Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Резолютивная часть определения оглашена 08.07.2020
Определение в полном объеме изготовлено 15.07.2020
г. Владикавказ Дело №А61-6230/2019
15 июля 2020 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Родионовой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голиевой Л.М., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «РВП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным проведение специалистами-экспертами Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу в рамках рассмотрения в отношении ООО «РВП» дела от 08.10.2019 №07-19/1003 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, действия (проверочного материала) в отношении ООО «РВП» на предмет проверки качества готовой (алкогольной) продукции и без соответствующего согласования с органами прокуратуры РСО-Алания, о признании незаконным действия главного специалиста-эксперта ФИО1 по изъятию, для проверки качества и соответствия требованиям ГОСТ в рамках рассмотрения дела от 08.10.2019 №07-19/1003 об административном правонарушении в отношении ООО «РВП», предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, образцов готовой продукции ООО «РВП», оформленные протоколом от 09.10.2019 №07-19/1003 о взятии проб и образцов,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «РВП» - ФИО2 (доверенность от 08.01.2020),
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу – Козий К.В. (доверенность от 09.01.2020 № дов8-4), ФИО3 (доверенность от 09.01.2020 №дов8-2),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РВП» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконными действий по взятию в рамках дела об административном правонарушении образцов готовой продукции, о признании недействительным протокола от 09.10.2019 №07-19/1003-3 о взятии проб и образцов готовой продукции и с приложенными к нему документами.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ приняты уточнения от 08.07.2020:
о признании незаконным проведение специалистами–экспертами управления проверки качества алкогольной продукции в рамках дела №07-19/1003 об административном правонарушении, предусмотренном статью 14.19 КоАП РФ действия (проверочного материала) с целью проверки качества готовой алкогольной продукции и без соответствующего согласования с органами прокуратуры РСО-Алания;
о признании незаконным действия главного специалиста ФИО1 по изъятию образцов готовой продукции для проверки качества и соответствия требованиям ГОСТ образцов готовой продукции в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном статью 14.19 КоАП РФ, оформленные протоколом от 09.10.2019 №07-19/1003-3.
Управление в отзыве от 16.01.2020 и дополнительном отзыве от 21.02.2020 просит суд прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Представители МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому округу в судебном заседании просили прекратить производство по делу по доводам, изложенным в отзыве и в возражениях на заявление. Основные доводы управления сводились к тому, что оспариваемыми решениями (процессуальными документами) управление реализовывало предоставленные ему Кодексом об административных правонарушения РФ (далее КоАП РФ) права. Каких-либо материально-правовых последствий для заявителя указанные решения и действия управления не создают. В связи с этим на заявителя не возложены какие-либо обязанности, препятствующие осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства по делу и иные имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе обоснованность возбуждения дела об административном правонарушении, изъятие спиртосодержащей продукции, подлежат оценке лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.11, частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, на стадии принятия решения по делу. В связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей общества и управления, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании задания, утверждённого заместителем руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 от 03.10.2019 б/н был проведен анализ информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (далее - ЕГАИС), в отношении ООО РВП за период с 01.01.2019 по 30.09.2019. Управлением установлено, что ООО «РВП» нарушены лицензионные требования, установленные положениями Федерального закона от 22.11.1995
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно: (расхождение объёмов готовой продукции к объёмам использованного сырья за 2019 год, а также нарушение требований приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149, выразившиеся в нарушении порядка учета объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Определением от 08.10.2019 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 07-19/1003.
В рамках данного дела проведен осмотр территорий, помещений и находящихся там вещей и документов.
Согласно протоколу от 09.10.2019 № 07-19/1003-3 в присутствии представителей ООО «РВП» с применением видеозаписи в соответствии с ГОСТ 31730-2012 «Продукция винодельческая. Правила приемки и методы отбора проб» произведен отбор проб и образцов.
Полагая, что произведенные в рамках дела об административном правонарушении от 08.10.2019 № 07-19/1003 действия главного специалиста-эксперта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 являются незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из смысла приведенных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требований), оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также должен нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления в случае, если указанные лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Критерием для такого обращения по правилам главы 24 АПК РФ лиц, заинтересованных в защите предполагаемо нарушенных прав при осуществлениипредпринимательской деятельности, является ненормативный характер оспариваемого акта, решения, действия (бездействия).
Определение понятия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), которые могут быть оспорены в суде, отсутствует в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.
Такое определение дано в постановлении Пленума Верховного Суда от 10.02.2009 N 2, п. 1 которого разъяснено, что к решениям, которые могут быть оспорены в судебном порядке, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Одновременно в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2009 N 2 применительно к главе порядке главы 25 ГПК РФ особо указано, что не могут быть предметом самостоятельного судебного оспаривания отдельные процессуальные решения и действия административных органов, в том числе: протокол об административном правонарушении, постановление прокурора о возбуждении дела, определение о возбуждении дела и проведении административного расследования; определения административных органов (их должностных лиц), выносимые в ходе проведения административного расследования, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу - о продлении срока административного расследования, о продлении срока рассмотрения дела, об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, о приобщении к материалам делах доказательств; действия административных органов по привлечению к административной ответственности совершаемые в ходе производства по делу об административном правонарушении (за исключением мер обеспечения производства по делу), не затрагивающие права и законные интересы иных, кроме участников производства по делу лиц, и не выходящие за пределы тех полномочий, которые им предоставлены Кодексом об административных правонарушениях.
Данное разъяснение применимо также и к спорам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ в силу универсальности воли законодателя и схожести соответствующих правоотношений.
Оспариваемые обществом действия управления, как это следует из содержания заявления, по сути, сводятся к оспариванию ряда процессуальных действий (решений) управления в ходе административного расследования.
Доказательств того, что оспариваемые обществом действия управления возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, содержат обязательные для исполнения требования, неисполнение которых влечет за собой применение предусмотренной законом ответственности, в материалах дела не имеется. В связи с этим нельзя говорить о возложении на заявителя каких-либо обязанностей, препятствующих осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Исходя из статьи 26.2 КоАП РФ, протокол взятия проб и образцов является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, и не подлежит отдельному обжалованию в порядке, установленным главой 24 АПК РФ, поскольку представляет собой действия административного органа по собиранию доказательств по делу об административном правонарушении. Также действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает возможность отдельного обжалования действий по составлению протокола взятия проб и образцов, а также иных протоколов, представляющих собой документы, получаемые в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, такие протоколы могут быть признаны недопустимыми доказательствами в случае их составления с нарушениями процессуальных требований, установленными КоАП РФ, однако данные обстоятельства подлежат установлению в рамках оспариваемого конечного акта административного органа по делу об административном правонарушении.
Указанные действия и акты, как это следует из соответствующих положений Кодекса об административных правонарушений и разъяснения, данного в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2009 N 2, являются промежуточными процессуальными действиями и актами в рамках административной процедуры, не разрешающими дело по существу, а обеспечивающими продвижение дела по стадиям и совершаемыми в целях формирования доказательственной базы и установления обстоятельств, позволяющих выявить наличие или отсутствие в действиях лица, в отношении которого возбуждено дело о привлечении к административной ответственности, состава соответствующего нарушения, за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, вследствие чего они не могут быть предметом самостоятельного оспаривания в суде, а подлежат оценке при принятии итогового решения по делу об административном правонарушении.
Законность совершения указанных действий и вынесения указанных документов, равно как и правильность оформления иных материалов дела, в соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Административное расследование в рамках возбужденного дела об административном правонарушении представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксацию, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Судом установлено, что по результатам административного расследования по делу об административном правонарушении № 07-19/1003 в отношении ООО «РВП» 17.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ
№ 07-19/1003-6.
02.03.2020 года постановлением № 07-19/1003-7 ООО «РВП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
Вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении от 02.03.2020 № 07-19/1003-7 обжаловано ООО «РВП» в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.06.2020 по делу № А61-981/2020 оспариваемое постановление отменено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ. Указанное решение не вступило в законную силу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ не предусматривает возможность обжалования решений (действий) административного органа, его должностного лица в процессе проведения административного расследования, а равно и протокола об административном правонарушении, как отдельных правоприменительных актов. Эти и подобные акты носят вспомогательный, процессуальный, промежуточный характер и сами по себе права участников предпринимательской деятельности не ограничивают.
Следовательно, в случае оспаривания лицом вышеназванных актов, решений или действий производство по соответствующему делу, возбужденному арбитражным судом, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса, поскольку в отношении решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлен специальный порядок оспаривания (параграф 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса), который не предоставляет лицу возможности оспаривать любые процессуальные действия и решения, принимаемые должностными лицами в ходе производства по делу об административном правонарушении (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 303-КГ15-16744 по делу № А51- 2015/2015).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом того, что оспариваемые обществом действия должностного лица управления сами по себе не являются действиями, подлежащими обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержат властно-обязывающих предписаний в отношении ООО «РВП», сами по себе не могут повлечь ограничения прав заявителя, как участника предпринимательской деятельности, акт о привлечении общества к административной ответственности сторонами по делу не представлен, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Иное правоприменение позволит осуществлять переоценку законности решений, действий (бездействия) административных органов, обуславливающих относимость, допустимость и достаточность доказательств по административному делу, которые уже находятся во взаимосвязи с обстоятельством наличия состава вмененного административного правонарушения и привлечения лица к административной ответственности, что недопустимо действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
о п р е д е л и л:
производство по делу №А61-6230/19 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья Г.С.Родионова