АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Смоленск
07.12.2021 г. Дело № А62-4071-24/2016
Резолютивная часть определения оглашена 07.12.2021 г.
Полный текст определения изготовлен 07.12.2021 г.
Судья Арбитражного суда Смоленской области Воронова В.В., при ведении протокола помощником судьи Корчик М.В., рассматривая в открытом судебном заседании заявление
конкурсного управляющего должника ОАО «Первомайский стекольный завод» ФИО1
к МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях; АО «Почта России»; Смоленскому отделению № 8609 ПАО Сбербанк, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
о понуждении принять в федеральную собственность объекты, не включаемые в конкурсную массу заинтересованные лица: по делу № А62-4071/2016 по заявлению
кредитора общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Смоленск» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании открытого акционерного общества «Первомайский стекольный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях: ФИО3 по доверенности;
от АО «Почта России» в лице Смоленского филиала: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 по делу N А62-4071/2016 ОАО "Первомайский стекольный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1
Конкурсный управляющий ОАО "Первомайский стекольный завод" ФИО1 обратился в арбитражный суд Смоленской области с заявлением о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях принять в федеральную собственность здание банно-прачечного комбината, расположенного по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а и дом 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал требования изложенные в заявлении, указывает, что здание банно-прачечного комбината в 1992 году было передано Комитетом по управлению государственным имуществом по договору безвозмездного пользования. В 2018 г. данный договор расторгнут, в связи с чем, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях следует принять данное имущество в федеральную собственность по акту приема-передачи.
В отношении здания почты указывает, что согласно положениям пункта 1 Постановления N 3020-1, пункта 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункта 2.1.24 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи, в связи с чем спорное здание также подлежит передаче в федеральную собственность.
Представитель ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях указал, что здание банно-прачечного комбината, действительно, числится в реестре федеральной собственности, что, по мнению, ответчика свидетельствует об отсутствии необходимости совершать какие-либо действия по принятию в федеральную собственность данного имущества.
В отношении здания почты, не возражает против удовлетворения заявления, поскольку помещения, занимаемые почтовыми отделениями, являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона, однако указывает, что надлежащим ответчиком по данному требованию является Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, поскольку спорное имущество подлежало внесению в уставной капитал АО «Почта России», а следовательно подлежит возврату собственнику – Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в городе Москве.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Как следует из материалов дела в ходе инвентаризации имущества должника конкурсным управляющим было установлено, что на балансе ОАО "Первомайский стекольный завод" на основании заключенного в сентябре 1992 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области и должником договора передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование акционерному обществу "Первомайский стекольный завод" находится здание банно-прачечного комбината, расположенное по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а.
Поскольку данное имущество находилось у ОАО "Первомайский стекольный завод" в безвозмездном пользовании на основании договора передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование акционерному обществу "Первомайский стекольный завод" от сентября 1992 г., конкурсным управляющим в адрес МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях было направлено уведомление N 157 от 03.09.2018 об отказе от договора.
Согласно ответу Росимущества от 12.04.2019 N 2010-40.ГЕ на данное обращение спорное имущество числится в казне РФ и дополнительно совершать действия по его принятию основания отсутствуют.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 г. по делу № А62-4071/2016 установлены следующие значимые для дела обстоятельства.
«Суд апелляционной инстанции не может также согласиться с судом первой инстанции в части обязания администрацию принять в собственность банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а.
Данный объект не относится к объектам жилищного фонда, вместе с тем может быть отнесен к социально-значимым объектам.
В отзывах на апелляционную жалобу конкурсный управляющий пояснил, что данный объект не реализовывался им на торгах.
Однако, как было указано выше социально значимые объекты в составе конкурсной массы подлежат реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, и только в случае не реализации такие неликвидные социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Поскольку реализация конкурсным управляющим ОАО "Первомайский стекольный завод" банно-прачечного комбината, расположенного по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а на открытых торгах не была осуществлена, данный объект не может быть в настоящее время быть передан в собственность муниципального образования, минуя процедуру реализации данного объекта на торгах.
Доводы конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" о том, что данное имущество не было им реализовано, поскольку данный объект был передан должнику в безвозмездное пользование Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области в 1992 году на основании соответствующего договора, а право собственности на данный объект недвижимого имущества за ОАО "Первомайский стекольный завод" не было зарегистрировано подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Как следует из отзыва конкурсного управляющего должника от 05.08.2020 и его справки от 05.08.2020 все спорное имущество учитывалось ОАО "Первомайский стекольный завод" на балансе общества на счете 01 "Основные средства" (т. 4, л.д. 34-42), в связи с чем, данное имущество подлежало включению в конкурсную массу.
Из материалов дела также следует, что привлеченное к рассмотрению по данному обособленному спору Федерального агентство по управлению государственным имуществом не настаивает на том, что ранее переданное при приватизации ОАО "Первомайский стекольный завод" в безвозмездное пользование спорное имущество является федеральной собственностью и подлежит возврату в связи с банкротством предприятия.
Кроме того, согласно Приложению N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности относятся в том числе, объекты бытового обслуживания населения, каковым является банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а.
С учетом изложенного, банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д. 4а, который не является объектом жилищного фонда, но относится к социально значимому объекту, в составе конкурсной массы до передачи его в муниципальную собственность подлежит реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, и только в случае не реализации подлежит передаче в муниципальную собственность».
Сам по себе факт, наличия здания банно-прачечного комбината в реестре федерального имущества, не имеет правоопределяющего значения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование конкурсного управляющего об обязании Ответчика принять в федеральную собственность здание банно-прачечного комбината, направлено на преодоление вступившего в законную силу судебного акта, что является недопустимым, которым установлена необходимость реализации данного здания на торгах, а в случае его не реализации здание подлежит передаче в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, требование конкурсного управляющего в отношении здания банно-прачечного комбината подлежит отклонению.
В отношении дома № 5 по ул. Советской, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленской области суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 г. по делу № А62-4071/2016 установлены следующие значимые для дела обстоятельства.
«Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы администрации в части невозможности отнесения к объекту жилищного фонда дома N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, поскольку согласно письму ОГБУ "Смоленское областное БТИ" от 28.11.2019 в архивных материалах сведения о недвижимом имуществе по указанному адресу значится нежилое здание (т. 2, л.д. 135).
Согласно выписке из ЕГРП об объекте недвижимости от 02.12.2019 по адресу: <...>, находится нежилое здание почты (т. 2, л.д. 34).
Кроме того, в материалах настоящего дела имеется договор аренды нежилого помещения от 19.04.2016, заключенный между ОАО "Первомайский стекольный завод" в лице генерального директора ФИО4 и ФГУП "Почта России", акт приема-передачи от 19.04.2016, дополнительное соглашение от 21.08.2018 к договору аренды нежилого помещения от 19.04.2016, согласно которым спорное помещение передано в аренду ФГУП "Почта России" (т. 2, л.д. 136-141).
В ходе судебного разбирательства стороны по данному обособленному спору не отрицали отсутствие проживания в доме N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область граждан и нахождение по данному адресу филиала ФГУП "Почта России".
При данных обстоятельствах, дом N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область не может быть отнесен к жилищному фонду социального использования».
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 24 Закона N 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, приватизации не подлежит.
До вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи", также являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и финансировались из федерального бюджета.
Согласно положениям пункта 1 Постановления N 3020-1, пункта 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункта 2.1.24 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи.
В пункте 8 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 3.2 Устава ФГУП "Почта России" закреплено, что право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у последнего с момента передачи имущества.
В соответствии со статьями 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пунктом 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если на дату принятия Постановления N 3020-1 в спорном помещении располагалось отделение почтовой связи, то право федеральной собственности на основании указанного акта и, соответственно, право хозяйственного ведения данного предприятия, считаются возникшими.
Отсутствие спорного помещения в настоящее время в реестре федерального имущества не является основным правоопределяющим обстоятельством.
Право федеральной собственности на спорное здание, в котором расположено почтовое отделение, возникло в силу прямого указания закона, в связи с чем, данное здание подлежит передаче в федеральную собственность.
На основании Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", 01.10.2019 ФГУП "Почта России" реорганизовано путем преобразования в АО "Почта России".
Согласно пункту 24 Закона N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ при инвентаризации имущества Предприятием (Обществом) составляется перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя:
1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения и:
а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости");
б) не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты);
3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия;
4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что до 01.10.2020 Предприятие проводит мероприятия по подготовке объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи, а также земельных участков, занятых такими объектами недвижимого имущества, к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, объекты недвижимого имущества, которые указаны в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи и в отношении которых в результате инвентаризации не установлено наличие зарегистрированных прав третьих лиц, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества, используются в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
В силу указанных положений статьи 20 Закона N 171-ФЗ недвижимое имущество, находящееся в любой публичной собственности и предоставленное Предприятию на основании договора аренды, при условии, что на это имущество отсутствуют вещные права иных лиц, подлежит передаче Обществу в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в его уставный капитал.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ право собственности Российской Федерации на которые будет признано на основании судебного акта после подписания передаточного акта, подлежат внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал АО "Почта России".
В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, дополнительный вклад Российской Федерации в уставный капитал Общества осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций на основании представленного Обществом перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. При осуществлении дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества включение недвижимого имущества, используемого в качестве такого вклада, в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества не требуется.
Согласно пункту 17 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с частями 1 - 16 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает перечень объектов недвижимого имущества для последующей государственной регистрации права собственности на них Российской Федерации.
По смыслу указанных положений Закона N 171-ФЗ для реализации Российской Федерацией права на внесение объектов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в качестве дополнительного вклада в уставный капитал Общества такие объекты должны поступить в федеральную собственность.
При таких обстоятельствах, довод МТУ по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о том, что в связи с необходимостью последующего внесения данного имущества в качестве вклада в уставной капитал АО «Почта России», прием спорного здания в федеральную собственность должен осуществляться по месту регистрации АО «Почта России» в г. Москве - Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, является необоснованным.
Перечень объектов, подлежащих передаче АО «Почта России» в качестве дополнительного вклада РФ в уставный капитал Общества, должен быть согласован АО «Почта России» с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на соответствующей территории, где этот объект расположен.
С учетом того, что спорный объект недвижимого имущества располагается на территории Смоленской области, функции по управлению таким объектом осуществляет Межрегиональный Территориальный орган по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 214 Гражданского кодекса РФ, 184-185 Арбитражного-процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Смоленской области
ОПРЕДЕЛИЛ:
Обязать МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областяхпринять в федеральную собственность здание, расположенное по адресу: <...>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Определение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в апелляционную инстанцию - Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.В. Воронова