ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А62-965/15 от 26.01.2017 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru 

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Резолютивная часть определения объявлена: 17 января 2017 года.   Полный текст определения изготовлен: 26 января 2017 года. 

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Молоковой  Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Поваренковой С.С., рассмотрев в судебном заседании заявление  акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала  «СмоленскАтомЭнергоСбыт» г. Смоленск (ИНН <***>; ОГРН  <***>) о признании плана внешнего управления недействительным 

по делу № А62-965/2015 по заявлению кредитора публичного акционерного  общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" 

г. Смоленск (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании  должника общества с ограниченной ответственностью "Смоленсктепло",  Смоленская область, г. Рославль (ОГРН <***>; ИНН <***>)  несостоятельным (банкротом), при участии в судебном заседании: 

от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 22.04.2016 г.,  паспорт; ФИО2 – представитель, доверенность от 03.10.2016 года,  паспорт; 

от внешнего управляющего: ФИО3, определение суда, паспорт;  ФИО4 – представитель, доверенность, паспорт; 

от ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск»: ФИО5 – представитель,  доверенность, паспорт; ФИО6 – представитель, доверенность,  паспорт; 

от уполномоченного органа: ФИО7 – представитель,  доверенность, паспорт; 

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2015  по делу № А62-965/2015 в отношении должника общества с ограниченной  ответственностью "Смоленсктепло" введена процедура банкротства –  внешнее управление, внешним управляющим утвержден ФИО3 


нем положений, не соответствующих законодательству РФ и нарушающих  права и законные интересы заявителей, выразившихся в: 

- определении зависимости оснований и критериев восстановления  платежеспособности предприятия от графика погашения задолженности  перед ООО «Смоленсктепло» основными дебиторами общества, не  подтвержденного гарантиями со стороны органов местного самоуправления,  кредитных организаций, третьих лиц, а также самими должниками; 

- установлении зависимости восстановления платежеспособности  предприятия с проведением общих мер организационно - технического  характера, отраженных в плане в общих формулировках, без конкретных  сроков их реализации и обоснования того каким образом данные меры  смогут восстановить платежеспособность предприятия в плане расчета с  кредиторами; 

- невыполнении графика погашения задолженности указанного в  приложении к Плану, отсутствия каких - либо оплат с момента введения  внешнего управления, с учетом не снижения объема ежемесячного  энергопотребления и роста задолженности по текущим платежам; не  предоставления конкурсному кредитору информации, запрашиваемой во  исполнение плана внешнего управления; 

о завершении процедуры внешнего управления, принятия решения о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 

В судебном заседании представители заявителя поддержали  требования, заявление удовлетворить по следующим основаниям. 

АО «АтомЭнергоСбыт» является кредитором ООО «Смоленсктепло»,  требования которого включены в реестр требований кредиторов  определением Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2015 в сумме  26 556 784 руб. 89 коп. 

В ходе собрания кредиторов ООО «Смоленсктепло» 10.05.2016  утвержден план внешнего управления большинством голосов,  принадлежащих мажоритарному кредитору предприятия, при наличии  возражений против утверждения такого плана со стороны других кредиторов  общества. 

Согласно плану внешнего управления ООО «Смоленсктепло» (далее  также План) для восстановления платежеспособности предприятия  планируется реализация следующих мер: 

Достижение безубыточной работы планируется внешним  управляющим через соблюдение строгого режима экономии и проведения  ряда мероприятий организационного характера. При этом, в пункте 4.5.  Плана внешний управляющий отмечает, что повлиять на финансовые  показатели 2015 года уже не представляется возможным. В 2016-2017 году 


согласно Плану планируется работа предприятия с положительным  финансовым результатом. Точка безубыточности предприятия, определенная  внешним управляющим находится на уровне 213 537,9 рублей, запас  финансовой прочности составляет 5 684,2 тыс. рублей (2,5%) при условии  общей кредиторской задолженности на 01.01.2016 в размере 409 135 тыс.  рублей, прогнозируемой прибыли в размере 25 503 тыс. рублей. 

При этом внешним управляющим делается вывод о возможности  работы ООО «Смоленсктепло» без убытка при условии «жесткого контроля  со стороны регулирующих органов власти над доходами и затратами  энергоснабжающих организаций». 

 Указанные положения декларированы в плане в общих формулировках  без привязки к конкретным обстоятельствам, не расшифрованы достаточным  образом, вследствие чего не могли быть понятны кредиторам общества при  рассмотрении вопроса, как об утверждении плана, так и в дальнейшем, в ходе  контроля над его соблюдением. 

 Кроме того, Планом предусмотрены такие организационные меры как  переработка организационной структуры, перевод осуществления кадровых  вопросов, бухгалтерского учета, в рамках самого предприятия; разработка  должностных инструкций; корректировка бухгалтерского учета в  соответствии с нормативными документами. 

Формулировка этих мер, а также отражение их в плане внешнего  управления расцениваются кредитором как злоупотребление правом со  стороны внешнего управляющего в виде указания в Плане незначительных,  сформулированных общими фразами тезисов, прямо не влекущих  достижения основной цели – восстановлению платежеспособности  предприятия и расчетов по текущим платежам с кредиторами общества.  Кроме ого, непонятно какие обстоятельства препятствовали осуществлению  таких мероприятий временным управляющим ранее, с момента перехода во  внешнее управление. 

В настоящее время организационная структура предприятия  предполагает организационная структура предприятия предполагает  трудоустройство 66 человек, которым ежемесячно выплачивается заработная  плата, что финансово значительно снижает до полной невозможности  исполнение обязательств общества перед кредиторами по текущим  платежам. 

Производственные меры (пункт 6.2 Плана) предусматривают  организацию более совершенного учета тепловой энергии; установки  приборов учета в точках балансового разграничения; установление приборов  учета воды; оптимизацию и минимизацию затрат в мазутном хозяйстве  предприятия. 

Как и в отношении организационных мер, в данном случае, АО  «АтомЭнергоСбыт» не усматривает обстоятельств, препятствующих  выполнению данных действий управляющим ранее в процедуре внешнего  управления, то есть с сентября 2015 г. При этом, установка приборов учета,  действительно, позволит сократить хозяйственные затраты самого 


предприятия, что напрямую не может привести к восстановлению  платежеспособности предприятия ввиду значительного объема дебиторской  задолженности самого общества по текущим платежам. 

Экономическими мерами восстановления платежеспособности (пункт  6.3. Плана) являются соблюдение жесткого режима экономии путем  экономии фонда оплаты труда при укреплении производственной  дисциплины на предприятии, активное участие общества в установлении  тарифов на тепловую энергию. 

К финансовым мерам восстановления платежеспособности (пункт 6.4  Плана) относятся: взаимодействие с местными органами власти по целевому  финансированию ремонта изношенных тепловых сетей; создание условий  для равномерного перечисления текущих платежей поставщикам основных  ресурсов с последующим погашением задолженности, включенной в реестр  требований кредиторов; работа по взысканию дебиторской задолженности  предприятия; ежемесячная выплата заработной платы персоналу. 

В рамках создания условий для равномерного перечисления текущих  платежей внешним управляющим сформирован график погашения текущей  задолженности по основным кредиторам (таблица 14 приложения к Плану). 

Согласно указанному графику с мая 2016 г. в адрес АО  «АтомЭнергоСбыт» планируется оплата в размере 7082 тыс. руб. – май 2016  г., 6 834 тыс. руб. – июнь 2016 г., 4 196 тыс. руб. – июль 2016 г. и т.д. 

До настоящего времени денежные средства в счет оплаты  поставленной электрической энергии в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» не  поступали. Претензия АО «АтмЭнергоСбыт» № 67-3/1614 от 02.06.2016 с  предложением обратиться в Департамент Смоленской области по энергетике,  энергоэффективности и тарифной политике с заявлением о предоставлении  обеспечения по финансовым обязательствам в порядке ч. 6 ст. 38  Федерального закона «Об электроэнергетике» в случае возникновения  объективных и законных оснований для введения ограничений режима  потребления электрической энергии. 

Внешним управляющим оставлено без внимания письмо кредитора АО  «АтомЭнергоСбыт» № 67-3/1742 от 15.06.2016 г. о предоставлении  информации о размере текущей кредиторской задолженности предприятия с  указанием сумм каждой очереди и предполагаемых сроках погашения  задолженности по текущим платежам. 

Указанные действия внешнего управляющего ООО «Смоленсктепло»  свидетельствуют о пренебрежении правами кредитора АО  «АтомЭнергоСбыт», дискриминации его законных интересов по снижению и  ликвидации как задолженности, включенной в реестр требований, так и  сложившейся по текущим платежам. 

В рамках работы по взысканию дебиторской задолженности с  контрагентов ООО «Смоленсктепло» внешним управляющим сформированы  графики погашения задолженности основных должников общества: ЗАО  «СААЗ АМО ЗИЛ» и ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». Графики не  подтверждены письмами о реструктуризации задолженности дебиторов, 


обеспечением либо гарантиями соблюдения заявленных сроков оплаты со  стороны Администрации области либо муниципального образования, а  также иными документами, подтверждающими обязательства контрагентов  по внесению платежей именно в установленные сроки и именно в  установленном размере, то есть сроки и размер погашения задолженности  основными должниками предприятия в 2016-2017 году определены внешним  управляющим самостоятельно, исходя из личных соображений и убеждений  без привязки к фактическим обстоятельствам и документально  зафиксированным договоренностям сторон. 

При этом, поступление денежных средств от ук5азанных организаций  (с учетом того, что в отношении ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» также введена  процедура банкротства), согласно Плану, имеет приоритетное значение для  надлежащих расчетов с кредиторами, иными контрагентами предприятия,  выплате заработной платы сотрудникам и планированию дальнейшей  деятельности предприятия в целях достижения самоокупаемости  производства и экономической стабильности (о данной взаимозависимости  свидетельствуют данные прогноза движения денежных средств (таблица 11  приложения к Плану) графы «Операционные притоки», «отступление  денежных средств за реализацию продукции» подграфы «От СРТЭ  задолженность, текущие» «От СААЗ задолженность, текущие», графы  «Операционные оттоки», подграфы «Издержки», в том числе «погашение  задолженности кредиторам», «Прочие», «страховые взносы». 

Таким образом, исходя из анализа Плана, можно сделать вывод, что  восстановление платежеспособности предприятия планируется внешним  управляющим при достижении: соблюдения неподтвержденного и  необоснованного надлежащими доказательствами графика платежей  основных должников, в отношении одного из которых введена процедура  конкурсного производства (дело № А62-4622/2013); обеспечения учета  поставляемых ресурсов (воды, электрической энергии), при условии наличия  ране установленного учета электрической энергии и минимального размера  образовавшейся экономии денежных средств, после осуществления  вышеназванных мероприятий; переработки организационной структуры,  укрепления производственной дисциплины на предприятии,  совершенствования бухгалтерского учета при условии невозможности либо  недоказанности прямого и существенного влияния результатов данных  действий по их достижении на процесс нормализации расчетов с  кредиторами общества, в том числе по текущим платежам. 

Согласно информации о кредиторской задолженности предприятия  (таблица 15 приложения к Плану) сумма требований кредитора АО  «АтомЭнергоСбыт», включенная в реестр, составляет 26 556 тыс. руб.,  текущая задолженность перед АО «АтомЭнергоСбыт» по состоянию на  01.01.2016 составляет 64 002 тыс. руб. 

Общий размер задолженности ООО «Смоленсктепло» перед АО  «АтомЭнергоСбыт» по состоянию на 01.07.2016 составляет 87 429 тыс. руб.,  где задолженность по текущим платежам составляет 60 873 тыс. руб. 


Как усматривается из приложенной справки о произведенных  начислениях с 01.06.2014 . в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» предприятием не  произведено ни одного платежа. 

При таких обстоятельствах, процедура внешнего управления ООО  «Смоленсктепло» и утверждение в ее рамках плана внешнего управления  расценивается кредитором как неосновательное затягивание процедуры  несостоятельности (банкротства) без цели фактического погашения  сложившейся задолженности, при условии ее непрерывного устойчивого  роста с каждым расчетным периодом. 

Основным и единственным имуществом ООО «Смоленсктепло»  является котельная, расположенная по адресу: <...>. Эксплуатация данного имущества является основой деятельности  предприятия и базисом возможного восстановления платежеспособности и  последующего финансового оздоровления ООО «Смоленсктепло».  Указанная котельная эксплуатировалась ООО «Смоленсктепло» на  основании договора аренды. 

В настоящее время договор аренды с собственником имущества ООО  «ВТР-Проект» Должником не заключен. Таким образом, даже по  формальным основаниям невозможно оценивать План внешнего управления,  пути и перспективы его реализации, до момента надлежащего оформления  права владения имуществом основоопределяющим всю деятельность  предприятия. 

Представитель уполномоченного органа считает заявление  обоснованным и подлежащим удовлетворению. 

Представитель внешнего управляющего и ООО «Газпром  межрегионгаз Смоленск» просят в удовлетворении заявления отказать по  основаниям, изложенным в отзыве. 

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  письменные доказательства, суд находит заявление не подлежащим  удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно ст. 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с  даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план  внешнего управления и представить его собранию кредиторов для  утверждения. 

План внешнего управления должен предусматривать меры по  восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок  реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы  должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при  отсутствии признаков банкротства, установленных статьей 3 настоящего  Федерального закона. 

План внешнего управления должен соответствовать требованиям,  установленным федеральными законами; предусматривать срок  восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование  возможности восстановления платежеспособности должника в  установленный срок. 


В силу ст. 109 Закона о банкротстве планом внешнего управления могут  быть предусмотрены следующие меры по восстановлению  платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие  нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности;  продажа части имущества должника; уступка прав требования должника;  исполнение обязательств должника собственником имущества должника -  унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо  третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала  должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение  дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия  должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению  платежеспособности должника. 

Согласно п. 6 ст. 107 Закона о банкротстве план внешнего управления  может быть признан недействительным полностью или частично  арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству  лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. 

Из содержания плана внешнего управления, представленного внешним  управляющим, и утвержденного собранием кредиторов Должника 10.05.2016  следует, что восстановление платежеспособности должника предлагается  осуществить за счет поступления денежных средств от продолжения  прежней деятельности должника, а также за счет денежных средств,  поступивших в счет погашения имеющейся у ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» и  ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» перед Должником задолженности;  уменьшения кредиторской задолженности вследствие оспаривания  оснований ее возникновения. 

Сведения о размере дебиторской задолженности Заявитель не  оспаривает. 

Учитывая, что предложенный внешним управляющим план внешнего  управления содержит условия, предусмотренные ст. 106 Закона о  банкротстве, и не противоречит требованиям ст. 107 Закона о банкротстве, а  Заявителем не указано: какие именно пункты Плана и каким образом  нарушают его права и законные интересы, заявление АО «АтомЭнергоСбыт»  не подлежит удовлетворению. 

Заявление о признании Плана недействительным не подлежит оплате  госпошлиной, в связи с чем, суд, принимая заявление к рассмотрению, не  разрешал ходатайство Заявителя о зачете в счет оплаты государственной  пошлины государственной пошлины, возвращенной по делу № А62- 5600/2015 справкой Арбитражного суда Смоленской области от 15.07.2016 г. 

Руководствуясь статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.


Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию -  Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), жалоба подается  через Арбитражный суд Смоленской области. 

Судья Е.Г. Молокова