ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А61-3251/19 от 22.07.2019 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об обеспечении иска

г. Владикавказ Дело № А61-3251/2019
22 июля 2019 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе судьи Носенко М.С.,

ознакомившись с заявлением Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс»  (ОГРН 1147746523176, ИНН 7701395335) об обеспечении иска по делу по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (ОГРН 1147746523176, ИНН  7701395335) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики  РСО-Алания (ОГРН 1161513050027, ИНН 1513057692) о признании недействительным  уведомления от 20.06.2019 № 01-07/1323, 

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (далее – заявитель,  общество) обратилось в арбитражный суд к Министерству жилищно-коммунального  хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания (далее – ответчик, министерство) с  требованием о признании недействительным уведомления от 20.06.2019 № 01-07/1323. 

Через канцелярию суда 19.07.2019 от общества поступило заявление об обеспечении  иска. 

В качестве обеспечения иска заявитель просит приостановить действие Уведомления  Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания № 0107/1323 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора и  запретить осуществлять действия по отбору нового Региональнорго оператора по  обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о  признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального  оператора в законную силу. 

Заявление о принятии обеспечительных мер обосновано следующим. 


«Эко-Альянс» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики  РСО-Алания было подписано 10.09.2018. 

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от  24.6.1998 № 89-ФЗ, ООО «Эко-Альянс», как Региональный оператор несет ответственность за  сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на  территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в  области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с ТКО с 01.01.2019. 

В соответствии с п. 2.1.1. Соглашения об организации деятельности по обращению с  твердыми коммунальными отходами на территории Муниципального образования город  Владикавказ, Алагирского, Ардонского Дигорского Ирафского Кировского Правобережного  Пригородного районов РСО-Алания Региональным оператором посредством электронных  торгов были заключены договора с Операторами по обращению с твердыми коммунальными  отходами ООО «Кристалл», ИП Дзапарова, ООО «Экосервис», ООО «Арт-сервис», ООО  «ДСК утилизация», ООО «ЧистоГрадАлания» и ООО «Барс». 

Считая, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики  Республики Северная Осетия-Алания своими действиями нарушает действующее  законодательство Российской Федерации необоснованно лишая ООО «Эко-Альянс» статуса  Регионального оператора, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса  Регионального оператора. 

Уведомлением о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора,  Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики  Северная Осетия-Алания препятствует осуществлению национального проекта «Экология»  на территории РСО-Алания, реализуемого в рамках майских указов Президента России  Владимира Путина. Лишение ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора, может  привести к экологической катастрофе на территории РСО-Алания. 

Региональный оператор с момента лишения статуса Регионального оператора несет  убытки в сфере предпринимательской деятельности, что выражается в отказе юридических 


лиц и индивидуальных предпринимателей заключать с ООО «Эко-Альянс» договоры на  обращение с ТКО, делает невозможным исполнение обществом своих обязательств, как  перед контрагентами (операторами, перевозчиками), а также несвоевременной оплате  налогов и выплате заработной платы работникам ООО «Эко-Альянс». 

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление об обеспечении иска подлежит  удовлетворению по следующим основаниям. 

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными  государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе  судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим  правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ  (часть 1 статьи 197 АПК РФ). 

В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о  приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в том числе,  предписаний в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие  положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке  рассмотрения заявления об обеспечении иска (пункт 1 Информационного письма  Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 № 83). 

Согласно части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях,  предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять срочные временные меры,  направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя  (обеспечительные меры). 

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»  (далее - постановление Пленума) разъяснено, что при применении обеспечительных мер  арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на  любой стадии процесса в случае, если непринятие этих мер может затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения  значительного ущерба заявителю. В целях предотвращения причинения значительного  ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение  существующего состояния отношений между сторонами. 


Согласно части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд  может приостановить действие оспариваемого акта, решения. 

В соответствии с частью 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные  меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер. 

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судом могут быть приняты обеспечительные меры в виде запрещения ответчику и другим  лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. 

Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены как  действиями частных лиц (требование о признании сделки недействительной и т.д.), так и  публичных субъектов (требование о признании незаконными решений, действий  (бездействия) государственных, муниципальных, иных органов и т.д.). 

Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по  своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора,  разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько  данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны  ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер,  обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для  их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для  обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является  представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а  также его нарушения (пункт 10 названного постановления). 

Учитывая сложившиеся на сегодняшний день фактические обстоятельства, существо  имеющегося спора, а также возможность исполнения судебного акта в случае  удовлетворения заявленных требований, суд считает применение заявленных  обеспечительных мер обоснованным. 

Заявителем заключен договора с Операторами по обращению с твердыми  коммунальными отходами ООО «Кристалл», ИП Дзапарова, ООО «Экосервис», ООО «Арт- сервис», ООО «ДСК утилизация», ООО «ЧистоГрадАлания» и ООО «Барс». Неисполнение  указанных договоров затрагивает интересы третьих лиц. 

Непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия уведомления  Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики  Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса 


Регионального оператора приведет к обязанности общества расторгнуть договора с  контрагентами общества, что затрагивает как интересы самого общества, так и интересы его  контрагентов. Невозможность исполнения обществом своих обязательств может повлечь  убытки, как общества, так и его контрагентов. 

Суд считает, что заявленная обеспечительная мера связана с предметом спора,  соразмерна ему и обеспечивает баланс интересов сторон. 

Поскольку предметом заявленного требования является, признание недействительным  Уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО- Алания № 01-07/1323 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального  оператора, истребуемая обеспечительная мера в виде запрета осуществлять действия по  отбору нового Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными  отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным Уведомления о  лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную силу связана с  предметом спора. 

Проверив обоснованность требования заявителя о применении конкретных  обеспечительных мер, учитывая, что мера обеспечения в виде запрета осуществлять  действия по отбору нового Регионального оператора по обращению с твердыми  коммунальными отходами до вступления решения суда по иску о признании незаконным  Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора в законную  силу направлена на уменьшение негативных последствий действия оспоренного  ненормативного правового акта, связанных с принятием решения по заключению  соглашения, обеспечение баланса интересов как истца, так и ответчика, суд пришел к выводу  о том, что целью указанной обеспечительной меры является предотвращение значительного  ущерба заявителю, а непринятие данной меры может затруднить или сделать невозможным  исполнение судебного акта. 

Судом учитывается, что в период рассмотрения настоящего спора отбор нового  Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть  произведен. При этом признание недействительным Уведомления Министерства жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания № 01-07/1323 от 20.06.2019 о  лишении ООО «Эко-Альянс» статуса Регионального оператора после заключения  соглашения не восстановит прав заявителя в случае удовлетворения его требований. 

Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомления  Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики  Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от 20.06.2019 о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса  Регионального оператора и запрета осуществлять действия по отбору нового Регионального 


оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до вступления решения суда  по иску о признании незаконным Уведомления о лишении ООО «Эко-Альянс» статуса  Регионального оператора в законную силу, являются в данном случае достаточной мерой  необходимой для обеспечения исполнения судебного акта в рамках заявленного требования,  указанные заявителем обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования,  соразмерны ему и обоснованны. 

При указанных обстоятельствах заявление истца о принятии обеспечительных мер  подлежит удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 90-93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» (ОГРН  1147746523176, ИНН 7701395335) о принятии обеспечительных мер удовлетворить. 

Приостановить действие уведомления Министерства жилищно-коммунального  хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания № 01-07/1223 от  20.06.2019 о лишении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Альянс» статуса  Регионального оператора до момента вступления в законную силу судебного акта, которым  заканчивается судебное разбирательство по делу № А61-3251/2019. 

Запретить Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики  РСО-Алания осуществлять действия по отбору нового Регионального оператора по  обращению с твердыми коммунальными отходами до момента вступления в законную силу  судебного акта, которым заканчивается судебное разбирательство по делу № А61-3251/2019. 

Исполнительный лист выдать одновременно с определением.

Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия 

Судья М.С. Носенко