ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-21604/18 от 19.07.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                              Дело №  А63-21604/2018

26 июля 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 19 июля  2019 года                                                                   

                                                    Определение изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи  Галушки В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Онуфриенко Л.И., рассмотрев в судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Михайловск,                   ОГРН <***>,

администрации города Михайловска, г. Михайловск, ОГРН <***>,

Думе Муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН <***>,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Правительство Ставропольского края, г. Ставрополь,

общество с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер», г. Михайловск,

о признании недействительны отказа по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, 

при участии представителей заявителя – ФИО2 по доверенности от 03.10.2018                    № 308/1,ФИО3 представителя заинтересованных лиц – ФИО4 по доверенности от 09.11.2018 № 07-10/1-1835, представителей третьего лица – ФИО5 по доверенности от 12.07.2019 № 01-31/10988, 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее-предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Михайловска (далее-администрация), Думе Муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (далее-дума муниципального образования), в котором согласно уточнённым требованиям просил:

признать отказ администрации на заявление предпринимателя незаконным, а также признать недействующими Генеральный план муниципального образования города Михайловска, утвержденный решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 28.01.2016 года № 453 «О генеральном плане муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края», Правил землепользования и застройки города Михайловска, утвержденных решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 26.05.2016 года № 478 в части установления санитарно-защитной зоны относительно земельных участков, принадлежащих филиалу «Ставропольский» ЗАО «Ставропольский бройлер», ориентировочного размера 1 000 м.

Определениями от 21.03.2019 и от  20.07.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер» (далее-общество), Правительство Ставропольского края (далее-правительство).

Представители предпринимателя в судебном заседании требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, и уточнениях, также заявил ходатайство об уточнении заявленных требований.

Представитель заинтересованных лиц  возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах.

Представитель правительства в судебном заседании просит вынести по делу законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель общества в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.

В судебном заседании 15.07.2019  в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 19.07.2019. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.

После перерыва предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, просит признать незаконными отказ администрации на заявление предпринимателя  в виде письма от 09.11.2018 № 2414-07/4-2637 незаконным, обязать администрацию внести изменения Генеральный план муниципального образования города Михайловска, Правила землепользования и застройки города Михайловска в части установления санитарно-защитной зоны филиала «Ставропольский» ЗАО «Ставропольский бойлер», ориентировочного размера 1 000 м распространённую на территорию земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109, площадью 261 370 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование «ведение дачного хозяйства», расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район,       местоположение  установлено    относительно ориентира,  расположенного в границах участка (ориентир Бройлерная зона № 2, территории Бройлерная промышленная зона).

Требования в части  признания недействующими Генеральный план муниципального образования города Михайловска, утвержденный решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 28.01.2016 № 453 «О генеральном плане муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края», Правил землепользования и застройки города Михайловска, утвержденных решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 26.05.2016 года № 478 в части установления санитарно-защитной зоны относительно земельных участков, принадлежащих филиалу «Ставропольский» ЗАО «Ставропольский бройлер», ориентировочного размера                1 000 м, поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме.

Дело рассматривается по уточненным заявленным требованиям.

Представители предпринимателя и заинтересованных лиц после перерыва поддержали свою позицию, указанную ранее.

После перерыва представитель общества в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд признал его не подлежащим  удовлетворению в силу направленности на затягивание сроков рассмотрения дела, а также учитывая, что отложение судебного разбирательства является правом суда, а не обязанностью в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, решением Думы муниципального образования                      от 28.01.2016 № 453 утвержден Генеральный план муниципального образования города (далее- генеральный план), которые опубликованы в газете «Михайловские вести» 02.02.2016 № 8 (929).

В томе 1 Пояснительной записки о территориальном планировании муниципального образования города Михайловска определено, что оно осуществляется с целью развития поселения в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами, ориентации на решение социально-демографических проблем, стимулирования экономического и инфраструктурного развития города.

В томе 2 пояснительной записки генерального плана указано, что в пределах муниципального образования города Михайловска располагаются 2 птицефабрики, от которых в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.2.2-1200-03 установлены санитарно-защитные зоны, выходящие за пределы границ муниципального образования города Михайловска, размер санитарно-защитной зоны ориентировочный, в том числе 1 000 м. для птицефабрики ЗАО «Ставропольский бройлер»

В первую очередь предлагается осуществление мероприятий по сокращению размера санитарно-защитной зоны, на расчетный срок предполагается перенос существующих фабрик от границы муниципального образования с целью минимизации негативного воздействия на территорию муниципальных образований, имеющих общую границу с городом.

В генеральном плане содержится Карта зон с особыми условиями использования территории, включая обозначение границ санитарно-защитной зоны общества 1 класса опасности – ЗАО «Ставропольский бройлер».

В силу пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) в состав положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане поселения, должны включаться характеристики зон с особыми условиями использования территорий (в том числе санитарно-защитных зон (подпункт 1 пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктами 4, 5 части 7, пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана городского округа должны содержать карты, отображающие зоны с особыми условиями использования территорий, а в текстовом формате - характеристики зон с особыми условиями территорий в случаях, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно схеме границ с особыми условиями использования территорий, включающей обозначение границ санитарно-защитных зон предприятий, являющейся приложением генерального плана, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109 установлена санитарно-защитная зона общества.

Думой муниципального образования принято решение от 26.05.2016 № 478 «О Правилах землепользования и застройки муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края» (далее-Правила землепользования и застройки), которое официально опубликовано в газете «Михайловские вести» 03.06.2016 № 39.

В разделе 2 пункта 4 статьи 34 Правил землепользования и застройки указано, что на карте градостроительного зонирования, являющейся приложением Правил землепользования и застройки отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, установленные в соответствии с действующим законодательством, которые могут не совпадать с границами территориальных зон.

В Правилах землепользования и застройки приняты ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов (определенных в генеральном плане города) в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Как установлено решением Ставропольского краевого суда от 13.12.2018 по делу               № 3а-331/2018 общество на основании договора купли-продажи от 06.06.2010 № 338  является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:61, общей площадью 48284 кв.м. и трех сооружений - навозохранилища, расположенных на нем, относящегося на период совершения сделки к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, территория Бройлерная промышленная зона, Бройлерная зона 2.

Кроме того, обществу принадлежат на праве аренды земельные участки:

- с кадастровым номером 26:11:021602:9, площадью 117 572 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под зданиями с прилегающей территорией, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, район Шпаковский. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды земельного участка № 73 от 30 мая 2005 года и дополнительных соглашений к нему, согласно которым в долгосрочную аренду до 29 мая 2054 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период): земли сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок находится на территории Общества под объектами недвижимости;

- с кадастровым номером 26:11:021602:95, площадью 72310 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для соблюдения санитарно-защитной зоны, местоположение: Ставропольский край, Шпаковский район, Бройлерная зона № 1. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды № 146                     от 22 мая 2009 года и дополнительного соглашения к нему, согласно которым в долгосрочную аренду до 21 мая 2019 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период) : земли сельскохозяйственного назначения;

- с кадастровым номером 26:11:021602:97, площадью 4012 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, район Шпаковский, Бройлерная зона № 6. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды земельного участка № 162 от 21 сентября 2009 года и дополнительного соглашения к нему, согласно которым в долгосрочную аренду до 20 сентября 2019 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период): земли сельскохозяйственного назначения;

- с кадастровым номером 26:11:021602:99, площадью 20026 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, район Шпаковский, Бройлерная зона № 1. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды земельного участка № 169 от 29 декабря 2009 года и дополнительного соглашения к нему, согласно которым в долгосрочную аренду по 28 декабря 2058 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период): земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;

- с кадастровым номером 26:11:021602:98, площадью 6242 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, район Шпаковский, Бройлерная зона № 1. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды земельного участка № 176 от 16 февраля 2010 года и дополнительного соглашения к нему, согласно которым в долгосрочную аренду по 15 февраля 2059 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период): земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;

-с кадастровым номером 26:11:021602:102, площадью 522885 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования его в качестве проезда и подъезда к существующим зданиям, осуществляющим выращивание сельскохозяйственной продукции (корпуса для выращивания птицы), местоположение : Ставропольский край, район Шпаковский, Бройлерная зона № 1. Право аренды возникло на основании заключенных договора аренды земельного участка № 191 от 15 июля 2010 года и дополнительного соглашения к нему, согласно которым в долгосрочную аренду по                          14 февраля 2059 года Обществу передан земельный участок из категории земель (на тот период): земли сельскохозяйственного назначения.

Правилами землепользования и застройки, разработанными на основании генерального плана установлена проектируемая территориальная зона Ж-5 – «Зона дачных и садоводческих объединений», к которой относится земельный участок предпринимателя с кадастровым номером 26:11:021601:109.

Также в соответствие с Картой зон с особыми условиями использования территорий земельный участок с кадастровым номером 26:11:021601:109, принадлежащий на праве собственности предпринимателю, полностью отнесен в границы ориентировочной санитарно-защитной зоны, установленной в радиусе 1000 м от земельных участков общества.

Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109, площадью 261 370 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «ведение дачного хозяйства», расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (ориентир Бройлерная зона № 2, территория Бройлерная промышленная зона).

В соответствии с генеральным планом, земельный участок с кадастровым номером 26:11:021601:109 включен в границы населенного пункта муниципального образования города Михайловска.

Обращаясь в суд, предприниматель полагал, что оспариваемыми нормативными актами в пределах границ принадлежащего ему земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона общества, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.

Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в генеральный план иПравила землепользования и застройки в части санитарно-защитной зоны птицефабрики общества.

Администрация письмом от 09.11.2018 № 2414-07/4-2637 отказала предпринимателю во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Полагая, что отказ администрации, выраженный в письме от 09.11.2018 № 2414-07/4-2637, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Изучив представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в силу следующего.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Предприниматель, оспаривая отказ во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны филиала «Ставропольский» ЗАО «Ставропольский бойлер», ориентировочного размера 1 000 м распространённую на территорию земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109, площадью 261 370 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование «ведение дачного хозяйства», расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район,  местоположение  установлено относительно ориентира,  расположенного в границах участка (ориентир Бройлерная зона № 2, территории Бройлерная промышленная зона), а также признании указанных нормативных актов недействующими в части установления вышеуказанной санитарно-защитной зоны, фактически просит внести изменение в указанный генеральный план и Правила землепользования и застройки.

В случае удовлетворения требования о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, суд в порядке главы 24 АПК РФ должен будет обязать администрацию устранить допущенное нарушение путем внесения соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, то есть фактически изменить нормативные правовые акты. Именно с таким заявлением о внесении изменений в действующий генеральный план и Правила землепользования и застройки предприниматель обратился к администрации.

По сути требования заявителя сводятся к несогласию процедуры принятия нормативных актов в части установления санитарно-защитной зоны.

Частью 1 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Оспаривание нормативных правовых актов исполнительных органов субъекта Российской Федерации не отнесено статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Частью 8 статьи 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений (статья 8 ГрК РФ).

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Частью 1 статьи 33 ГрК РФ установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», а также в пунктах 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определено, что нормативными являются такие правовые акты, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» также разъяснено, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Таким образом, толкование вышеназванных норм права в совокупности с разъяснениями вышестоящих судов позволяет прийти к выводу, что решение администрации об отклонении внесения изменений в генеральный план (наравне с решением об утверждении генерального плана) и Правила землепользования и застройки является по своей правовой природе нормативными актами, поскольку последствия отклонения внесения изменений распространяются на неопределенный круг лиц.

Следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 49, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление об уточнение заявленных требований принять.

Ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер», г. Михайловск об отложении судебного заседания отклонить.

Производство по делу прекратить.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1,            г. Михайловск, ОГРН <***>, из бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 6 000 рублей, уплаченную согласно платёжному поручению от 02.11.2018 № 437.

Определение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                               В.В. Галушка