ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А61-518/2021 от 12.07.2021 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

Именем Российской Федерации

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Владикавказ

12 июля 2021 года

Дело №А61-518/2021

Арбитражный суд РСО-Алания в составе судьи Акимцевой С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником Гизоевой И.Г.

рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Весна» (ОГРН 1181513004078, ИНН 1513071136)

к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166)

о признании недействительным и отмене постановления №45 от 18.12.2020, об обязании привести тариф на тепловую энергию в соответствие с действующим законодательством, о взыскании убытков в размере 2 025 715 рублей,

Судебно заседание проведено в порядке статьи 136 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «Весна» (далее – общество, заявитель, ООО «Весна») обратилось в суд с заявлением к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (далее – РСТ, Служба) со следующими требованиями:

- о признании недействительным и отмене постановления №45 от 18.12.2020;

- об обязании привести тариф на тепловую энергию в соответствие с действующим законодательством;

- о взыскании убытков в размере 2 025 715 рублей.

Заявление мотивировано тем, что РСТ при расчете тарифа неправомерно не были приняты во внимание штатное расписание предприятия, договор аренды котельной, заключенный между ООО «Весна» и ООО «Энергосервис», официальные данные налоговой инспекции в части расходов по УСН, в связи с чем вместо тарифа в размере 1530,59руб./Гкал Служба утвердила тариф в размере 1383,14руб./Гкал, нанеся обществу ущерб в размере 2 025 715руб.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 N 24, Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок) на услуги естественных монополий и организаций коммунального комплекса на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.

К основным задачам Службы относятся, в том числе установление и контроль подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) в регулируемых сферах энергетики, коммунального комплекса, газовой отрасли, транспорта, социально значимых товаров (пункт 2.1.).

Из материалов дела следует, что ООО «Весна» зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица 22.06.2018 с основным видом деятельности - производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

РСТ РСО-Алания 18.12.2020 вынесено постановление №45 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования в тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей ООО «Весна», которое 25.12.2020 размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. (л.д.16).

Согласно приложениям 1-34 к постановлению №45 Службой были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям:

за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 – 1383,14руб. за 1 Гкал;

за период с 01.07.2022 по 30.06.2023 – 1477,52руб. за 1 Гкал;

за период с 01.07.2023 по 31.12.2023 – 1481,52руб. за 1 Гкал.

ООО «Весна», считая, что постановление №45 не соответствует закону и нарушает права общества, обратилось в суд с требованиями о признании его недействительным, а также об обязании привести тариф на тепловую энергию в соответствие с действующим законодательством и возместить убытки в размере 2 025 715 рублей.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Следовательно, арбитражные суды вправе рассматривать лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

Проанализировав содержание оспариваемого постановления, суд приходит к выводу о том, что данное постановление относится к нормативным правовым актам органов исполнительной власти, регулирует правоотношения в сфере установления тарифов в сфере теплоснабжения, рассчитан на неоднократное применение, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и официально опубликован (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2020).

Доводов о том, что действие оспариваемого постановления не распространяется на неопределенный круг лиц, ООО «Весна» в заявлении не привело, соответствующие доказательства не представило.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

В силу части 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

Учитывая, что оспариваемый приказ комитета является нормативным правовым актом и не поименован в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление общества не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В свою очередь порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий урегулирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 КАС РФ).

Как следует из правовой позиции Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия. Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

На основании вышеизложенного, а также учитывая, что общество в рассматриваемом случае не представило в материалы дела доказательства обращения в суд общей юрисдикции с рассматриваемым заявлением и отказа данного суда в рассмотрении спора по мотиву его неподведомственности, дело подлежит передаче в Верховный суд РСО-Алания для разрешения вопроса о направлении его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьями 29, 39, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

о п р е д е л и л:

Передать дело №А61-518/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Весна» (ОГРН 1181513004078, ИНН 1513071136) к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166) о признании недействительным и отмене постановления №45 от 18.12.2020 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования в тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей ООО «Весна»; об обязании привести тариф на тепловую энергию в соответствие с действующим законодательством; о взыскании убытков в размере 2 025 715 рублей, в Верховный суд РСО-Алания для разрешения вопроса о направлении его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения через Арбитражный суд РСО-Алания.

Дело и определение направляются в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по истечении срока, предусмотренного для обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после принятия постановления суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Судья С.А. Акимцева