилых помещений и оплату коммунальных услуг, взысканной решениями мирового судьи 7-го судебного участка Калининского района г. Новосибирска от 03.08.2009 по делу № 2(7)-559/2009, от 22.01.2009 по делу № 2(7)-72/2009, выявленной по результатам инвентаризации. Задолженность образовалась вследствие проживания граждан в жилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления за войсковой частью, и получения коммунальных услуг без оплаты.
Порядок списания безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности для воинских частей урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.10.2013 № 775.
Согласно п. 23 указанного Порядка взаимодействия и организация работы по списанию с учета безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности аналогичен порядку, применяемому ко списанию ущерба.
По п. 7, 9 указанного Порядка списание ущерба во всех случаях производится на всю сумму одним актом о списании ущерба. Акт о списании ущерба утверждается командиром воинской части только после проведения экспертизы и наличия положительного заключения по ее результатам.
На основании п. 11 Порядка при списании сумм ущерба до 7 млн. руб. экспертиза осуществляется межрегиональными управлениями Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны и региональными управлениями Правового департамента Министерства обороны.
В соответствии с п. 17 Порядка, в случае представления неполного комплекта либо ненадлежащего оформления документов, они подлежат возврату для устранения недостатков.
По правилам ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из изложенных обстоятельств, спорные правоотношения возникли не в связи с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности, оспариваемые акты не могут быть признаны нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения между заявителем и заинтересованным лицом осуществляются в рамках взаимодействия воинской части и органа военного командования, оспариваемые финансовые заключения от 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155 в действительности таковыми не являются, а представляют собой возврат документов на основании п. 17 Порядка организации в Вооруженных силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.10.2013 № 775. Письма от 24.12.2018 № 229/цво/2943, от 23.01.2019 № 229/цво/155 фиксирует сведения о результатах проверки полученных документов на предмет из полноты и надлежащего оформления, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний. Указанные возвраты выполнены на имя командира войсковой части 34148.
Таким образом, учреждение «Войсковая часть 34148» является воинским формированием, оспариваемые документы вынесены в отношении руководителя воинского формирования, Управление в рамках правоотношений по финансовой экспертизе акта о списании задолженности действует в качестве уполномоченного органа военного управления.
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что спор не возник в результате осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, ненормативный характер оспариваемых актов не подтвержден, списании дебиторской задолженности осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия между вышестоящим и нижестоящим военным органом, субъектный состав участников спора не указывает на возможность его разрешения в арбитражном суде.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Производство по делу № А60-8321/2019 прекратить.
2. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
5. При обращении в суд с заявлением о выдаче копии судебного акта, либо об ознакомлении с материалами дела, с информацией о дате и времени выдачи копии судебного акта или ознакомления с материалами дела соответственно, можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Судья С.Е. Калашник