Резолютивная часть определения объявлена 26.10.2023
Определение в полном объеме изготовлено 02.11.2023
г. Владикавказ Дело № А61-2009/17
02 ноября 2023 года Обособленный спор №А61-2009-12/17
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Сидаковой З.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем Биченовой Д.Г., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания к ОАО «Гран» (конкурный управляющий Баймурзаев М.М.) о включении в реестр требований кредиторов задолженности
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,
установил: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания» обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к ОАО «Гран» с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 739 647,49 руб.
Заявление обосновано следующим.
Должник ОАО «Гран» представил 27.10.2022 в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2022 год. В данной декларации налоговая база для исчисления налога составила 3 387 674,00 руб. В результате исчисленный налог на прибыль составил 677 535 руб., из них налог на прибыль в ФБ 101 630,00 руб., налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации 575 905,00 руб. На сумму задолженности начислена пеня в размере 62 112,49 руб.
Согласно декларации представленный должником по налогу на прибыль за 9 месяцев 2022 года, данный налог возник в связи с реализацией конкурсной массы должника, в составе которой отсутствовало залоговое имущество.
Таким образом, по мнению заявителя, у него возникло право требования к должнику в размере 739 647,49 рублей, в том числе основной долг 677 535,00 рублей, пени 62 112,49 рублей с очередностью удовлетворения в третью очередь.
Конкурсный управляющий ОАО «Гран» считает требования Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания о включении в реестр требований кредиторов в общей сумме 739 647,49 рублей не подлежат удовлетворению, по доводам изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.17г. по делу №А61-2009/17 в отношении должника ОАО «Гран» (ОГРН 1111513012269, ИНН 1513031253; адрес: 362031, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, 4) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Науменко Пётр Павлович, являющийся членом ассоциации МСРО «Содействие».
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 01 августа 2018 года в отношении открытого акционерного общества «Гран» введена процедура внешнего управления с особенностями банкротства стратегических предприятий.
Внешним управляющим открытого акционерного общества «Гран» утвержден Науменко Петр Павлович (ИНН 462901441420) - член ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (302004,г.Орел,ул.3-я Курская,15,пом.6,офис14).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 15.09.2020 по делу №А61-2009/2017 открытое акционерное общество «Гран» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должником назначен Науменко П.П.
В Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания поступило заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере сумме 739 647,49 рублей.
Таким образом, заявитель полагает кредиторское требование составляет 739 647,49 рублей, в том числе основной долг 677 535,00 рублей, пени 62 112,49 рублей с очередностью удовлетворения в третью очередь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 71 и 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве в конкурсном производстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона. В силу части 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредитора направляются в арбитражный суд и управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются управляющим в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление N 35) разъяснено следующее. В силу пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника налога на прибыль в Федеральный бюджет за 9 месяцев 2022 года в размере 101 630 руб., пеня 8 486 руб., налог на прибыль в бюджет субъекта РФ за 9 месяцев 2022 года в размере 677 53 руб., пеня 62 112,49 руб.
В обоснование требования уполномоченный орган ссылается на предоставление должником в налоговый орган деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2022 года, в которых указаны соответствующие сумм налога на прибыль.
С учетом правовой позиции Конституционного суда от 31.05.2023 № 28-П уполномоченный орган просит включить сумму налога на прибыль за 9 месяцев 2022 года и начисленные на данную сумму пени в реестр требований кредиторов в третью очередь.
В приложении к отзыву конкурсный управляющий представил налоговые декларации по налогу на прибыль за следующие периоды (с электронной подписью конкурсного управляющего и электронной подписью УФНС по РСО-Алания), в которых указаны следующие суммы налога и суммы уменьшения:
1) 1 квартал 2022 (код налогового периода 21):
Страница 2:
в федеральный бюджет: сумма к доплате 164 281 руб. – сумма к уменьшению 0 руб.;
в бюджет субъекта РФ: сумма налога к доплате 930 926 руб. – сумма налога к уменьшению 0 руб.
2) полугодие 2022 (код налогового периода 31):
Страница 2:
в федеральный бюджет: сумма к доплате 0 руб. – сумма к уменьшению 130 001 руб.;
в бюджет субъекта РФ: сумма налога к доплате 0 руб. – сумма налога к уменьшению 73 671 руб.
3) 9 месяцев 2022 (код налогового периода 33)
Страница 2:
в федеральный бюджет: сумма к доплате 0 руб. – сумма к уменьшению 49 650 руб.;
в бюджет субъекта РФ: сумма налога к доплате 0 руб. – сумма налога к уменьшению 281 350 руб.
4) год 2022 (код налогового периода 34)
Страница 2:
в федеральный бюджет: сумма к доплате 0 руб. – сумма к уменьшению 101 630 руб.;
в бюджет субъекта РФ: сумма налога к доплате 0 руб. – сумма налога к уменьшению 575 905 руб.
Из анализа представленных деклараций следует, что налог на прибыль был указан налогоплательщиком только в 1 квартале 2022 в общем размере в федеральный бюджет 164 281 руб. и в бюджет субъекта РФ 930 926 руб., однако суммы последующего уменьшения составляют на налогу на прибыль в федеральный бюджет 281 281 руб. (больше начисленного в 1 квартале 2022 г.), в субъект РФ - 930 926 руб. (в размере начисленного в 1 квартале 2022 г. налога).
Таким образом, по итогам 2022 года налог на прибыль к уплате отсутствует.
Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
В соответствии с п. 7 ст. 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В соответствии с п. 8 ст. 274 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
С 1 января 2023 года Федеральным Законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» введены Единый налоговый счет и Единый налоговый платеж.
В соответствии с п.4 ст. 289 НК РФ налоговая декларация (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В 2023 году, в связи с тем, что 25 марта 2023 года приходится на выходной день, этот срок перенесен на 27 марта. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом (ст. 286 НК РФ).
Соответственно, срок уплаты налога на прибыль по декларации за 2022 год - не позднее 28 марта 2023 года.
По итогам 2022 года с учетом сумм уменьшения налог на прибыль к уплате отсутствует.
Налоговая декларация по итогам 2022 года своевременно представлена налогоплательщиком в налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное для декларации по налогу на прибыль не предусмотрено.
Предельные сроки проведения камеральной проверки установлены в п. 2 ст. 88 НК РФ.
Продление трехмесячного срока камеральной проверки НК РФ не предусмотрено.
Возможность приостановления камеральной проверки НК РФ не предусмотрена.
Как отмечает ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09), налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности представленной декларации, если в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.
Все представленные налоговым органом декларации по налогу на прибыль за 2022 год приняты налоговым органом. Камеральная проверка данных декларация (с учетом сроков её проведения) прошла. Сомнений в правомерности деклараций у налогового органа не возникло.
С учетом изложенного, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль за 9 месяцев 2022 года.
На основании изложенного, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьей 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. На определение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания.
Судья Сидакова З.К.