ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А62-8195/20 от 14.01.2021 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, дом 30/11, г. Смоленск, 214001 

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о приостановлении производства по делу 

город Смоленск  15.01.2021 Дело № А62-8195/2020 

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2021 года  Определение в полном объеме изготовлено 15 января 2021 года 

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Марченковой Т.С., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению 

общества с ограниченной ответственностью «Северное сияние 222»  (УНП 193088413) 

к Федеральной таможенной службе Центральное таможенное  управление Смоленская таможня (ОГРН: 1026701425849; ИНН: 6729005713) 

 об оспаривании постановления № 10113000-461/2020 от 20 августа  2020 г. о назначении административного наказания по статье 16.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях 

с участием:

от заявителя – представитель Бахмутов М.И. (доверенность, паспорт,  удостоверение адвоката), 

от ответчика – представитель Борисевич А.Д. (доверенность, служ.  удостоверение, диплом), представитель Толстоус И.И. (доверенность, служ.  удостоверение, диплом), 

установил :


оспариваемым постановлением ООО «Северное сияние 222» (УНП  193088413) признано виновным в незаконном вывозе с территории  Российской Федерации на территорию Республики Беларусь культурных  ценностей. 

Отношения по перемещению культурных ценностей из Российской  Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами -  членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую  Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами -  членами Евразийского экономического союза, регулируются Законом  Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе  культурных ценностей» (далее по тексту также – Закон № 4804-I). 

Согласно абзацу второму пункта 1 Закона № 4804-I порядок  перемещения культурных ценностей между государствами - членами  Евразийского экономического союза и перечень культурных ценностей, в  отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза,  определяются в соответствии с правом Евразийского экономического союза. 

В пункте 2 статьи 1 Закона № 4804-I указано, что, если  международным договором Российской Федерации и (или) правом  Евразийского экономического союза установлены иные правила и нормы,  чем предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним  иными нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы  международного договора Российской Федерации и (или) право  Евразийского экономического союза. 

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 435- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в  сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» (далее по  тексту также – Закон № 435-ФЗ) установлено, что до дня вступления в силу  межправительственного соглашения, регулирующего порядок перемещения  культурных ценностей между государствами - членами Евразийского  экономического союза, разрешительный порядок вывоза, временного вывоза,  ввоза и временного ввоза культурных ценностей определяется в соответствии  с Законом № 4804-I и распространяется также на культурные ценности,  вывозимые с территории Российской Федерации на территории других  государств - членов Евразийского экономического союза. 


В абзаце четвертом статьи 5 Закона № 4804-I определено, что под  вывозом культурных ценностей понимается перемещение культурных  ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не  являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза,  без обязательства их обратного ввоза. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 35.2 Закона № 4804-I вывоз  культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского  экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза,  осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании  заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а  физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных  предпринимателей, и юридическими лицами - на основании лицензии на  вывоз культурных ценностей. 

Статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации  и правительством Республики Беларусь от 12.02.1999 «Об утверждении  перечней товаров, в отношении которых применяются количественные  ограничения, запреты или ограничения» предусмотрено, что стороны будут  применять в соответствии с национальным законодательством своих  государств перечень товаров, в отношении которых применяются запреты  или ограничения на ввоз и/или вывоз. В пункте 10 приложения № 2 к  названному Соглашению в разделе «вывоз» указаны «культурные ценности». 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21  апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее по тексту  также - Решение № 30) на таможенной территории Евразийского  экономического союза установлен разрешительный порядок ввоза и (или)  вывоза товаров по перечню согласно приложению № 2. 

В силу пункта 3 Решения № 30 указанный разрешительный порядок  реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных  административных мер регулирования внешнеторговой деятельности,  установленных, помимо прочего, в соответствии с Положением о вывозе с  таможенной территории Евразийского экономического союза культурных  ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов  архивных документов и Положением о вывозе с таможенной территории  Евразийского экономического союза коллекционных материалов по  минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных. 


Приложением № 2 к Решению № 30 определен перечень товаров, в  отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза и (или)  вывоза товаров. К таким товарам разделом 2.4 названного перечня отнесены  ископаемые останки любых организмов, независимо от формы их  сохранности, их отпечатки и следы их жизнедеятельности, кости ископаемых  животных. Разделом 2.20 к таким товарам, среди прочих, отнесены  культурные ценности, и редкие коллекции и образцы – предметы,  представляющие интерес для таких областей науки как биология,  минералогия, метеоритика, независимо от времени возникновения и  создания. 

Как следует из материалов дела, 16.01.2019 около 22 час. 30 мин. на  408-м км автодороги М-7 «Беларусь» сообщением Москва – Минск в районе  населенного пункта Ермаки Смоленского района Смоленской области  сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Смоленской области по  обслуживанию автодорог федерального значения было приостановлено  движение следовавшего в направлении Республики Беларусь  автотранспортного средства «Форд Транзит», регистрационный номер  АI0320-6 под управлением гражданина Республики Беларусь Зененкова  Александра Александровича. 

Согласно товаросопроводительным документам, представленным  водителем Зененковым А.А. (CMR № 0301191 от 15.01.2019, счет-фактуры №  1 от 15.01.2019, сертификату о происхождении товара (форма СТ-1, номер  бланка 8094097) № RU BY 9 021 000230 от 15.01.2019, ветеринарному  сертификату RU 77 № 00004429 от 15.01.2019, акту экспертизы № 122,  выданному Союзом «Московская торгово-промышленная палата»), в  грузовом отсеке транспортного средства перемещался товар - 25 мешков с  бивнями мамонта и фрагментами бивней мамонта, весом 720 кг (весом  брутто 726 кг), стоимостью 1 008 000 руб. 

Отправитель товара (продавец) - ООО «Альянс Север» (г. Москва,  ИНН: 7751040240), получатель (покупатель) - ООО «Северное сияние 222»  (Республика Беларусь, г. Минск, УНП: 193088413). Перевозчиком товара  являлся индивидуальный предприниматель (ИП) Зененков Александр  Александрович (Республика Беларусь, г. Бобруйск; УНП: 791142843). 

Вышеназванный товар вывозился с территории Российской Федерации  в Республику Беларусь (государства члены Таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС) в ходе исполнения внешнеторгового контракта (договора  поставки) № 04/11-18 от 07.11.2018, заключенного между ООО «Альянс 


Север» и ООО «Северное сияние 222». Разрешительные документы  Министерства культуры Российской Федерации на вывоз культурных  ценностей у перевозчика отсутствовали. 

В ходе проведенного сотрудниками УФСБ России по Смоленской  области мероприятия «исследование предметов и документов» с участием  эксперта Министерства культуры Российской Федерации Новикова И.В.,  установлено, что два бивня мамонта и четырнадцать фрагментов бивней из  числа перевозившихся Зененковым А.А. представляют собой культурную  ценность. Стоимость данных предметов составляет около 342 150 руб.  (заключение эксперта № 3 от 11.02.2019). 

По факту незаконного (без получения соответствующей лицензии  Министерства культуры Российской Федерации либо заключения  аттестованного эксперта Министерства культуры Российской Федерации) 

вывоза с территории Российской Федерации на территорию Республики  Беларусь культурных ценностей (бивней мамонтов и фрагментов бивней  мамонтов) в отношении директора ООО «Северное сияние 222» Чабана А.Л.  было возбуждено уголовное дело по признакам преступления,  предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской  Федерации, по которому вынесен обвинительный приговор. 

Одним из доводов заявителя в настоящем судебном споре является  недоказанность таможней того обстоятельства, что вывозимый  палеонтологический материал (бивни мамонтов и фрагменты бивней  мамонтов) относится к культурным ценностям. Как указывает представитель  ООО «Северное сияние 222» Бахмутов М.И., заключение эксперта № 3 от  11.02.2019, на которое сослалась таможня в постановлении № 10113000- 461/2020 от 20 августа 2020 г., дано в рамках уголовного дела. При этом  указанное экспертное заключение судом, вынесшим приговор Чабану А.Л.,  не исследовалось и оценка ему в приговоре не дана. Уголовное дело в  отношении Чабана А.Л. рассмотрено судом в порядке статьи 316 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также –  УПК РФ), т.е. без проведения судебного разбирательства (особый порядок).  Установленные таким приговором обстоятельства в силу прямого указания в  статье 90 УПК РФ не имеют преюдициального значения. 

Аналогичные доводы приводились Бахмутовым М.И. в деле № А62- 8196/2020, по которому Арбитражным судом Смоленской области принято  решение от 22 ноября 2020 г. 


В судебном заседании представителем таможни Толстоусом И.И.  заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу  до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской  области от 22 ноября 2020 г. по делу № А62-8196/2020. 

В соответствии с частью 1 статьи 159 АПК РФ заявления и ходатайства  лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по  обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об  истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с  разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и  подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или  заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом  после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. 

Заслушав мнение представителя ООО «Северное сияние 222»  Бахмутова М.И., возражавшего против приостановления производства по  настоящему делу, суд приходит к следующему. 

Как усматривается из решения Арбитражного суда Смоленской  области от 23 ноября 2020 г. по делу № А62-8196/2020, заявителем в  указанном деле является общество с ограниченной ответственностью  «Северное сияние 222» (УНП 193088413), которое, оспаривает  постановление Смоленской таможни о назначении административного  наказания № 10113000-473/2020 от 20.08.2020 по статье 16.3 КоАП РФ

При этом предметом административного правонарушения в указанном  деле является также же палеонтологический материал – бивни мамонтов и  фрагменты бивней мамонтов, - который, как в настоящем деле, признан  таможней культурными ценностями на основании заключения эксперта № 3  от 11.02.2019, данного в рамках уголовного дела в отношении Чабана А.Л. 

С учетом изложенного в целях исключения конфликта судебных актов  производство по настоящему делу согласно взаимосвязанным положениям  пункта 1 части 1 статьи 143, пункта 1 статьи 145 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации следует приостановить. 

Руководствуясь статьями 159, 184, 185 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

определил :

ходатайство представителя таможни Толстоуса И.И. удовлетворить.


Приостановить производство по настоящему делу до вступления в  законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области от 23  ноября 2020 г. по делу № А62-8196/2020. 

Определение может быть обжаловано в течение одного месяца после  его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный  апелляционный суд (г. Тула), апелляционная жалоба подается через  Арбитражный суд Смоленской области. 

Судья : Пудов А.В.