АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче в суд общей юрисдикции
город Смоленск
08.02.2022 Дело № А62-11108/2021
Резолютивная часть определения объявлена 1 февраля 2022 года
Определение в полном объеме изготовлено 8 февраля 2022 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Е.Н., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Хлебопек» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Смоленска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным постановления Администрации города Смоленска № 2531-адм от 30.09.2021 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска» и утвержденных этим постановлением Правил землепользования и застройки города Смоленска в части отсутствия обозначения санитарно-защитной зоны АО «Хлебопек»,
с участием:
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность, паспорт, диплом),
от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность, служебное удостоверение, диплом),
установил:
акционерное общество «Хлебопек» (далее по тексту также – заявитель, АО «Хлебопек») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации города Смоленска (далее по тексту также – ответчик, Администрация) об оспаривании постановления Администрации города Смоленска № 2531-адм от 30.09.2021 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска» и утвержденных этим постановлением Правил землепользования и застройки города Смоленска в части отсутствия обозначения санитарно-защитной зоны АО «Хлебопек».
Администрацией представлен отзыв, в котором среди прочего указано на неподсудность данного дела арбитражным судам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – АПК РФ) к компетенции арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 указанной статьи).
Проверку нормативных правовых актов, в том числе на предмет соблюдения установленного порядка их подготовки и принятия, их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, осуществляют суды общей юрисдикции по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Ненормативный муниципальный правовой акт - правовой акт регламентированной формы, изданный к установленном порядке уполномоченным лицом (органом), содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон № 131-ФЗ) установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 3 Устава города Смоленска (принят решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164) в систему муниципальных правовых актов (города) входят:
1) Устав города Смоленска;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Смоленского городского Совета;
4) правовые акты Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Смоленска, предусмотренных данным Уставом.
Министерством юстиции Российской Федерации утверждены методические рекомендации от 15.12.2011 № 17/91789-BE, в которых дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Так, в сфере градостроительной политики и благоустройства в регистр не включаются муниципальные правовые акты:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В соответствии со статьей 1 Устава города Смоленска муниципальное образование город Смоленск имеет статус городского округа.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 данного Кодекса, устанавливающей особенности регулирования градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Правила землепользования и застройки города Смоленска утверждаются Администрацией города Смоленска (пункт 13 части 1 статьи 41 Устава города Смоленска).
Согласно положениям пунктов 1, 2, 4, 6 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из содержания части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В части 2 статьи 30 ГрК РФ указано, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в частности, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что правила землепользования и застройки затрагивает интересы неопределенного круга лиц (в частности, граждан, проживающих на определенной территории).
О направленности правил землепользования и застройки на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект правил подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статьи 5.1, 31 ГрК РФ).
Следует также учитывать, что правила землепользования и застройки рассчитаны на неоднократное применение (они не утрачивают силу после однократного применения, а действуют постоянно и реализуются всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данными правилами, не содержат указание на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта). Правила землепользования и застройки определяют правила поведения, являются обязательными к исполнению участниками соответствующих правоотношений.
Таким образом, постановление Администрации города Смоленска № 2531-адм от 30.09.2021 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска», равно как и сами Правила, утвержденные этим постановлением, отвечает признакам нормативного правового акта.
Частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 5 статьи 130, пунктом 1 части 1 статьи 143, пунктом 1 статьи 145, частью 2 статьи 159, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил :
дело № А62-11108/2021 по заявлению акционерного общества «Хлебопек» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Смоленска (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Администрации города Смоленска № 2531-адм от 30.09.2021 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска» и утвержденных этим постановлением Правил землепользования и застройки города Смоленска в части отсутствия обозначения санитарно-защитной зоны АО «Хлебопек» передать в Смоленский областной суд для последующего направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок с даты его вынесения.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.