ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-13175/16 от 06.06.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отсрочке исполнения судебного акта

г. Ставрополь
«06» июня 2018 г.  Дело № А63-13175/2016

Резолютивная часть определения объявлена 05 июня 2019 года  Определение изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 года 

Арбитражный суд Ставропольского края 

в составе председательствующего судьи Сиротина И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айбазовой  Ф.И., 

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного унитарного  предприятия Ставропольского края «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление   № 2» им. В.И. Демидова, г. Михайловск, ОГРН 1022603021770, 

о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.04.17 по делу № А63- 13175/2016, 

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз  Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН 1022601940613, 

к государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Дорожно- эксплуатационно-строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, г. Михайловск, ОГРН  1022603021770, 

министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь,
третье лицо: ПАО «Газпром», г. Москва,
об обязании ответчиков снести за свой счет здания, строения, сооружения,

при участии в судебном заседании представителей от ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова  – Ескиной Ю.И. по доверенности от 10.01.2019, в отсутствии иных лиц, участвующих в  деле, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь»,

г. Ставрополь (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с  исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ставропольского края  «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, г. 


Михайловск (далее – предприятие), министерству имущественных отношений  Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – минимущество), третье лицо: ПАО  «Газпром», г. Москва (далее – ПАО «Газпром»), об обязании ответчиков снести за свой  счет здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными  нормами и правилами минимальных расстояний до газопровода п. Рыздвяный – ГРС-3  (газораспределительный пункт № 3): 

- автовесовую АБЗ, назначение: нежилое здание, площадью 221,9 кв. м.,  инвентарный номер 23694, литер А, этажность 1, кадастровый (или условный) номер 2626-33/017/2012-195, адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Верхнерусское, ул.  Батайская, 39; 

 - бытовой корпус АБЗ, назначение: нежилое здание, площадью 196,1 кв. м.,  инвентарный номер 23694, литер В, этажность 1, кадастровый (или условный) номер 2626-33/017/2012-196, адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Верхнерусское, ул.  Батайская, 39; 

- лабораторию АБЗ, назначение: нежилое здание, площадью 2468 кв. м., адрес:  Ставропольский край, Шпаковский район, с. Верхнерусское, ул. Батайская, 39 

- установку по выпуску битумной эмульсии MASSENZA, назначение: нежилое  здание, площадью 85,6 кв. м., адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с.  Верхнерусское, ул. Батайская, 39; 

- подземное битума-хранилище, назначение: иное сооружение (подземное битума- хранилище), объем 1500, адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с.  Верхнерусское, ул. Батайская, 39д (уточненные требования). 

Решением от 28.04.17, вступившим в законную силу, заявленные требования  удовлетворены, предприятие и министерство имущественных отношений СК обязали  снести за свой счет вышеуказанные объекты, построенные ближе установленных  строительными нормами и правилами минимальных расстояний до газопровода п.  Рыздвяный – ГРС-3. 

ГУП СК «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2»

им. В.И. Демидова, г. Михайловск, обратилось в суд с заявлением о предоставлении  отсрочки исполнения решения от 28.04.17 по делу № А63-13175/2016 на 1,5 года. 

В обоснование заявления предприятие указало, что в настоящее время предприятие  находится в затруднительном финансовом положении, отсутствует прибыль и имеется  убыток в сумме 24 268 000 руб., в то время как расходы по сносу зданий и сооружений  является капиталоемким и трудозатратным процессом. 


Также, заявитель указал, что у предприятия имеются обязательства по трем  государственным контрактам: 

- № МДХ/19/срд-21 от 12.03.2019 года «на выполнение работ по содержанию и  ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или  межмуниципального значения и сооружений на них в Шпаковском, Кочубеевском районах  для обеспечения государственных нужд Ставропольского края». Срок действия по  31.12.2019 года (аукцион в электронной форме извещение № 0121200004719000029); 

- № МДХ/19/срд-31 от 19.03.2019 года «на выполнение работ по содержанию и  ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или  межмуниципального значения и сооружений на них в Минераловодском, Георгиевском,  Предгорном районах для обеспечения государственных нужд Ставропольского края». Срок  действия по 31.12.2019 года (аукцион в электронной форме извещение №  0121200004719000033); 

- № МДХ/19/ркс-52 от 31.05.2019 года «на выполнение работ по реконструкции  участка автомобильной дороги Ставрополь-Тоннельный-Барсуковская, кв. 34+000- км  41+000» (аукцион в электронной форме извещение № 0121200004719000398). Данный  объект входит в программу 2019 года в рамках реализации региональной составляющей  федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и  качественные автомобильные дороги». 

Мероприятие по сносу зданий сделают невозможным выполнение работ по  содержанию дорог, и как следствие приведет к срыву указанных государственных  контрактов, заключенных от имени Ставропольского края и как следствие применение  штрафных санкций к предприятию. Полученная прибыль по итогам исполнения  контрактов будет направлена на исполнение решения суда. 

Кроме того, заявитель указывает, что руководитель предприятия ежегодно  представляет в уполномоченный орган проект программы деятельности предприятия на  следующий год по установленной типовой форме, представляющий собой комплекс  мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.  Мероприятия программы деятельности предприятия должны отражать основные  направления деятельности предприятия в планируемом периоде по достижению целей,  определенных уставом предприятия, законодательством Ставропольского края. Вместе с  проектом программы деятельности предприятия руководитель предприятия представляет  пояснительную записку, в которой содержится описание деятельности предприятия в  планируемом году с технико-экономическим обоснованием планируемых мероприятий,  затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их реализации. Предприятием на 


утверждение был представлен проект программы деятельности, в который включена  статья расходов (238000) «расходы на строительство основных средств (перенос АБЗ)» с  планируемым размером денежных средств на указанное мероприятие с поквартальной  разбивкой. 

Как указывает заявитель, в соответствии с пунктами 8 и 20 Порядка осуществления  органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника  имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края,  утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 08 апреля 2016  года № 139-п, и решением комиссии по рассмотрению программ деятельности  государственных унитарных предприятий Ставропольского края, 17 мая 2019 года  приказом № 490 была утверждена программа деятельности ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И.  Демидова. Получив полномочия после утверждения программы деятельности,  предприятием незамедлительно организована работа по выбору проектной организации по  подготовке проекта о демонтаже объектов подлежащих сносу. Между тем предприятие  работает в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», а также в соответствии с Федеральным законом "О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ.  Нормы указанных законов предусматривают проведения определенных процедур по  выбору исполнителя и сроки проведения торгов. В силу данных требований предприятием  собраны коммерческие предложения от потенциальных исполнителей, рассчитана  начально-максимальная цена договора и далее размещено извещение о проведении  закупки, по итогам которой 31 мая 2019 года заключен договор с ООО «ТехноЦентр» о  подготовке проекта на демонтаж (снос) объектов, указанных в решении суда. 

ГУП СК «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2»

им. В.И. Демидова, г. Михайловск, также обратилось Арбитражный суд Ставропольского  края с заявлением о приостановлении исполнительного производства № 8508/19/26037-ИП  от 28.03.2019, возбужденного на основании исполнительного листа ФС № 026729737 от  04.03.2019 по делу № А63-13175/2016 до окончательного рассмотрения заявления ГУП СК  «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, 

г. Михайловск, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.04.17 по делу   № А63-13175/2016. 

Определением от 20.05.2019 судебное заседание по рассмотрению заявлений  отложено на 05.06.2019. 

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.


Изучив материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить заявление  об отсрочке исполнения решения по следующим основаниям. 

Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав- исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки  исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об  изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу,  выдавшим исполнительный документ. 

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного  акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя,  должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить  исполнение судебного акта. 

Исходя из смысла статьи 37 Закона № 229-ФЗ и статьи 324 АПК РФ основаниями для  предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут  являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие  исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. 

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.02.10 № 226-О-О  указал, что «Положения статьи 324 АПК РФ устанавливают гарантии реализации права  граждан и организаций на надлежащее и своевременное исполнение вступивших в  законную силу судебных актов в тех случаях, когда такое исполнение первоначальным  способом невозможно или затруднено. Поскольку в законе объективно невозможно  предусмотреть все юридические факты, которые могут служить основаниями для  изменения способа и порядка исполнения судебного акта, Арбитражный процессуальный  кодекса Российской Федерации в статье 324 устанавливает лишь критерии определения  таких оснований – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта,  предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии  с учетом всех фактических обстоятельств конкретного дела». 

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.15 № 50  установлено, что исходя из смысла статьи 37 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ,  статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для  предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут  являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие  исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о  наличии таких оснований в каждом конкретном случае решается судом с учетом всех 


имеющих значение фактических обстоятельств. К ним, в частности, могут относиться  тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие  исполнение, наличие возможности исполнить решение суда по окончании периода  отсрочки. 

Суд считает, что заявителем предоставлены доказательства необходимости  предоставления отсрочки исполнения решения суда. Суд учитывает, что снос зданий и  сооружений является капиталоемким и трудозатратным процессом, что является  затруднительным для ответчика в настоящее время ввиду сложного финансового  положения, что в настоящее время у ответчика имеются неисполненные обязательства по  трем государственным контрактам, а также то, что заявитель предпринял меры по  исполнению решения суда. 

При изложенных обстоятельствах, в целях недопущения срыва вышеуказанных  государственных контрактов, заключенных от имени Ставропольского края, учитывая  мнение взыскателя и наличие уважительных причин, затрудняющих исполнение  судебного акта ввиду затруднительного финансового положения, с учетом возможности  исполнения решения суда от 28.04.2017 в полном объеме по истечении времени  предоставления отсрочки, с учетом баланса интересов взыскателя и должника, а также с  учетом того, что определением суда от 25.12.2017 по делу № А63-13175/2016 ответчику  уже была предоставлена отсрочка исполнения суда сроком на 10 месяцев, суд частично  удовлетворяет заявление предприятия о предоставлении отсрочки исполнения решения  суда от 28.04.2017 по делу № А63-13175/2016 сроком на 10 месяцев. 

В связи с окончанием рассмотрения заявления ГУП СК «Дорожно-эксплуатационно- строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, г. Михайловск, о предоставлении  отсрочки исполнения решения суда от 28.04.2017 по делу № А63-13175/2016 и его  удовлетворении, заявление ГУП СК «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление   № 2» им. В.И. Демидова, г. Михайловск, о приостановлении исполнительного  производства № 8508/19/26037-ИП от 28.03.2019, возбужденного на основании  исполнительного листа ФС № 026729737 от 04.03.2019 по делу № А63-13175/2016 до  окончательного рассмотрения заявления ГУП СК «Дорожно-эксплуатационно- строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, г. Михайловск, о предоставлении  отсрочки исполнения решения суда от 28.04.17 по делу № А63-13175/2016 потеряло свою  актуальность и не подлежит рассмотрению по существу. 

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007  г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику 


отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия не совершаются и меры  принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом. 

Руководствуясь статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление государственного унитарного предприятия Ставропольского края  «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, 

г. Михайловск, ОГРН 1022603021770, о предоставлении отсрочки исполнения решения  суда по делу № А63-13175/2016 от 28.04.17, удовлетворить частично. 

 Предоставить государственному унитарному предприятию Ставропольского края  «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2» им. В.И. Демидова, 

г. Михайловск, ОГРН 1022603021770, министерству имущественных отношений  Ставропольского края, г. Ставрополь, отсрочку исполнения решения суда от 28.04.17 по  делу № А63-13175/2016 сроком на 10 месяцев. 

 Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый  арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения. 

Судья И.В. Сиротин