АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о выделении требований в отдельное производство и их передаче в суд общей юрисдикции
город Смоленск
20.01.2022 Дело № А62-6818/2021
Резолютивная часть определения объявлена 18 января 2022 года
Определение в полном объеме изготовлено 20 января 2022 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Е.Н., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Эверест» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>),
обществу с ограниченной ответственностью «Смоллеском» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления № 1860 от 28.10.2014 «О предварительном согласовании размещения трассы линии электропередач», постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания»
с участием:
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность, паспорт, диплом), ФИО2 (доверенность, паспорт),
от ответчиков:
Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области – представитель ФИО3 (доверенность, паспорт, диплом),
ООО «Смоллеском» - представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее по тексту также – заявитель, ООО «Эверест») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (далее по тексту также – Администрация) об оспаривании:
- постановления № 1860 от 28.10.2014 «О предварительном согласовании размещения трассы линии электропередач»;
- постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания».
Судом к участию в деле в качестве соответчика по требованию об оспаривании постановления № 1860 от 28.10.2014 «О предварительном согласовании размещения трассы линии электропередач» привлечено общество с ограниченной ответственностью «Смоллеском» (далее по тексту также – ООО «Смоллеском»).
В предыдущем заседании стороной было заявлено ходатайство о выделении в отдельное производство требований к Администрации об оспаривании постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания» и передаче выделенного материала в суд общей юрисдикции.
Согласно части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
Заслушав мнение представителей заявителя ФИО1 и ФИО2, поддержавших ходатайство о выделении требований об оспаривании постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания» в отдельное производство и их передаче на рассмотрение суда общей юрисдикции, мнение представителя Администрации ФИО3, оставившей разрешение ходатайства на усмотрение суда, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – АПК РФ) к компетенции арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 указанной статьи).
Проверку нормативных правовых актов, в том числе на предмет соблюдения установленного порядка их подготовки и принятия, их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, осуществляют суды общей юрисдикции по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Ненормативный муниципальный правовой акт - правовой акт регламентированной формы, изданный к установленном порядке уполномоченным лицом (органом), содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 № 17/91789-BE утверждены методические рекомендации, в которых дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
В частности, в регистр не включаются муниципальные правовые акты в сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
Таким образом, постановление Администрации № 1860 от 28.10.2014 «О предварительном согласовании размещения трассы линии электропередач» является ненормативным правовым актом.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГрК РФ) определено, что деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45 ГрК РФ.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории: обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон № 131-ФЗ) установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно статье 32 Устава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в систему муниципальных правовых актов муниципального района входят:
1) Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) решения Ярцевского районного Совета депутатов;
3) постановления и распоряжения председателя Ярцевского районного Совета депутатов по вопросам организации деятельности Ярцевского районного Совета депутатов;
4) постановления и распоряжения Администрации муниципального образования по вопросам, указанным в части 6 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5) постановления и распоряжения Главы муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами;
6) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Статья 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится утверждение документации по планировке территории.
Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц (в частности, граждан, проживающих на определенной территории).
О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект межевания территории подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).
Следует также учитывать, что документации по планировке территории рассчитана на неоднократное применение (она не утрачивает силу после однократного применения, а действует постоянно и реализуется всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта). Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками соответствующих правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).
Таким образом, постановление Администрации № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания» отвечает признакам нормативного правового акта.
Согласно части 7 статьи 27 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.
В данном случае возможно раздельное рассмотрение требований об оспаривании постановления № 1860 от 28.10.2014 «О предварительном согласовании размещения трассы линии электропередач» и требований об оспаривании постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания».
Частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 5 статьи 130, пунктом 1 части 1 статьи 143, пунктом 1 статьи 145, частью 2 статьи 159, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил :
требования общества с ограниченной ответственностью «Эверест» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) об оспаривании постановления № 1454 от 06.10.2015 «Об утверждении проекта планировки территории для линейного объекта, совмещенного с проектом межевания» выделить в отдельное производство, присвоив делу № А62-323/2022.
Дело № А62-323/2022 передать в Смоленский областной суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцатом арбитражном апелляционном суде в десятидневный срок с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.