АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург
Резолютивная часть определения от 04.04.2018.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Чуракова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Малышкиной, заявление ФСИН России, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области об исключении имущества из конкурсной массы
в рамках дела № А60-997/2012 по заявлению председателя ликвидационной комиссии ФИО1 о признании Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УЩ-349/13 ГУИН Минюста России по ГУИН Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
к/у ФИО2, удостоверение;
от ТУ Росимущества в Свердловской области – ФИО3, представитель по доверенности;
от ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области – ФИО4, представитель по доверенности;
от ФСИН России – ФИО5, представитель по доверенности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области.
Отводов составу суда не заявлено, процессуальные права разъяснены.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2012 заявление председателя ликвидационной комиссии ФИО1 о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2012 ликвидируемый должник - Государственное (унитарное) предприятие
Учреждения УЩ-349/13 ГУИН Минюста России по ГУИН Свердловской области (ИНН 6669002377 ОГРН 1026601373402) признан несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Глазырин Сергей Анатольевич.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2017 года конкурсный управляющий ФИО6 был освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей, конкурсным управляющим утверждена ФИО2, член Союза « СРО АУ СЗ».
Конкурсным управляющим представлен отзыв с возражениями.
Заявители ссылаются на следующие обстоятельства.
ГУП Учреждения УЩ-349/13 ГУИН Минюста России по ГУИН Свердловской области входит в уголовно исполнительную систему.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно- исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 Федеральная служба исполнения наказании России (ФСИН России) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за должником, осуществляет ФСИН России.
В соответствии со ст. 11 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно- исполнительной системой задач.
Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно- исполнительной системы безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
Таким образом, имущество уголовно-исполнительной системы предназначено только для выполнения задач стоящих перед уголовно- исполнительной системой.
В случае, если оно не используется для выполнения этих задач, то оно подлежит передаче.
Задачи уголовно-исполнительной системы отражены в статьях 13,17,18 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Заявители указывают, что должник здания и сооружения, закрепленные за ним на праве хозяйственного веления и находящиеся на территории земельного участка ФКУ ИК-13 ГУ ФСИН России по Свердловской области, для выполнения задач уголовно-исполнительной системы не использует по целевому назначению с даты введения конкурсного производства.
Договоров на снабжение зданий электроэнергией, тепловой энергий, водой должник не заключал, текущий и капитальный ремонт зданий не производил.
Для выполнения задач уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, исправления осужденных. ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области вынуждено заключать государственные контракты аренды с ответчиком на здания и сооружения, где осужденные привлекаются к труду.
Учредителем Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УЩ-349/13 ГУИН Минюста России по ГУИН Свердловской области и ФКУ ИК-13 ГУ ФСИН России по Свердловской области является Федеральная служба исполнения наказаний.
Основной целью создания должника было привлечение лиц, отбывающих уголовные наказания, к труду и исправление осужденных (п.2.1. Устава ГУП Учреждения УЩ-349/13).
Здания и сооружения должника расположены на земельном участке (кадастровый № 66:56:0204002:7), закрепленном за ФКУ ИК-13 ГУФСИН России но Свердловской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, запись в ЕГРП 66-66-02.018/2012-542 от 20.03.2012. Также зарегистрировано право собственности РФ: запись в ЕГРП 66-01/01-322/2003- 637 от 19.12.2003.
Данный земельный участок предназначен для эксплуатации территорий спецназначения. Недвижимое имущество ответчика было создано специально для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
На данном земельном участке находятся следующие здания и сооружения должника:
5 | Ангар | 76А | |
Склад О ГС | 58А; 58а | ||
Литейный цех | 65А; 65Б; 65В | ||
Механический цех | 67А;67а:67а1 | ||
Инструментальный цех (ПЗУ) | 60А | ||
Ремонтно-механически й цех | 38А | ||
Цех 6/1 -мелких узлов | 63А:63А1 | ||
Цех 6/2-механосборочный цех | 62А; 62Б | ||
Участок цветного литья (УЦЛ) | 66А, 66Б | ||
Склад ОГМ | 68А;68А1 | ||
Здание гаража для пожарных а\м | 64А |
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частую собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ч. I ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, а строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно положениям ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
По мнению заявителей, объекты недвижимости, расположенные на изъятых из оборота земельных участках, не могут быть переданы в собственность иным лицам в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, поскольку переход прав на объект недвижимости с неизбежностью повлечет за собой и переход прав на
земельный участок под ним, что противоречит положениям статьи 27 Земельного кодекса.
Заявители полагают, что здания и сооружения должника , находящиеся на земельном участке с кадастровым номером № 06:56:0204002:7, изъяты из оборота и не могут быть реализованы в процессе конкурсного производства.
В соответствии со ст. 132 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», при наличии в составе имущества должника, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами. Соответствующего уведомления собственнику (ФСИН России) не поступало.
Суд полагает необходимым прекратить производство по заявлению ФКУ ИК-13 ГУФСИН России в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как указанное лицо не обосновало возможности обращаться в суд с заявленными требованиями: оно не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, не имеет правопритязаний на спорное имущество. ФСИН России указало, что лишь намерено после изъятия имущества закрепить его за ФКУ ИК-13 ГУФСИН России. Таким образом, потенциальная возможность получения имущества вследствие распорядительного акта собственника не нааделяет указанное лицо статусом лица, участвующего в деле, или арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Отказывая в удовлетворении требования ФСИН России, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ, п. 1 ст. 32 Закон о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота.
Земельный участок с кадастровым номером № 06:56:0204002:7 изъят из оборота в силу ст. 27 ЗК РФ, как верно указано заявителем.
Однако в силу ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Таким образом, законодатель допускает приватизацию зданий, находящихся на земельных участках, изъятых из оборота, то есть не исключает оборотоспособность такой недвижимости как следствие ее расположения на изъятом из оборота участке.
Следовательно, в данном случае сами расположенные на участке с кадастровым номером № 06:56:0204002:7 объекты недвижимости автоматически не относятся к изъятым из оборота и не подлежат исключению из конкурсной массы должника.
Довод о том, что указанные объекты имеют целевое назначение, также не является основанием для их исключения из конкурсной массы должника.
Действительно, в соответствии со ст. 11 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно- исполнительной системы безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
Между тем, должник собственником указанной недвижимости не является, неиспользование оной по назначению происходит вследствие неведения деятельности должником-банкротом.
Спорное имущество передано должнику на праве хозяйственного ведения по договору № 59-7 от 22.05.2002, что, во-первых, означает наличие основания для его включения в конкурсную массу, а во-вторых, подтверждает намерение собственника использовать его по специальному назначению.
Толкование данной нормы закона в том смысле, что собственник вправе фактически безвозмездно изъять имущество у банкрота и передать его для использования по назначению только по тому основанию, что банкрот не имеет возможности в дальнейшем реализовать функции учреждения, исполняющего наказания, приведет к нарушению прав кредиторов должника на соразмерное удовлетворение их требований.
Реализация спорного имущества в процедуре банкротства может привести к тому, что его приобретатель не будет иметь соответствующего намерения, в этом случае ст. 11 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 может быть применена, однако в этом случае приобретателю должна быть выплачена компенсация.
В настоящее же время передача имущества ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области приведет к невозможности расчетов с кредиторами должника без наличия к тому правовых оснований.
При таких обстоятельствах в связи с недоказанностью изъятия строений и сооружений из гражданского оборота, оснований для исключения имущества из конкурсной массы по смыслу ст. 131 Закона о банкротстве не имеется.
Руководствуясь ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Чураков
Инв. № Наименование здания Литер
1 00000036 Ангар за зоной (склад ОМТС) 75А
2 00000019 Ангар автогаража 72А
3 00000039 Ангар-пилорамы 77А
4 00000038 Склад для хранения готовой 73А
продукции