ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-20918/17 от 02.08.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д.458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел.(8652) 20-54-22, факс 71-40-60

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об истребовании документов

г. Ставрополь

09 августа 2018 года Дело № А63-20918/2017

Резолютивная часть определения оглашена 02 августа 2018 года

Определение изготовлено в полном объеме 09 августа 2018 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Якунь В.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой А.В., рассмотрев в рамках дела № А63-20918/2017 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственного предприятия «Янкуль», г. Ипатово, ИНН 2608800491, ОГРН 1132651013571, ходатайство арбитражного управляющего должника Рязанова Ю.А. об истребовании документов,

при участии в судебном заседании Шевченко М.И.,

УСТАНОВИЛ:

определением от 05.12.2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО СХП «Янкуль» (далее – должник).

Определением от 18.01.2018 (резолютивная часть объявлена 11.01.2018) в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.

Сведения о введении процедуры в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 20.01.2018.

19 апреля 2018 года в Арбитражный суд Ставропольского края обратился временный управляющий должника Рязанов Ю.А. с ходатайством об обязании бывших руководителей ООО СХП «Янкуль» - Гаенко А.В. и Шевченко М.И. передать временному управляющему Рязанову Ю.А. бухгалтерскую и иную документацию должника в копиях: бухгалтерские и иные документы должника, отражающие экономическую ситуацию на предприятии поквартально за три предшествующих года; протоколы и решения учредителя за три предшествующих года;. ежегодные отчеты ревизионной комиссии за три предшествующих года; договоры, соглашения, контракты, заключенные должником за три предшествующих года; акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств; реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой; сведения о наличии имущества у предприятия; сведения о выбытии имущества предприятия за три предшествующих года; сведения об обременении или притязаниях третьих лиц на имущество; сведения о наличии финансовых вложений с расшифровкой.

Решением арбитражного суда от 21.05.2018 (резолютивная часть объявлена 14.05.2018) должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рязанов Ю.А. Рассмотрение дела по результатам процедуры конкурсного производства назначено на 31.10.2018.

Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» №85 от 19.05.2018.

Определением от 04.06.2018 судебное заседание отложено на 02.08.2018.

От конкурсного управляющего поступило заявление об уточнении истребуемых документов. В котором просит суд истребовать у Шевченко Михаила Ивановича (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 14.11.2014 по 05.08.2016):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 14.11.2014 -05.08.2016, акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2014 и 2015;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 14.11.2014 -05.08.2016;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2014 и 2015 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2014 и 2015 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2014 и 2015, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2014 и 2015 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 14.11.2014 - 05.08.2016, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2014 и 2015 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных р,ел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2014 и 2015 (счет 70);

- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по. имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг), а также подтверждающие документы за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату, книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2014 и 2015;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылях и убытках за 2014 и 2015.

Также просит истребовать у Гаенко Александра Валерьевича (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 05.08.2016 по 28.09.2017):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 05.08.2016-28.09.2017;

- акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2016;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 05.08.2016 -28.09.2017;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2016 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2016 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2016, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2016 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2016 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 05.08.2016 - 28.09.2017 гг., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2016 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2016 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2016 (счет 70);

- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг], а также подтверждающие документы за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2016;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылям и убытках за 2016.

Также, от конкурсного управляющего поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов, в котором просит приобщить к материалам данного заявления копию ответа ГУ МВД РФ по СК УЭБиПК от 02.07.2018 № 6/6530. Согласно представленному ответу следует, что правоохранительные органы не располагают сведениями о месте нахождения бухгалтерских и иных документов ООО СХП «Янкуль».

Суд, рассмотрев уточненное требование конкурсного управляющего, в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнения требований к рассмотрению.

Судебное заседание проводится с учетом принятых к рассмотрению требований.

От Гаенко А.В. поступил отзыв, в котором указывает, что с 06.08.2016 по 06.04. 2017 он являлся генеральным директором ООО СХП «Янкуль». До него, генеральным директором ООО СХП «Янкуль» был Шевченко М.И. После назначения его на должность генерального директора, в адрес Шевченко М. И. 21.10.2016 направлено заказное письмо и телеграмма с запросом о передаче Гаенко А.В. как новому генеральному директору ООО СХП «Янкуль» всей имеющейся у него документации предприятия и всего имущества предприятия с целью проведения инвентаризации и обеспечения сдачи отчетности.

Указал, что заказное письмо и телеграмма с данными требованиями получены Шевченко М.И., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма и извещением о вручении телеграммы, однако запрашиваемые документы не переданы и никаких ответных пояснений от Шевченко М.И. за время, пока руководителем ООО СХП «Янкуль» был Гаенко А.В., не поступало.

Пояснил, что к моменту увольнения с должности генерального директора, 06.04.2017 учредителю ООО СХП «Янкуль» Пшеничной С.А. переданы все имеющиеся в его распоряжении документы согласно списку от 06.04.2017.

В связи с изложенным указал, что, на данный момент, никакими документами ООО СХП «Янкуль» он не располагает.

Просил отказать конкурсному управляющему ООО СХП «Янкуль» в удовлетворении ходатайства от об обязании Гаенко А.В., как бывшего руководителя должника предоставить конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию. Также просил рассмотреть данное заявление в его отсутствие.

Представил в копиях телеграмму, уведомление, заявление от 06.03.2017, список переданной документации от 06.04.2017 и доказательства отправки в адрес Шевченко М. И.

Суд ходатайство Гаенко А.В. о рассмотрении заявления в его отсутствие рассмотрел, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, считает подлежащим его удовлетворению.

Шевченко М. И. в судебном заседании пояснил, что у него какая либо документация ООО СХП «Янкуль» отсутствует. Также указал, что передавал Гаенко А.В. документы предприятия через его водителя. Пояснил, что акты приема-передачи документов не составлялись, поскольку 6 месяцев находился под домашним арестом, и в такой момент об этом не думал.

Просил суд отказать в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего об истребовании документов у Шевченко М. И.

Рассмотрев заявленное конкурсным управляющим ходатайство об истребовании документов, суд считает его подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением от 21.05.2018 (резолютивная часть объявлена 14.05.2018) ООО СХП «Янкуль» признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.

При рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) по существу подлежит обязательному установлению факт возможности или невозможности восстановления платежеспособности ООО СХП «Янкуль» в порядке и сроки, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРЮЛ должника единоличным исполнительным органом должника с 28.09.2017 являлся генеральный директор Оберемок О.Ф.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Гаенко А.В. и Шевченко М.И., что согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО СХП «Янкуль» в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 генеральным директором должника был Гаенко А.В.

Согласно ответа Оберемок О.Ф., Гаенко А.В. передал учредительные и бухгалтерские документы за период с сентября по декабрь 2016 года, акты налоговых проверок с 2016 по март 2017 года, копии бухгалтерских документов бывшего генерального директора Шевченко М.И., отражающих затратную часть на выращивание сельхозпродукции под урожай 2016 года.

Бухгалтерские и юридические документы с 2013 по сентябрь 2016 года не передавались. Также указала, что представителем должника – Пшеничной С.А. в ОМВД по Андроповскому району подано заявление об истребовании у Шевченко М.И. документов. Данное заявление передано по подследственности в Межрайонный следственный отдел Кочубеевского района по СК.

В материалы дела конкурсным управляющим представлен ответ из ГУ МВД России по СК УЭБ и ПК об отсутствии информации о нахождении документов должника.

Из пояснений Гаенко А.В. следует, что 21.10.2016 в адрес Шевченко М.И. направлено заказное письмо и телеграмма с запросом о передаче всей имеющейся у него документации предприятия и всего имущества предприятия с целью проведения инвентаризации и обеспечения сдачи отчетности. Однако, запрашиваемые документы Шевченко М.И. не переданы и никаких ответных пояснений за время, пока руководителем ООО СХП «Янкуль» был Гаенко А.В., не поступало.

В судебном заседании Шевченко М.И. указал, что 6 месяцев находился под домашним арестом и документы предприятия лично им передавались в адрес Гаенко А.В., через его водителя. Актов приема-передачи документов не составлялось.

Согласно статье 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельн6ости (банкротства).

Часть 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусматривает, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, с том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Данная норма закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо непоступления соответствующего запроса представить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.

Из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа.

Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.

В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц.

Из диспозиции указанной статьи следует, что конкурсный управляющий имеет право запрашивать у третьего лица только информацию (сведения) о должнике и принадлежащем ему имуществе, а не сами документы, подтверждающие наличие правоотношений третьего лица с должником, имущественные права должника и его обязательства перед третьим лицом.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» разъяснено следующее. В силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему. Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.

Конкурсный управляющий, ссылаясь на то, что ему Шевченко М.И. и Гаенко А.В. не передали документацию должника, обратился с заявлением об обязании бывших руководителей должника передать документы, перечисленные в заявлении.

Суд считает, что для проведения полного анализа финансовой деятельности должника, принятия мер по взысканию дебиторской задолженности, управляющему необходимы истребуемые документы.

Так согласно данных, содержащихся в ЕГРЮЛ ООО СХП «Янкуль» в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 генеральным директором должника был Гаенко А.В.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает вновь избранный директор. Подпись заявителя на заявлении в регистрирующий орган должна быть удостоверена нотариально. Для удостоверения подписи на заявлении в нотариальную контору необходимо представление документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени юридического лица, а именно: оригиналы учредительных документов юридического лица, решение об избрании гражданина в качестве директора юридического лица и его паспорт.

При таких обстоятельствах, запись о том, что Шевченко М.И., а в последствии Гаенко А.В. назначен директором ООО СХП «Янкуль» внесена с учетом представления необходимых документов, в том числе с удостоверенной нотариальной подписи на заявлении в ИФНС, в связи с чем у Гаенко А.В. и у Шевченко М.И. имелись учредительные документы ООО СХП «Янкуль».

Доводы Гаенко А.В. и Шевченко М.И. об отсутствии у них истребуемых конкурсным управляющим документов являются несостоятельными, поскольку в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» разъяснено, что при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить. При этом прекращение у ответчика полномочий генерального директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.

Доводы Шевченко М.И. о передаче всех документов Гаенко А.В., документально не подтверждены. Суд также учитывает, что при рассмотрении обособленных споров в рамках дела о банкротстве должника (определение от 04.06.2018, определение от 22.05.2018, определение от 10.04.2018, определение от 17.05.2018).

В рамках указанных обособленных споров Шевченко М.И. представлял первичные документы (приказ № 10 от 01.02.2016 определение от 03.04.2018).

Доводы Гаенко А.В. о передаче всех имеющихся у него документов Пшеничной С.А., судом исследованы и не принимаются.

Поскольку, как следует из расписки переданных документов от 06.04.2017, переданы договоры за период сентябрь – декабрь 2016 года и документы по затратам за 2015, 2016 год на 9 листах.

Кроме того, из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕРГЮЛ, Гаенко А.В. занимал должность директора ООО СХП «Янкуль» с 05.08.2016 по 28.09.2017 и за указанный период документы им также не представлены, что говорит о недобросовестном отношении как руководителя, больше года возглавляющего ООО СХП «Янкуль».

При этом, доказательств отсутствия документов за год (05.08.2016 по 28.09.2017) не представлено, а учитывая то, что результаты хозяйственной деятельности должника были отражены в регистрах бухгалтерской и налоговой отчетности, которые составляются на основании первичных документов, суд приходит к выводу о недоказанности факта их отсутствия у Гаенко А.В.

Исходя из содержания статьи 126 Закона о банкротстве и статьи 65 АПК РФ, бремя доказывания факта передачи документации несет ответчик (бывший руководитель), соответственно, он и должен представить доказательства отсутствия у него истребуемой документации, либо указать объективные (уважительные) причины невозможности ее предоставления, подтвердив данные причины документально.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить конкурсному управляющему перечисленные документы.

Учитывая, что даже в случае отсутствия у Гаенко А.В. иных документов, общество обязано было их восстановить. Доказательств, подтверждающих отсутствие документов не представлено.

Доказательств отсутствия у Шевченко М.И. и Гаенко А.В. истребуемых конкурсным управляющим документов, либо доказательств исполнения обязательств по передаче истребуемой документации, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, учитывая, что отсутствие истребуемых документов у конкурсного управляющего существенно затрудняет проведение мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве для процедуры конкурсного производства и приведет к нарушению прав и законных интересов кредиторов должника, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования об обязании передать испрашиваемые документы.

Статьей 135 АПК РФ предусмотрено что, при подготовке дела к судебному разбирательству судья оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств, истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, по своей инициативе необходимые доказательства.

Суд считает необходимым оказать содействие конкурсному управляющему Рязанову Ю.А. в получении документов, необходимых для исполнения им своих обязанностей в ходе процедуры конкурсного производства и обязать бывших руководителей должника представить необходимые документы.

Вынесение данного определения не препятствует руководителю должника в добровольном порядке передать истребуемые документы конкурсному управляющему.

В связи с изложенным, суд удовлетворяет заявление конкурсного управляющего ООО СХП «Янкуль» Рязанова Ю.А. об истребовании документов у бывших руководителей должника Гаенко А.В. и Шевченко М.И.

Руководствуясь статьями 126, 135, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20.3, 126, 127 Закона о банкротстве, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

принять уточненные требования конкурсного управляющего к рассмотрению.

Удовлетворить ходатайство конкурсного управляющего должника об истребовании документов у Гаенко А.В. и Шевченко М.И.

Истребовать у Шевченко Михаила Ивановича (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 14.11.2014 по 05.08.2016):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 14.11.2014 -05.08.2016, акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2014 и 2015;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 14.11.2014 -05.08.2016;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2014 и 2015 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2014 и 2015 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2014 и 2015, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2014 и 2015 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 14.11.2014 - 05.08.2016, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2014 и 2015 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных р,ел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2014 и 2015 (счет 70);

- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по. имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг), а также подтверждающие документы за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату, книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2014 и 2015;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылях и убытках за 2014 и 2015.

Истребовать у Гаенко Александра Валерьевича (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 05.08.2016 по 28.09.2017):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 05.08.2016-28.09.2017;

- акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2016;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 05.08.2016 -28.09.2017;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2016 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2016 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2016, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2016 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2016 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 05.08.2016 - 28.09.2017 гг., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2016 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2016 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2016 (счет 70);

- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг], а также подтверждающие документы за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2016;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылям и убытках за 2016.

Выдать исполнительный лист.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в четырнадцатидневный срок со дня его вынесения (изготовления в полном объеме).

Судья В.Д. Якунь