ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-3297/17 от 13.05.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-3297/2017

20 мая 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 13 мая 2019 года.

Определение изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Якунь В.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолаевой Ю.Д., рассмотрев в судебном заседании в рамках дела № А63-3297/2017 о несостоятельности (банкротстве) кредитного потребительского кооператива «Кредит доверия», г. Ставрополь, ИНН <***>, ОГРН <***>, (далее – КПК «Кредит доверия»), заявление конкурсного управляющего должником ФИО1 о привлечении Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы», как контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности,

при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего ФИО2 по доверенности от 09.01.2019, кредиторов:ФИО3,ФИО4,ФИО5,ФИО6,ФИО7, ФИО8, ФИО9,ФИО10, ФИО11,

УСТАНОВИЛ:

решением от 07.11.2017 (резолютивная часть 31.10.2017) КПК «Кредит доверия» признан несостоятельным банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО12

Сведения о введении в отношении КПК «Кредит доверия» процедуры конкурсного производства опубликованы в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве в периодическом издании газете «Коммерсантъ» № 210 от 11.11.2017.

Определением от 05.03.2018 (резолютивная часть оглашена 26.02.2018) суд, утвердил на должность конкурсного управляющего КПК «Кредит доверия» ФИО1.

Конкурсный управляющий КПК «Кредит доверия» ФИО1 обратился в суд с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц, а именно Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы», г. Москва (далее СРО «Кооперативные Финансы», ответчик) к субсидиарной ответственности на сумму 47 409 482,98 руб.

Определением от 04.09.2018 суд, возвратил заявление конкурсного управляющего должника о привлечении СРО «Кооперативные Финансы», к субсидиарной ответственности.

Постановлением Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 28.11.2018 (резолютивная часть оглашена 22.11.2018) определение суда от 04.09.2018 отменено, заявление направлено на новое рассмотрение.

Определением от 14.12.2018 суд принял заявление конкурсного управляющего должником ФИО1 о привлечении СРО «Кооперативные Финансы» к субсидиарной ответственности к рассмотрению и назначил его рассмотрение в предварительное судебное заседание. Определением от 20.02.2019 суд назначил судебное заседание.

Заявление конкурсного управляющего, с учетом дополнений, мотивированно тем, что СРО «Кооперативные Финансы» по отношению к должнику (КПК «Кредит доверия») не является контролирующим должника органом, но допустил бездействие, выразившемся в ненаправлении в контрольный орган (Банк РФ) ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива (абзац 1 п.5 ст. 189.3 Закона о банкротстве), а также ненаправлении ходатайства в контрольный орган о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом.

В своих требованиях о привлечении к субсидиарной ответственности, конкурсный управляющий ссылается на п. 3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, со ссылкой на п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, устанавливающий порядок привлечения к данному виду ответственности.

Конкурсный управляющий указывает, что поскольку данная статья не действует (согласно ФЗ №189 от 02.07.2013 п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, утратил силу) и не регулирует привлечение к субсидиарной ответственности, то необходимо руководствоваться общими правилами привлечения к субсидиарной ответственности, установленными п.4 ст.399 ГК РФ, но в рамках дела о банкротстве.

В обоснование своих требований конкурсный управляющий ссылается на наличие оснований для привлечения в соответствии с п. 4 ст. 399 ГК РФ, предусматривающей возможность привлечения к субсидиарной ответственности, если ГК РФ или иными законами не установлен другой порядок такого привлечения.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал ранее изложенные доводы, указал, что СРО «Кооперативные Финансы» не относится к контролирующим должника органам, но имеются основания для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности ввиду ненадлежащего исполнения СРО функций контрольного органа.

Дополнительно представитель конкурсного управляющего приобщил в материалы дела информацию об убытках, бухгалтерский баланс за 2016 год, переписку кооператива с СРО «Кооперативные Финансы», план восстановления платежеспособности КПК «Кредит доверия», правила и стандарты СРО «Кооперативные Финансы», отчет о деятельности кооператива на 31.12.2016, финансовые показатели за 2015, отчет за 2014.

ФИО7 поддержала позицию конкурсного управляющего, указав на несоблюдение должником финансовых нормативов со ссылкой на акты инспекторской проверки за 2013 год, убыточность с 2012 года деятельности кооператива.

ФИО7 указала, что СРО «Кооперативные Финансы», проводя проверку за 2012- 9 месяцев 2013 установили несоответствие финансовых показателей кооператива требованиям ст. 190 ФЗ «О Кредитной кооперации». Фактически ответчик знал в 2013 году, что дополнительные взносы на покрытие убытков органами кооператива не собираются, и с данным вопросом к членам правления и председателю кооператива не обращался.

Присутствующие кредиторы должника также настаивали на удовлетворении заявления конкурсного управляющего, указывая, что СРО «Кооперативные Финансы» должен был принять решение о запрете привлечения новых займов, однако допустил формальное отношение контроля за деятельностью кооператива.

Также кредиторы, указывая на недоработку ответчика и руководство должника, сослались на то, что СРО «Кооперативные Финансы» не осуществляло надлежащий контроль деятельности кооператива.

От СРО «Кооперативные Финансы» поступили дополнения/ пояснения с приобщением документов.

В пояснениях СРО «Кооперативные Финансы» указано, что согласно п.3 ст. 189.6 Закона о банкротстве основанием для привлечения СРО к субсидиарной ответственности может служить факт не направления в контрольный орган соответствующих ходатайств.

Закон о банкротстве не устанавливает требования к срокам направления ходатайства в Банк России о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом. Основанием для возможного привлечения СРО к субсидиарной ответственности закон определяет не несвоевременное направление ходатайства, не нарушение порядка направления ходатайства, а именно факт ненаправления соответствующих ходатайств в Банк России.

В ранее направленных отзывах на исковое заявление СРО «Кооперативные Финансы» указывало со ссылкой на документы, что в контрольный орган (Банк России) направлены ходатайства при выявлении саморегулируемой организацией оснований для применения мер по предотвращению банкротства, а также при выявлении признаков банкротства, соответственно:

Ходатайство о назначении временной администрации (исх.№ 1346 от 13.11.2015);

Ходатайство о назначении временной администрации (исх.№ 1268 от 12.09.2016);

Ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом (исх.№ 1380 от 20.10.2016).

Также ответчик указывает, что п. 12 ст. 142 Закона о банкротстве (порядок привлечения СРО к субсидиарной ответственности) утратил силу в соответствии с Федеральным законом № 189 от 02.07.2013. Иной порядок привлечения СРО к субсидиарной ответственности по основаниям, определенным п.3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, не установлен ни самим законом о банкротстве, ни иными нормативными актами.

Порядок и основания для направления саморегулируемой организацией ходатайства о назначении временной администрации и порядок назначения контрольным органом временной администрации кредитного кооператива по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов установлены положениями ст. 189 Закона о банкротстве, а также Указанием Банка России от 12.01.2015 № 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива».

Основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива предусмотрены в п. 1 ст. 183.2, п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве.

При возникновении вышеуказанных оснований кредитный кооператив, в соответствии с требованием п. 2 ст. 189.2 Закона о банкротстве, утверждает план восстановления платежеспособности и направляет его в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, членом которой является кредитный кооператив, в случае если в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» контроль за деятельностью такого кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом.

Контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности осуществляется саморегулируемой организацией кредитных кооперативов.

Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по направлению плана восстановления платежеспособности в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, в силу Закона о банкротстве, является основанием для направления саморегулируемой организацией в Банк России ходатайства о назначении временной администрации.

Также основанием для назначения временной администрации кредитного кооператива является факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения плана восстановления платежеспособности.

СРО «Кооперативные Финансы» указывает, что из представленных суду материалов, включая переписку СРО «Кооперативные Финансы» и КПК «Кредит Доверия», следует, что саморегулируемая организация направляла в кредитный кооператив требования Дисциплинарного комитета об устранении нарушений, выявленных в результате инспекторских проверок, а также в результате анализа отчетности кредитного кооператива, направляемой в саморегулируемую организацию. В свою очередь, КПК «Кредит Доверия» в ответ направлял пояснения о причинах возникновения убытков, План восстановления платежеспособности, расчет достаточности имущества кредитного кооператива для исполнения им обязательств перед пайщиками.

Также указано, что убытки кредитного кооператива, вопреки утверждению конкурсного управляющего, не являются, в соответствии с п.1 ст.183.16 Закона о банкротстве, признаками несостоятельности кредитного кооператива.

Утверждение конкурсного управляющего о наличии в кредитном кооперативе с начала 2015 признаков банкротства, о недостаточности стоимости имущества организации для исполнения денежных обязательств перед членами кооператива, ошибочно, поскольку конкурный управляющий произвел анализ платёжеспособности КПК «Кредит доверия» на базе расчета чистых активов кредитного кооператива, пользуясь методикой Порядка определения стоимости чистых активов, утвержденных Приказом Минфина от 28.08.2014 №84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов», которая к кредитным потребительским кооперативам не применяется.

Ответчик указал, что вывод конкурсного управляющего о бездействии саморегулируемой организации при наличии признаков банкротства, а именно недостаточности стоимости имущества кредитного кооператива для исполнения денежных обязательств перед его кредиторами, основан на ошибочных расчетах.

Указание Банка России от 29 декабря 2014 г. № 3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» не определяет сроки направления такого ходатайства.

Ответчик указал, что саморегулируемая организация, руководствуясь требованиями ч.5 ст.189.3 Закона о банкротстве 12 сентября 2016 г. при наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства, обратилась в Отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации с ходатайством о назначении временной администрации в кредитный кооператив. Отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, рассмотрев поданные саморегулируемой организацией документы, посчитало необходимым рекомендовать саморегулируемой организации направить в Банк России ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом.

Руководствуясь требованиями ч.2 ст. 189.1 Закона о банкротстве и Указанием Банка России от 29.12.2014 г. № 3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» саморегулируемая организация 20 октября 2016 г. направила в Банк России данное ходатайство.

СРО «Кооперативные Финансы» считает, что на основании изложенного, привлечение ответчика к субсидиарной ответственности на основании п.3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, не имеет правовых оснований.

Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав, присутствующих в судебном заседании лиц, суд отказывает в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должником ФИО1 о привлечении Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы», как контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. При этом суд исходит из следующего.

Рассмотрение настоящего спора производится в рамках осуществляющегося в отношении КПК «Кредит доверия» дела о банкротстве. Соответственно, для установления фактов, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, судом рассматриваются как вновь представленные документы в связи с рассмотрением спора, так и уже находящиеся в материалах дела о банкротстве.

Как следует из материалов дела, КПК «Кредит доверия» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2006 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.06.2017).

Основным видом деятельности должника являлось предоставление займов и прочих видов кредита.

Должник является кредитным кооперативом, то есть добровольным объединением физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков), при банкротстве которого применены особенности, предусмотренные ст. 189.1 - 189.6 Законом о банкротстве.

13 марта 2017 года контрольный орган Центрального банка Российской Федерации г.Москва в лице отделения по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации г. Ставрополь обратился в Арбитражный суд Ставропольского края в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 180 Закона о банкротстве с заявлением о признании КПК «Кредит доверия» несостоятельным (банкротом).

Основанием для обращения в суд послужило ходатайство СРО «Кооперативные Финансы» от 20.10.2016 № 1380 о необходимости подачи заявления о признании КПК «Кредит доверия» банкротом.

Определением от 15.06.2017 суд ввел в отношении КПК «Кредит доверия» процедуру наблюдения.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края 07.11.2017 КПК «Кредит доверия» признан несостоятельным банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство.

В реестр требований кредиторов должника включены требования на сумму более 49 млн. руб.

Указывая, что СРО «Кооперативные Финансы» допустило бездействие, выразившемся в ненаправлении в контрольный орган (Банк РФ) ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива (абзац 1 п.5 ст. 189.3 Закона о банкротстве), ненаправлении ходатайства о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом, привело к ухудшению платежеспособности должника и возникновению убытков, заявитель должника обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 32 Закона о банкротстве.

Исследовав вышеуказанные доводы конкурсного управляющего, указания суда апелляционной инстанции, суд пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции указал на необходимость суду первой инстанции обратить внимание на следующие нормы права.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до 29.01.2015, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до 29.01.2015, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ.

С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до 29.01.2015, положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.

Выполняя указание Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, суд первой инстанции установил, что дело о банкротстве № А63-3297/2017 КПК «Кредит доверия» возбуждено 20.03.2017 по заявлению контрольного органа Центрального банка Российской Федерации г.Москва в лице отделения по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации г. Ставрополь. Определение о введении в отношении КПК «Кредит доверия» процедуру наблюдения вынесено 15.06.2017.

Учитывая изложенное, производство по делу № А63-3297/2017 возбуждено после 29.01.2015, к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ.

Также в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 было указано на необходимость проверки судом непосредственно в ходе судебного разбирательства, а не на стадии принятия заявления к производству, доказательств и обоснованности исковых требований, степень доказанности обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования.

Выполняя указания апелляционной инстанции, суд проверяет доводы сторон с учётом представленных доказательств.

Обосновывая заявленные доводы, о ненаправлении в контрольный орган (Банк РФ) ходатайств о назначении временной администрации кредитного кооператива, подаче заявления о признании кредитного кооператива банкротом, конкурсный управляющий ссылается на п. 3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, о привлечении к субсидиарной ответственности СРО в порядке, установленном пунктом 12 статьи 142 настоящего Федерального закона и на общие правила привлечения субсидиарной ответственности, установленными ст. 399 ГК РФ.

Изменения в Закон о банкротстве, в соответствии с которыми статья 10 Закона была признана утратившей силу, внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), которые поданы с 1 июля 2017 года, производится по правилам Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).

Поскольку заявление конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника КПК «Кредит доверия» поступило в суд 12.12.2018, заявление подлежит рассмотрению по правилам Главы III.2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 266-Ф.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017 по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (пункт 3 статьи 53.1 ГК РФ, пункт 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 6 статьи 61.16 Закона о банкротстве, заявление о привлечении к ответственности, указанной в главе III.2 этого закона (в том числе в статье 61.20), контролирующего должника лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве контролируемого лица (пункт 37 постановления Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017).

Таким образом, в главе III.2 Закона о банкротстве, постановлении Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017, определен не только порядок рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, но и критерии, предъявляемые к субъектному составу и понятию контролирующих должника лиц. При соблюдении указанных критериев, заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, предъявляются и рассматриваются только в рамках дела о банкротстве данного юридического лица.

Как следует из статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации», саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативам являющимися членами этой саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Также саморегулируемая организация в сфере финансового рынка осуществляет защиту и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительное власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, судах международных организациях (статья 2 Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»).

Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований данного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 данного Федерального закона (п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Как видно из изложенного, контролирующим должника лицом, которое дает должнику обязательные для исполнения указания или иным образом может определять его действия, Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» не является, на что, также указывает и конкурсный управляющий ФИО1

СРО «Кооперативные Финансы» осуществляет лишь контроль за соблюдением кредитным кооперативом требований Федерального закона «О кредитной кооперации» и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России и при их несоблюдении может обратиться в контрольный орган Банка России с ходатайствами о назначении временной администрации кредитного кооператива, о признании кредитного кооператива банкротом.

Доводы конкурсного управляющего и кредиторов должника о ненадлежащем исполнении СРО «Кооперативные финансы» обязанности по обращению в контрольный орган суд исследовал.

В случае, если саморегулируемой организацией кредитных кооперативов выявлены основания, указанные в пункте 1 статьи 183.2 и пункте 1 статьи 189.2 настоящего Федерального закона, саморегулируемая организация кредитных кооперативов в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня выявления указанных оснований, обязана направить в контрольный орган в порядке, установленном контрольным органом, ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива.

В этом случае контрольный орган назначает временную администрацию кредитного кооператива в течение тридцати рабочих дней со дня получения ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива, направленного в контрольный орган саморегулируемой организацией кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив. Порядок назначения контрольным органом временной администрации кредитного кооператива по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов устанавливается контрольным органом (п. 5 ст. 189.3 Закона о банкротстве).

Как следует из материалов дела, СРО «Кооперативные Финансы» направляла в кредитный кооператив требования дисциплинарного комитета об устранении нарушений, выявленных в результате инспекторских проверок, а также в результате анализа отчетности кредитного кооператива, направляемой в саморегулируемую организацию (предписания о необходимости покрытия убытков, о разработке плана восстановления платежеспособности кооператива, предупреждения о несоответствии деятельности кооператива, указывает на убыточность его деятельности: № 41-9/2013, письма № 898 от 05.11.2013, №618 от 27.05.2016, № 224 от 10.04.2014, выписка протокола № 4/2014 от 03.04.2014, предписание № 6-4/2014, письмо №910 от 11.09.2014, № 360 от 21.04.2015, №629 от 02.06.2015, № 651 от 09.06.2015, № 373 от 04.05.2016 и т.д.).

В свою очередь, КПК «Кредит Доверия» в ответ направлял пояснения о причинах возникновения убытков, план восстановления платежеспособности, расчет достаточности имущества кредитного кооператива для исполнения им обязательств перед пайщиками.

При проведении СРО «Кооперативы Финансы» инспекторской проверки за 2012, 9 месяцев 2013 года установлено, что резервного фонда кредитного потребительского кооператива недостаточно для покрытия убытков. В перечне нарушений по итогам проверки указано, что кооператив имеет убытки на протяжении более двух отчетных периодов. Величина резервного фонда составляет менее 5% (а именно 1,9%) от суммы привлеченных средств от членов кооператива на конец предыдущего отчетного периода.

Председатель кооператива КПК «Кредит доверия» ФИО13 направляет план восстановления платежеспособности кооператива.

Согласно пояснительной записке к годовому отчету за 2013 год, кооператив формирует резервный фонд, используемый для покрытия убытков, и на конец отчетного периода резервный фонд составил – 2860 000 руб., а убыток – 7 601 000 руб.

В марте 2014 года СРО направляет инспекторскую группу для осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований правил и стандартов партнёрства.

Оценка финансового состояния КПК «Кредит доверия», проведенная СРО «Кооперативы Финансы» и отраженная в акте инспекторской проверки за 2013 года, установила, что резервного фонда кредитного потребительского кооператива недостаточно для покрытия убытков. СРО установила сроки устранения выявленных нарушений, установив срок до 31.12.2014. Вынесло предписание о направлении плана восстановления платежеспособности кредитного кооператива, предоставлении ежемесячных отчетов.

Дисциплинарный комитет СРО выносит решение № 9/201 от 09.09.2014, в котором указывает на наличие убытка к КПК «Кредит доверия», при этом в ответ на указанное решение (30.09.2014), председатель кооператива ФИО13 отвечает, что средств у кооператива достаточно для своевременного исполнения денежных обязанностей, также указывает, на ведение работы по реализации имущества и возврата просроченной задолженности и представляет план покрытия убытков:

1.Снижение % по личным сбережениям на 1% (600 тыс. руб.).

2.Сокращение штатных единиц (450 тыс. руб.).

3.Сокращение расходов на аренду автотранспорта (320 тыс. руб.).

4.Сокращение расходов на рекламу (120 тыс. руб.).

5.Индексация просроченной задолженности (2000 тыс. руб.).

6.Привлечение дополнительных членских взносов (3000 тыс. руб.)

7. Реализация имущества с прибылью (1000 тыс. руб.).

По представленной бухгалтерской отчетности кооператива (кассовых документов, банковских документов, бухгалтерской и налоговой отчетности, порядка формирования поступлений, расходования средств) по итогам работы КПК «Кредит доверия» за 1 квартал 2015 работа кооператива была признана удовлетворительной.

04 июня 2015 года СРО «Кооперативы Финансы» на дисциплинарном комитете (№9/2015) рассматривал вопрос об убыточности деятельности кредитного кооператива, по результатам вынесено предписание о необходимости повторного предоставления плана платежеспособности кредитного кооператива до 30.06.2015, о необходимости предоставления скорректированной отчетности за 1 кв., полугодие, 9 мес. 2014 и 1 кв. 2015.

В ответ на решение дисциплинарного комитета, КПК «Кредит доверия» отвечает, что денежных средств достаточно, указывает на погашение убытка, в том числе, за счет членских взносов и представляет план восстановления платежеспособности.

По результатам анализа отчетности, полученной по итогам 9 месяцев 2015 г. Контрольным комитетом СРО «Кооперативные Финансы» было выявлено, что кредитный кооператив не соблюдает предоставленный в СРО план восстановления платежеспособности и не предпринимает должных мер меры по предупреждению банкротства организации, а именно:

решение о покрытии убытков кредитным кооперативом за счет внесения дополнительных взносов членами кредитного кооператива не принималось;

портфель займов в структуре активов снижается, при этом увеличивается дебиторская задолженность, в т.ч. по начисленным процентам;

убытки кооператива не уменьшились, а наоборот возросли, что привело к отрицательному значению капитала организации;

величина операционных расходов организации, в сравнении с 2014 г. практически не изменилась.

кредитный кооператив не исполняет требование п.1 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам».

13 ноября 2015 года СРО «Кооперативы Финансы» направило в контрольный орган (Банк России) ходатайство исх.№ 1346 о назначении временной администрации, ввиду не исполнения плана восстановления ее платежеспособности (п. 3 ч. 1 ст. 183.5 Закона о банкротстве).

Согласно ответу Отделения по Ставропольскому краю Южного Главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. ЦБ № Т 307-15-17/15853 от 30.11.2015), по результатам рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов установлено отсутствие в них сведений, подтверждающих наличие оснований, указанных в п. 1 ст. 183.2 и п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве, для направления ходатайства.

СРО «Кооперативы Финансы» повторно 12.09.2016 (исх. 1268) направляет ходатайство о назначении временной администрации в контрольный орган (Банк России), ссылаясь на неоднократные нарушения КПК «Кредит доверия» значения финансовых нормативов, установленных в сфере кредитной кооперации.

В свою очередь, Отделение по Ставропольскому краю Южного Главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. ЦБ № Т 307-15-49/13413ДСП от 06.10.2016), в результате рассмотрения представленной отчетности КПК «Кредит Доверия» за первый квартал 2016 г. и первое полугодие 2016 г. установило, что величина активов кредитного кооператива меньше, чем его обязательства, что свидетельствует о наличии в деятельности кредитного кооператива признаков банкротства, определенных п. 3 ч. 1 ст. 183.16 Закона о банкротстве.

20 октября 2016 года СРО «Кооперативы Финансы» направляет в контрольный орган (Банк России) (исх. 1380) ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом, указывая на наличие в деятельности кредитного кооператива признаков банкротства.

При этом, доводы конкурсного управляющего ФИО1 о том, что саморегулируемая организация обязана была направить в Банк России ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом еще в 2011 году, поскольку у должника имелся убыток, и на начало 2015 года должник отвечал признакам банкротства не основаны на нормах закона.

Порядок направления ходатайства о назначении временной администрации и ходатайства о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом были впервые утверждены Указанием Банка России от 12.01.2015 № 3531-У (начало действия документа - 23.03.2015) и Указанием Банка России от 29.12.2014 № 3520 (начало действия документа - 23.03.2015).

До 30.07.2013 года Банк России не являлся органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за деятельностью кредитных потребительских кооперативов (ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ, начало действия редакции - 30.07.2017).

Таким образом, возможность обращения СРО в контрольный орган возникает не ранее 23.03.2015, при наличии, предусмотренных п. 5 ст. 189.3, п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве, оснований.

Следует отметить, что сроки обращения с ходатайствами о назначении временной администрации, о признании финансовой организации банкротом в Указаниях Банка России от 29.12.2014 №3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» и от 12.01.2015 № 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива» не установлены.

Вместе с тем, первое ходатайство (исх. 1346 от 13.11.2015) о назначении временной администрации СРО направило в контрольный орган в 2-хдневный срок после принятия решения № 26-2015 от 11.11.2015 по результатам анализа отчетности КПК «Кредит доверия» о наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных а.а.3 п.1 ст. 183.5 Закона о банкротстве.

Второе ходатайство (исх. 1268 от 12.09.2016) было направлено в течении 4-хдней после вынесения контрольным органом СРО протокола № 16-2016 от 08.09.2016 о выявлении неоднократных нарушений значений финансовых нормативов.

06 октября 2016 баком был дан ответ СРО о наличии у КПК «Кредит доверия» признаков банкротства.

По итогам проведения контрольным комитетом СРО «Кооперативные финансы» приняло решение 18.10.2016 № 20-2016 о направлении в Банк России ходатайства о необходимости подачи заявления о признании КПК «Кредит доверия», незамедлительно (20.10.2016) направив данное ходатайства в контрольный орган.

На основании указанного ходатайства, 13.03.2017 контрольный орган Центрального банка Российской Федерации г.Москва в лице отделения по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации г. Ставрополь обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании КПК «Кредит доверия» несостоятельным (банкротом).

Следует отметить, что руководство КПК «Кредит доверия», при выявлении признаков банкротства должно было обратиться с соответствующим заявлением в суд, в сроки, установленные в ст. 9 Закона о банкротстве, что не сделано и более того, отвечая на предписания СРО об устранении нарушений, ссылался на план покрытия убытков, план восстановления платежеспособности с бухгалтерскими выкладками, при этом, согласно выводам, заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства от 17.10.2017, при проведении общих собраний кооператива по итогам работы в 2014, 2015, 2016, руководством кооператива не выносились вопросы о способах покрытия возникших убытков. Работа по сбору дополнительных взносов с пайщиков кооператива не проводилась.

Руководство должника продолжало деятельность и, исполняя свои служебные обязанности, заведомо зная, что кооператив не в состоянии удовлетворить требования его кредиторов - пайщиков-вкладчиков в полном объеме, используя свои полномочия вопреки законным интересам кооператива и его членов, осознавая невозможность возврата денежных средств пайщиков-вкладчиков кооператива ввиду убыточности организации, продолжало осуществлять расходы по оплате труда, компенсационные выплаты, аренду помещений, аренду транспортных средств, рекламу, услуги связи, командировочные расходы, налоги. госпошлины, взносы в СРО и т.п.

Расходы составили в 2014 -24 205 387 руб., 2015- 21 318 649 руб., 2016- 19 579 601,72 руб. При этом большую часть составили расходы по оплате труда, аренде, ниже приведены в таблице данные по расходам.

2014

2015

2016

2017

за 4 года

Оплата труда

7 971 211,00

6 361 989,00

5 439 167,78

3784521,96

23 556 889,74

Оплата труда в месяц

664 267,58

530 165,75

453 263,98

Аренда помещений

1 048 733,00

1 121 784,00

1 089 048,79

608 000,00

3 867 565,79

Оплата аренды в месяц

87 394,42

93 482,00

90 754,07

Аренда

автотранспортных средств (кол-во раб. дней с 2014 по 2016 247 дней)

1 209 500,00

1 301 000,00

1 130 000,00

481 993,00

4 122 493,00

Саморегулируемая организация вправе применять в отношении своих членов следующие меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации:

1) предъявление требования об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения в письменной форме;

3) наложение штрафа на члена саморегулируемой организации в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации;

4) исключение из членов саморегулируемой организации;

5) иные меры, установленные внутренними документами саморегулируемой организации, не противоречащие законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России (ст. 15 ФЗ «О кредитной кооперации»).

Указанные меры, как следует из вышеперечисленных решений дисциплинарного комитета, предписаний, выносились и направлялись непосредственно в КПК «Кредит доверия», который, в свою очередь, отвечая на предписания, указывал на достаточность средств кооператива для своевременного исполнения денежных обязанностей, на ведение работы по реализации имущества и возврата просроченной задолженности, представлял план покрытия убытков, план восстановления платежеспособности с бухгалтерскими выкладками.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что СРО «Кооперативы Финансы» выполняло, предусмотренные ФЗ «О кредитной кооперации», Указаниями Банка России от 29.12.2014 № 3520-У и от 12.01.2015 № 3531-У требования по контролю за деятельностью КПК «Кредит доверия», и с учетом принятых указаний Банка России (23.03.2015) положений по обращению в контрольный орган с ходатайствами о назначении временной администрации, о признании финансовой организации банкротом.

При этом, конкурсный управляющий просил привлечь к субсидиарной ответственности СРО «Кооперативные Финансы» на основании п. 3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, п.4 ст. 399 ГК РФ.

Согласно п.3 ст. 189.6 Закона о банкротстве, в случае, если саморегулируемая организация кредитных кооперативов не направила в контрольный орган ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива, ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом, саморегулируемая организация кредитных кооперативов может быть привлечена к субсидиарной ответственности в порядке, установленном п. 12 ст. 142 настоящего Федерального закона.

Пункт 12 ст. 142 Закона о банкротстве предусматривает, что в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы должника, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о банкротстве.

Указанный пункт утратил силу в соответствии с Федеральным законом № 189 от 02.07.2013.

В соответствии с п.3 ст. 399 ГК РФ, лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарной, возражения, которые он имел против кредитора.

Правила настоящей статьи применяются, если настоящим Кодексом или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности (п.4 ст. 399 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, КПК «Кредит доверия» является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Саморегулируемая организация обязана обеспечивать имущественную ответственность кредитных кооперативов, являющихся ее членами, по обязательствам перед членами кредитных кооперативов (пайщиками). Имущественная ответственность обеспечивается путем формирования компенсационного фонда в соответствии с положениями Федерального закона «О кредитной кооперации» (ч.1, 2 ст. 39 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Таким образом, Федеральным законом «О кредитной кооперации» установлен порядок привлечения к имущественной ответственность саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов по обязательствам перед членами кредитных потребительских кооперативов (пайщиками) через формирование компенсационного фонда и, соответственно, осуществление компенсационных выплат.

Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации создана правовая основа саморегулирования, в том числе определен общий порядок осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения ими мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.

Согласно указанному Федеральному закону под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

При этом, Федеральный закон «О кредитной кооперации» (в отношении саморегулируемых организаций кредитных кооперативов) устанавливаются специфические требования к целям, задачам и функциям саморегулируемых организаций и к членам саморегулируемых организаций, особенности порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов, применения ими мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также особенности порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации в части предмета контроля (надзора), оснований, периодичности и сроков проведения проверок.

Как указано выше, саморегулируемая организация обязана обеспечивать имущественную ответственность кредитных кооперативов в виде компенсационных выплат.

Создание компенсационного фонда это субсидиарная ответственность саморегулируемой организации по обязательствам своих членов.

При этом, законодатель, создавая такую модель, подкрепляя нормативно недопустимость освобождения каждого члена организации от обязанности внесения взносов в целях формирования фонда и запрет на осуществление выплат из фонда, фактически предложил модель многоуровневой ответственности.

Саморегулируемая организация выступает как лицо, которое дополнительно привлекается к ответственности по обязательствам члена организации, если последний отказался удовлетворить требования кредитора.

До предъявления требований о возмещении вреда к саморегулируемой организации кредитор должен предъявить требования к ее члену, т.е. к КПК «Кредит доверия» (определение о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности от 14.11.2018 по делу №А63- 3297/2017), что соответствует положениям ст. 399 ГК РФ.

В целях пополнения компенсационного фонда член саморегулируемой организации, по вине которого произошли выплаты, а также иные члены должны внести необходимые взносы.

Таким образом, первый уровень ответственности - это имущественная ответственность непосредственно причинителя вреда, который является членом саморегулируемой организации. Второй уровень - ответственность самой саморегулируемой организации, которая наступает, как правило, в том случае, если имущественные возможности кредитного кооператива оказались недостаточны для возмещения вреда. Третий уровень - обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов (ст. 123.3 ГК РФ).

Учитывая изложенное, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Компенсационные выплаты, осуществляемые саморегулируемой организацией из компенсационного фонда, производятся при недостаточности собственного имущества члена саморегулируемой организации для выполнения его обязательств перед членами (пайщиками). Решение о компенсационных выплатах принимается саморегулируемой организацией в соответствии с нормативными актами Банка России, правилами и стандартами саморегулируемой организации (ч. 7, 8 ст. 40 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Платежным поручением №203 от 07.05.2018 на основании решения Совета СРО «Кооперативные финансы» №10/2018 от 27.04.2018 КПК «Кредит доверия» поступили целевые средства в размере 5 % от величины компенсационного фонда СРО «Кооперативные Финансы» в сумме 6 090 000 руб. для исполнения обязательств перед членами (пайщиками).

Таким образом, СРО «Кооперативные Финансы» выполнило имущественную ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Как установлено при рассмотрении обособленного спора в рамках данного дела при рассмотрении заявления конкурсного управляющего о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (определение от 14.11.2018), вопросы о необходимости внесения дополнительных взносов членов кредитного кооператива на общих собраниях пайщиков кооператива не рассматривались.

Доводы кредиторов о том, что СРО «Кооперативы Финансы» не требовало от кооператива сбора дополнительных взносов, опровергаются материалами дела и результатами проверок. При том, что непосредственно руководство КПК «Кредит доверия» в своих ответах на решения дисциплинарного комитета указывало на получение членских взносов и на работу по погашению убытка (письма № 392 от 21.12.2012, № 204 от 30.09.2014, № 120 от 17.06.2015).

Пунктом 4.11.3. Устава КПК «Кредит доверия» пайщики кооператива обязаны вносить в кооператив денежные средства в виде дополнительных взносов в течении трех месяцев после утверждения годового баланса кооператива в соответствии со ст. 123.3 ГК РФ.

Согласно п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О кредитной кооперации» именно пайщик обязан вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 ГК РФ; солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Доводы кредиторов о том, что СРО «Кооперативы Финансы» должно было принять решение об исключении должника из членов саморегулируемой организации, судом рассмотрен.

Согласно уставу СРО «Кооперативы Финансы» Саморегулируемая организация обязана: применять в отношении своих членов меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации - исключать из членов саморегулируемой организации (2.2.7.4).

Вместе с тем, согласно уставу СРО, исключение кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации это право (п. 4.13).

СРО «Кооперативы Финансы» вправе принять решение об исключении кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации в случае:

4.13.1. несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации;

4.13.2. неоднократной неуплаты кредитным кооперативом в течение одного года членских взносов;

4.13.3. выявления недостоверных сведений в документах, представленных кредитным кооперативом для приема в члены саморегулируемой организации.

На основании пункта 8 статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

Исходя из смысла закона, норм Устава следует, что для исключения из числа членов должно иметь место совокупность указанных обстоятельств, т.е. такие случаи должны предусматриваться как законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях, так и уставом саморегулируемой организации.

Таким образом, законом предусмотрен специальный порядок разрешения вопроса об исключении члена саморегулируемой организации.

Вместе с тем, суд отмечает, что СРО применялись к кооперативу меры дисциплинарного воздействия в виде предъявлении требований об устранении нарушений в установленные сроки, предупреждения, на что указано выше. Совокупности обстоятельств для применения меры в виде исключения кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации, кредиторы не приводят. Кроме того, исключение из членов данного СРО повлекло бы прекращение деятельности кооператива, поскольку КПК «Кредит доверия» мог бы вступить в члены иного СРО.

В отношении довода кредиторов должника и управляющего о том, что СРО должно было запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов, суд считает следующее.

Банк России является контролирующим органом и осуществляет надзор за деятельностью кредитных кооперативов, в порядке, установленном Банком России (п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива являются: вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов (п.п. 2 п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве).

Учитывая изложенное, запрет осуществлять привлечение денежных средств – является дополнительным основанием предупреждения мер банкротства и может выноситься как мера только Банком России (контролирующим органом), доказательств того, что применение указанной меры входит в компетенцию СРО «Кооперативы Финансы», заявители не представили.

При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должником ФИО1 о привлечении Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы», как контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

Руководствуясь статьями 32, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должником ФИО1 о привлечении Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы», как контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья В.Д. Якунь