ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А62-1176/09 от 07.04.2009 АС Смоленской области

Арбитражный суд Смоленской области

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г.Смоленск                                                                                  Дело № А62-1176/2009

Резолютивная часть определения объявлена 07 апреля 2009 года.

Мотивированный текст определения изготовлен 14 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Смоленской области в составе

председательствующего Бажановой Е.Г.,

судей: Ерохиной Ю.В., Алмаева Р.Н.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Красильниковой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области к

Смоленской областной Думе

Прокуратура Смоленской области

О признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 2 Областного закона от 30.10.2008 № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год» и несоответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

при участии:

от заявителя: ФИО1 – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и товарных рынков, доверенность от 12.05.2008 № 1262/04, удостоверение № 5432;

от ответчика: ФИО2 – начальник отдела судебной и аналитической работы правового управления аппарата Смоленской областной Думы, доверенность от 12.01.2009, удостоверение № 206;

от прокуратуры: ФИО3 – прокурор отдела прокуратуры Смоленской области, удостоверение № 150592;

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – заявитель, Управление, Антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 2 Областного закона от 30.10.2008 № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год» и несоответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом уточнения заявленных требований – протокол судебного заседания от 06, 07 апреля 2009).

В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Смоленской области.

Смоленская областная Дума, сославшись на положения статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ); пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»; пункт 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2002 года по делу № А54-2746/02-СЗ, указала, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью данного дела арбитражному суду (пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).

Прокурор также просил прекратить производство по настоящему делу по пункту 1 части 1 статьи 150  АПК РФ, поскольку данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение представителей сторон, прокурора, суд пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, 30 октября 2008 года Смоленской областной Думой был принят Закон № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год» (далее – Закон № 121-з).

Статьей 1 названного Закона был утвержден перечень организаций, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций; в статье 2 Закона перечислены лица (физические и юридические), которые освобождаются от уплаты транспортного налога. В первых пунктах указанных статей в качестве лиц, которым предоставляются льготы указаны бюджетные учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств областного бюджета или бюджетов муниципальных образований Смоленской области на основе бюджетной сметы.

Указанный Закон был опубликован в официальном издании «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» 06.11.2008, № 11, часть II, стр. 35 и вступил в силу с 01 января 2009 года.

Антимонопольный орган, сославшись на положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 6 Бюджетного кодекса Россйиской Федерации, статьи 3, 56, 381, 395, главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», указал, что установление налоговых льгот в ви­де освобождения от уплаты налога на имущество и транспортного налога бюд­жетных учреждений, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным муниципальным заданием, осуществляется за счет средств областного бюджета или бюджетов му­ниципальных образований Смоленской области на основе бюджетной сметы, без учета возможности осуществления этими учреждениями деятельности, приносящей им доход, противоречит антимонопольному законодательству и, следовательно, пункт 1 части 1 статьи 1, пункт 1 части 1 статьи 2 Областного закона от 30.10.2008 № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год» следует признать недействующими и несоответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, заявитель считает, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального зако­на от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ. Согласно пункту 5.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (далее - Положение) Управление уполномочено в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд. На основании вышеизложенного, считает правомерным и обоснованным направление настоящего искового заявления в Арбитражный суд Смоленской области, так как оспариваемые нормы Смоленского Областного закона от 30.10.2008 № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год» приняты с нарушением антимонопольного законодательства и затрагивают законные интересы граждан, организаций, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу требований части 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Поскольку оспариваются статьи нормативного правового акта, принятого Смоленской областной Думой (постоянно действующий законодательный (представительный) орган Смоленской области), а в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления, то заявления о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Кроме того, учитывая требования пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», суд пришел к выводу, что право на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства относится не к органу, акты которого можно оспорить, а к искам, заявлениям, с которыми антимонопольный орган может обратиться в арбитражный суд.

При указанных обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ как неподлежащее рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьей 181 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 2 Областного закона от 30.10.2008 № 121-з «О налоговых льготах на 2009 год».

Определение вступает в законную силу немедленно.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее определение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий                                               Е.Г. Бажанова

Судьи                                                                                 Р.Н. Алмаев  

                                                                                            Ю.В. Ерохина