АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь
12 октября 2018 года Дело № А63-11049/2015
Резолютивная часть определения объявлена 18 сентября 2018 года
Определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2018 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Пекуш Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ганченко А.Н., рассмотрев в рамках дела № А63-11049/2015 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Завод стеновых материалов и керамзита» (ОГРН 1022603023277, ИНН 2623000323), с. Верхнерусское Шпаковского района Ставропольского края, ходатайство временного управляющего должником Легостаева А.С. об истребовании документов у генерального директора ЗАО «СМиК» Иорданова О.П.,
при участии в судебном заседании представителя должника Филипченко А.Е. по доверенности от 31.01.2018 № 1, представителя уполномоченного органа Боранукова М.Х. по доверенности от 29.08.2018 серии 26АА2358825 и в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, установил следующее.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2015 возбуждено производство по делу № А63-11049/2015 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Завод стеновых материалов и керамзита» (далее – ЗАО «СМиК», должник).
Определением суда от 15.11.2017 (резолютивная часть объявлена 08.11.2017) в отношении ЗАО «СМиК» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Легостаев А.С.
Сведения о введении в отношении ЗАО «СМиК» процедуры наблюдения опубликованы временным управляющим в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), в периодическом издании – газете «Коммерсантъ» от 18.11.2017 № 215.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника в арбитражный суд обратился временный управляющий Легостаева А.С. с ходатайством об истребовании у генерального директора ЗАО «СМиК» Иорданова О.П. бухгалтерской и иной документации должника.
Представленное ходатайство мотивировано неисполнением руководителем должника обязательств по передаче временному управляющему необходимых ему сведений для осуществления процедуры наблюдения.
Судебное заседание по рассмотрению вышеуказанного заявления неоднократно откладывалось, в том числе для уточнения временным управляющим перечня документов, подлежащих передаче руководителем должника, а также представления руководителем должника - Иордановым О.П. доказательств, подтверждающих передачу временному управляющему документов.
Определением суда от 12.07.2018 рассмотрение обоснованности заявления отложено на 11.09.2018.
К дате судебного заседания от временного управляющего поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором управляющий просил обязать руководителя должника передать временному управляющему надлежащим образом заверенные копии бухгалтерской и иной документации предприятия, а именно: расшифровку по статье актива баланса «Основные средства» за период с 2012 г. по настоящее время на каждую отчетную дату; расшифровку по статье актива баланса «Запасы» за период с 2012 г. по настоящее время на каждую отчетную дату; документы, подтверждающие права ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита» на принадлежащее обществу движимое и недвижимое имущество, в т.ч. правоустанавливающие документы на имущество, не подлежащее государственной регистрации (в т.ч. договора, акты приема передачи, накладные, приказы, выписки и справки регистрирующих органов) по состоянию на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент; документы, на отчужденное у общества движимое и недвижимое имущество, в т.ч. имущество, не подлежащее государственной регистрации (в т.ч. договора, акты приема передачи, накладные, приказы, выписки и справки регистрирующих органов) за период с 23.10.2012 года по настоящее время; расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности общества с указанием полного наименования, фамилии, имени, отчества, основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, а так же адреса каждого контрагента и даты возникновения обязательств и/или задолженности перед ним начиная с 23.10.2012 года и далее по состоянию на конец каждого отчетного периода, а так же на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент; документы,подтверждающиесведения содержащиеся в расшифровке кредиторской и дебиторской задолженности (договора, акты, счета, накладные, неисполненные платежные требования, платежные поручения, акты сверки, претензионные письма и т.д.); последние акты инвентаризации и инвентаризационные ведомости активов и пассивов общества по установленным формам; аудиторские отчеты должника с 2012 г. по настоящее время; учетную политику и документы, утвердившие ее; лицензии; сертификаты; сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки; сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.) в форме пояснительной записки с приложением обосновывающих документов (счета, договора, акты, акты сверок и т.д.); сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч. в форме пояснительной записки; сведения о внутренней структуре ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств в форме пояснительной записки; сведения о работниках предприятия по состоянию на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент, в т.ч.: справка о фактической численности работников, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку работников, список работников предприятия с указанием должности, Ф.И.О. и почтового адреса работника; сведения о выданных доверенностях в форме журнала учёта выдачи доверенностей с 23.10.2012 г; наименование и адреса организаций, в которых ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита» является учредителем (участником), сведения о доле участия; нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», его функций и видов деятельности; сведения о ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов, также управляющий ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнение заявленных требований.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 20 мин. 18.09.2018. Информация о перерыве опубликована на сайте суда в сети «Интернет». После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей должника, уполномоченного органа.
Представитель должника в судебном заседании пояснил, что часть документов переданы временному управляющему по актам приема-передачи, а также посредством электронной почты. В подтверждение данного факта представил сканы электронной переписки между должником и временным управляющим за 17.09.2018. Дополнительно представитель заявил ходатайство об отложении судебного заседания для обеспечения передачи документов.
Представитель уполномоченного органа поддержал свою позицию, изложенную в отзыве. Считая требования временного управляющего обоснованными и законными, просил их удовлетворить. В удовлетворении заявленного должником ходатайство об отложении судебного заседания просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, свои позиции по существу рассматриваемого вопроса не выразили, представителей в судебное заседание не направили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заявленное должником ходатайство об отложении судебного заседания рассмотрено и отклонено, поскольку основания для отложения судебного заседания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют. При рассмотрении данного ходатайства суд учитывает срок рассмотрения данного обособленного спора, а также неоднократное предоставленное руководителю должника дополнительного времени для исполнения возложенных на него обязанностей по передаче временному управляющему бухгалтерской и иной документации общества, в связи с чем считает, что заявление нового ходатайства об отложение судебного заседания направлено на безосновательное затягивание судебного процесса, при том, что у руководителя было достаточно времени для передачи документов должника.
Изучив материалы дела, заслушав присутствовавших в судебном заседании представителей должника, уполномоченного органа, оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Как указывалось ранее и следует из материалов дела, определением суда от 15.11.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Легостаев А.С.
Из заявления временного управляющего следует, что в связи с неисполнением руководителем должника требований управляющего о предоставлении истребуемой информации о деятельности должника в порядке статьи 64 Закона о банкротстве он обратился в суд.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве основными обязанностями конкурсногоуправляющего являются, в том числе: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника и т.д.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Статьёй 67 Закона о банкротстве на временного управляющего возложена обязанность по проведению анализа финансового состояния должника.
В силу пункта 3.2 статьи 64 названного Закона не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить временному управляющему перечисленные документы и не исключает возможность применения норм, установленных статьи 66 Закона о банкротстве, в случае неисполнения такой обязанности.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 24 постановления от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», следует, что арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании материальных ценностей и документов может служить, в частности, подтвержденный документально факт предоставления документов и материальных ценностей; либо представление доказательств, свидетельствующих о принятии всех необходимых мер для своевременной передачи документов и ценностей; либо представление доказательств, подтверждающих отсутствие истребуемых документов и ценностей у бывшего руководителя должника.
Таким образом, при рассмотрении ходатайства арбитражного управляющего об истребовании у бывшего руководителя должника документов, необходимо исследовать вопрос фактического нахождения всех истребуемых документов, поскольку судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками исполнимости (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что с 22.10.2002 руководителем должника является Иорданов О.П.
Как следует из заявления временного управляющего, 13.11.2017 в адрес в руководителя должника был направлен запрос о предоставлении документов, необходимых для проведения процедуры банкротства, который был оставлен без ответа.
В рамках рассмотрения данного обособленного спора по актам приема-передачи от 05.03.2018, от 12.03.2018, от 15.03.2018 временному управляющему были переданы договоры, заключенные ЗАО «СМиК» за 2014-2016 года, бухгалтерские балансы за 2012-2016 годы, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих записей, о допуске к определенному виду или видам работ, протокол наблюдательного совета от 20.06.2011, приказ о назначении генерального директора, свидетельство о собственности от 07.12.1992, Устав общества, Положение о филиале общества, дополнение учредительным документам, учредительный договор, протоколы собраний от 26.09.2016, от 30.06.2016, протокол заседания наблюдательного совета от 30.06.2015.
Из представленной представителем должника электронной переписки следует, что 17.09.2018 по электронному адресу временного управляющего направлены в электронном виде ведомости ОС за 2015 - 2016, ОСВ по счетам 10.01, 10.03, 10.04, 10.05, 10.08, 10.09, 10.10, 20, 20.01, 41.01 за 2015 год, по счетам 10.01, 10.03, 10.04, 10.05, 10.08, 10.09, 10.10, 41.01 за 2016 год, по счетам 10.01, 10.03, 10.04, 10.05, 10.08, 10.09, 10.10, 41.01 за 2017 год, лицензии, свидетельства, приказ об учетной политике, сертификаты.
Из анализа представленных актов, а также представленной переписки следует, что истребуемые временным управляющим документы, необходимые для проведения процедуры банкротства, руководителем должника переданы не в полном объеме. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководитель должника не представил доказательства невозможности предоставления истребуемых документов в оставшейся части.
Статьёй 50 Закона о банкротстве установлено, что подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 50 Закона о банкротстве предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Как указывалось ранее, пункт 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве возлагает на руководителя должника обязанность передать временному управляющему перечень имущества, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
При рассмотрении заявления временного управляющего суд также учитывает, что в силу статьи 67 Закона о банкротстве к числу обязанностей временного управляющего относятся, в том числе, - проведение анализ финансового состояния должника; подготовка заключения о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Закона о банкротстве.
Пунктами 1, 3 статьи 70 Закона о банкротстве предусмотрено, что анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о банкротстве. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются коэффициенты его финансово-хозяйственной деятельности и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению № 1, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, динамика их изменения (подпункт «д» пункта 6 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367).
Кроме того, временным управляющим проводится анализ совершенных должником сделок за период не менее 3 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в рассматриваемом случае производство по делу о несостоятельности должника возбуждено 23.10.2015, а процедура наблюдения введена в отношении должника 08.11.2017, т.е. спустя два года, суд считает заявление временного управляющего об обязании руководителя передать бухгалтерскую и иную документацию, в том числе за период с 2012 года обоснованным, направленным на исполнение им возложенных на него обязанностей.
При этом суд также учитывает, что в соответствии разделом 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558, срок хранения бухгалтерской и иной документации не менее 5 лет, при условии проведения проверки (ревизии).
При истечении срока хранения истребуемых документов и их уничтожении руководитель не лишен возможности предоставить доказательства, подтверждающие уничтожение указанных документов в установленном законом порядке.
При рассмотрении заявления суд также учитывает, что передача документов в электронном виде не препятствует передаче данных документов на бумажном носителе.
Учитывая вышеизложенное, для рассмотрения дела по существу суд считает необходимым оказать содействие временному управляющему в получении документов, необходимых для проведения анализа финансового состояния ЗАО «СМиК» и обязать руководителя должника представить документы и сведения по финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника.
Руководствуясь статьями 49, 66, 135, 159, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 60, 64, 66 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
принять уточнение заявленных требований.
Отклонить ходатайство об отложении судебного заседания.
Обязать руководителя закрытого акционерного общества «Завод стеновых материалов и керамзита» Иорданова Олега Павловича передать по акту приема-передачи временному управляющему Легостаеву Алексею Сергеевичу надлежащим образом заверенные копии бухгалтерских и иных документов, отражающие экономическую деятельность должника, именно:
1.Расшифровка по статье актива баланса «Основные средства» за период с 2012 г. по настоящее время на каждую отчетную дату.
2.Расшифровка по статье актива баланса «Запасы» за период с 2012 г. по настоящее время на каждую отчетную дату.
3.Документы, подтверждающие права ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита» на принадлежащее обществу движимое и недвижимое имущество, в т.ч. правоустанавливающие документы на имущество, не подлежащее государственной регистрации (в т.ч. договора, акты приема передачи, накладные, приказы, выписки и справки регистрирующих органов) по состоянию на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент;
4.Документы, на отчужденное у общества движимое и недвижимое имущество, в т.ч. имущество, не подлежащее государственной регистрации (в т.ч. договора, акты приема передачи, накладные, приказы, выписки и справки регистрирующих органов) за период с 23.10.2012 года по настоящее время;
5.Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности общества с указанием полного наименования, фамилии, имени, отчества, основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, а так же адреса каждого контрагента и даты возникновения обязательств и/или задолженности перед ним начиная с 23.10.2012 года и далее по состоянию на конец каждого отчетного периода, а так же на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент;
6.Документы,подтверждающиесведения, содержащиеся в расшифровке кредиторской и дебиторской задолженности (договора, акты, счета, накладные, неисполненные платежные требования, платежные поручения, актысверки, претензионные письма и т.д.);
7.Последние акты инвентаризации и инвентаризационные ведомости активов и пассивов общества по установленным формам;
8.Аудиторские отчеты должника с 2012 г. по настоящее время;
9.Учетную политику и документы, утвердившие ее;
10.Лицензии;
11.Сертификаты;
12. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции,
работ, услуг) в форме пояснительной записки;
13. Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами
(аренда, залог и т.п.) в форме пояснительной записки с приложением обосновывающих
документов (счета, договора, акты, акты сверок и т.д.);
14.Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч. в форме пояснительной записки;
15.Сведения о внутренней структуре ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств в форме пояснительной записки;;
16.Сведения о работниках предприятия по состоянию на 23.10.2015г., на 08.11.2017г. и на текущий момент, в т.ч.:
-справка о фактической численности работников,
-утвержденное штатное расписание или штатную расстановку работников,
-список работников предприятия с указанием должности, Ф.И.О. и почтового адреса работника.
17.Сведения о выданных доверенностях в форме журнала уч?та выдачи доверенностей с 23.10.2012 г;
18.Наименование и адреса организаций, в которых ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита» является учредителем (участником), сведения о доле участия;
19.Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», его функций и видов деятельности;
20.Сведения о ЗАО «Завод стеновых материалов и керамзита», и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
Выдать исполнительный лист.
Настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения (изготовления в полном объеме).
Судья Т.Н. Пекуш