Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об обеспечении иска
г. Владикавказ Дело № А61-3251/2019
22 июля 2019 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе судьи Носенко М.С.,
ознакомившись с заявлением Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (ОГРН 1147746523176, ИНН 7701395335) об обеспечении иска по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (ОГРН 1147746523176, ИНН 7701395335) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания (ОГРН 1161513050027, ИНН 1513057692) о признании недействительным уведомления от 20.06.2019 № 01-07/1323,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания (далее – ответчик, министерство) с требованием о признании недействительным уведомления от 20.06.2019 № 01-07/1323.
Через канцелярию суда 19.07.2019 от общества поступило заявление об обеспечении иска.
В качестве обеспечения иска заявитель просит приостановить действие Уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания № 0107/1323 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора и запретить осуществлять действия по отбору нового Региональнорго оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную силу.
Заявление о принятии обеспечительных мер обосновано следующим.
«Эко-Альянс» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания было подписано 10.09.2018.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.6.1998 № 89-ФЗ, ООО «Эко-Альянс», как Региональный оператор несет ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с ТКО с 01.01.2019.
В соответствии с п. 2.1.1. Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Муниципального образования город Владикавказ, Алагирского, Ардонского Дигорского Ирафского Кировского Правобережного Пригородного районов РСО-Алания Региональным оператором посредством электронных торгов были заключены договора с Операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Кристалл», ИП Дзапарова, ООО «Экосервис», ООО «Арт-сервис», ООО «ДСК утилизация», ООО «ЧистоГрадАлания» и ООО «Барс».
Считая, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания своими действиями нарушает действующее законодательство Российской Федерации необоснованно лишая ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора.
Уведомлением о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания препятствует осуществлению национального проекта «Экология» на территории РСО-Алания, реализуемого в рамках майских указов Президента России Владимира Путина. Лишение ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора, может привести к экологической катастрофе на территории РСО-Алания.
Региональный оператор с момента лишения статуса Регионального оператора несет убытки в сфере предпринимательской деятельности, что выражается в отказе юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей заключать с ООО «Эко-Альянс» договоры на обращение с ТКО, делает невозможным исполнение обществом своих обязательств, как перед контрагентами (операторами, перевозчиками), а также несвоевременной оплате налогов и выплате заработной платы работникам ООО «Эко-Альянс».
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление об обеспечении иска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ (часть 1 статьи 197 АПК РФ).
В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в том числе, предписаний в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 № 83).
Согласно части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее - постановление Пленума) разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Согласно части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом могут быть приняты обеспечительные меры в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены как действиями частных лиц (требование о признании сделки недействительной и т.д.), так и публичных субъектов (требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных, муниципальных, иных органов и т.д.).
Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения (пункт 10 названного постановления).
Учитывая сложившиеся на сегодняшний день фактические обстоятельства, существо имеющегося спора, а также возможность исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, суд считает применение заявленных обеспечительных мер обоснованным.
Заявителем заключен договора с Операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Кристалл», ИП Дзапарова, ООО «Экосервис», ООО «Арт- сервис», ООО «ДСК утилизация», ООО «ЧистоГрадАлания» и ООО «Барс». Неисполнение указанных договоров затрагивает интересы третьих лиц.
Непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса
Регионального оператора приведет к обязанности общества расторгнуть договора с контрагентами общества, что затрагивает как интересы самого общества, так и интересы его контрагентов. Невозможность исполнения обществом своих обязательств может повлечь убытки, как общества, так и его контрагентов.
Суд считает, что заявленная обеспечительная мера связана с предметом спора, соразмерна ему и обеспечивает баланс интересов сторон.
Поскольку предметом заявленного требования является, признание недействительным Уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО- Алания № 01-07/1323 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора, истребуемая обеспечительная мера в виде запрета осуществлять действия по отбору нового Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную силу связана с предметом спора.
Проверив обоснованность требования заявителя о применении конкретных обеспечительных мер, учитывая, что мера обеспечения в виде запрета осуществлять действия по отбору нового Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную силу направлена на уменьшение негативных последствий действия оспоренного ненормативного правового акта, связанных с принятием решения по заключению соглашения, обеспечение баланса интересов как истца, так и ответчика, суд пришел к выводу о том, что целью указанной обеспечительной меры является предотвращение значительного ущерба заявителю, а непринятие данной меры может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Судом учитывается, что в период рассмотрения настоящего спора отбор нового Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть произведен. При этом признание недействительным Уведомления Министерства жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания № 01-07/1323 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора после заключения соглашения не восстановит прав заявителя в случае удовлетворения его требований.
Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора и запрета осуществлять действия по отбору нового Регионального
оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную силу, являются в данном случае достаточной мерой необходимой для обеспечения исполнения судебного акта в рамках заявленного требования, указанные заявителем обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и обоснованны.
При указанных обстоятельствах заявление истца о принятии обеспечительных мер подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 90-93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (ОГРН 1147746523176, ИНН 7701395335) о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от 20.06.2019 о лишении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора до момента вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается судебное разбирательство по делу № А61-3251/2019.
Запретить Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания осуществлять действия по отбору нового Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до момента вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается судебное разбирательство по делу № А61-3251/2019.
Исполнительный лист выдать одновременно с определением.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия
Судья М.С. Носенко