Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Владикавказ Дело № А61-366/2021
обособленный спор А61-366-3/2021
22 декабря 2021 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Акимцевой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Псхациевым Т.В.
рассмотрел в заседании суда заявление ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой», г.Дигора, РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженности в размере 55 969 418,15 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда РСО-Алания и на сайте Верховного Суда Российской Федерации. Судебное заседание проведено в порядке статей 156, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд установил: определением Арбитражного суда РСО-Алания от 18.08.2021 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой», г.Дигора, РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) введена процедура наблюдения сроком до 04 февраля 2022 года.
Временным управляющим ООО «Мегастрой» утвержден ФИО1 (ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 344082, г.Ростов-на-Дону, ул.Береговая, 8, офис №1205), являющийся членом Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (125362, <...>).
Сведения о введении процедуры наблюдения в отношении ООО «Мегастрой» размещены временным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (Федресурс) - сообщение №7195551 от 20.08.2021 и в газете «Коммерсантъ» о28.08.2021 №77033750325.
Уполномоченный орган 15.09.2021 обратился в суд с заявлением №09-16/11253 о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности, сформировавшейся перед бюджетом и внебюджетными фондами до даты принятия судом заявления о банкротстве должника – до 17.03.2021:
1. Налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации -1 181 886.22руб., в том числе основной долг - 722 004 руб., пеня - 423 590.72 руб., штраф - 36 291.5 руб. за 2021 год; доначислен штраф по ВНП за 2021 год.
Налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: №10681 от 12.04.2021г., №34592 от 05.08.2021г.; решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств: №798 от 25.05.2021г.; постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: №753 от 25.05.2021г.
2. Налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет - 132 454.59 руб., в том числе основной долг - 64 852 руб., пеня - 61 198.59 руб., штраф - 6 404 руб.
Налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: №10681 от 12.04.2021г.; решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств: №798 от 25.05.2021г.; постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: №753 от 25.05.2021г.
3. Транспортный налог с организаций - 6 630.76 руб., в том числе основной долг - 6 036 руб., пеня - 594.76руб. Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: №34592 от 05.08.2021г., №33590 от 25.06.2021г.
4. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 54 476 870,34 руб., в том числе основной долг - 34 934 635 руб., пеня - 16 850 256,84 руб., штраф - 2 691 978,50руб. за период 2021г. Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: №10681 от 12.04.2021г., №10309 от 02.04.2021г., №34592 от 05.08.2021г., №33590 от 25.06.2021г. Решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств: №798 от 25.05.2021г., №787 от 18.05.2021г.; постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: №753 от 25.05.2021г., №737 от 18.05.2021г.
5. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году - 500 руб. в том числе штраф - 500 руб.
6. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году - штраф - 800 руб. Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №34591 от 05.08.2021г.
Должник заявление налогового органа не оспорил, отзыв не представил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве и статьей 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Как следует из материалов дела, в процедуре наблюдения уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований должника определенных на дату введения наблюдения недоимки по налогам, страховым взносам и начисленных сумм пени в связи с допущенной должником просрочкой уплаты налогов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Согласно системному толкованию пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве текущими являются только те обязательные платежи, которые возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве; обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", состав и размер требований кредиторов определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве, при этом в реестр требований кредиторов подлежит включению сумма, определенная на дату принятия заявления о признании должника банкротом, либо на дату введения процедуры банкротства, в которой заявлено кредитором требование, при этом размер данной суммы впоследствии изменению не подлежит.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения, определяются на день введения наблюдения.
Таким образом, требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться один раз и в том объеме, который был определен на дату введения наблюдения, размер данных требований впоследствии не изменяется.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках в соответствии со статьей 46 НК РФ. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Исходя из положений пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога является письменным извещением налогоплательщика о неуплаченных суммах налога и пени, которое направляется налогоплательщику для извещения об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и составления соответствующего документа.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 70 Кодекса).
В соответствии со статьей 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, статьями 46, 47 НК РФ установлена единая и последовательная процедура внесудебного порядка взыскания налогов и пеней. Одним из существенных условий для ее применения является ограничение сроков, в пределах которых налоговые органы вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника (статья 46 НК РФ) и иное имущество должника (статья 47 НК РФ).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
При установлении размера требований уполномоченного органа в деле о банкротстве ему необходимо подтвердить соблюдение порядка и сроков принятия решения об обращении взыскания на денежные средства и выставление инкассового поручения в банк, а если такое решение не принималось или является недействительным, - право на взыскание долга в судебном порядке.
Требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит включению в составе второй очереди требований кредиторов должника.
Требования в остальной части следует квалифицировать как требование кредитора третьей очереди. При этом в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Из материалов дела усматривается, что в подтверждение обоснованности заявленных требований в отношении суммы задолженности уполномоченным органом представлены: требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика; реестры инкассовых поручений; постановления и решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
В материалы настоящего дела должником не представлено доказательств того, что представленные уполномоченным органом требования или решения инспекции были оспорены должником в судебном порядке и произведена оплата налогов, пеней по выставленным требованиям. Сведения о несогласии налогоплательщика с данными налоговой инспекции отсутствуют.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, а также соблюдения порядка принудительного взыскания.
Руководствуясь статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
- Признать обоснованным и включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой», г.Дигора, РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) в третью очередь требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания в сумме 55 969 418.15 руб. в т. ч. основной долг - 35 727 527 руб., пеня - 17 505 917.15 руб., штраф - 2 735 974 руб.
Требование в части пени и штрафа подлежит учету в реестре требований кредиторов отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Определение вступает в силу немедленно.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления определения в полном объеме.
Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья С.А. Акимцева