ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-5445/14 от 05.08.2014 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-53-71, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

Дело № А63-5445/2014

05 августа 2014 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Жариной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дудниковой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Частной охранной организации «Агентство Безопасности», ОГРН <***>, г. Ростов-на-Дону

к Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Ставропольское Президентское кадетское училище», ОГРН <***>, г. Ставрополь

о взыскании 3 941 450 руб. неосновательного обогащения,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации г. Москва, открытого акционерного общества «Славянка», г. Москва и общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «ЮНИОН-М», г. Санкт-Петербург,

при участии представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 25.04.2014,

от ответчика – не явился,

от третьего лица Министерство обороны – ФИО2 по доверенности № 3746А от 27.01.2014,

от третьего лица ОАО «Славянка» - ФИО3 по доверенности № 20 от 23.04.2014,

от третьего лица ООО «Охранное предприятие «ЮНИОН-М» - не явился,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Агентство Безопасности», г. Ростов-на-Дону обратилась с исковым заявлением к


Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Ставропольское Президентское кадетское училище», г. Ставрополь о взыскании 3 941 450 руб. неосновательного обогащения. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации г. Москва, открытое акционерное общество «Славянка», г. Москва и общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «ЮНИОН-М», г. Санкт-Петербург,

Исковые требования мотивированы тем, что, несмотря на не заключение сторонами договора истцом в октябре-декабре 2013 года оказывались ответчику охранные услуги по обеспечению безопасности ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище», стоимость которых составила 3 941 450 руб.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснив, что до апреля 2013 года услуги по охране Ставропольского Президентского кадетского училища оказывались Частной охранной организацией «Агентство Безопасности» на основании договора № 1/2012 от 26.12.2011, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «ЮНИОН-М». С 01.04.2013 по 30.09.2013 охрана Кадетского училища осуществлялась истцом на основании договоров № 1/О/ДРГЗ от 01.04.2013, № 1/О/ДРГЗ/2, № 2/О/ДРГЗ/2, № 3/О/ДРГЗ/2, № 4/О/ДРГЗ/2 от 01.05.2013 с дополнительными соглашениями, заключенными с ОАО «Славянка». Стоимость оказанных охранных услуг по этим договорам возмещена истцу в полном объеме заказчиками - ООО «Охранное предприятие «ЮНИОН-М» и ОАО «Славянка».

С 01.10.2013 отношения ОАО «Славянка» с ООО Частная охранная организация «Агентство Безопасности» были прекращены в связи с не решением с Министерством обороны Российской Федерации порядка организации и оплаты охранных услуг. В то же время организация охраны ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» силами истца продолжалась, так как речь касалась детского учреждения, находящегося в районе со сложной оперативной обстановкой.

Ответчик в предварительном судебном заседании факт оказания охранных услуг подтвердил. В соответствии с пояснениями представителя ответчика, охрана объекта осуществлялась истцом до 01.10.2013 на основании государственного контракта № 2/О/ДРГ3/2 от 01.05.2013, заключенного Министерством обороны Российской Федерации с ОАО «Славянка» г. Москва. После расторжения этого контракта договор охраны ни Министерством обороны, ни ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» не заключен, однако охрана не могла быть прекращена, что


подтверждается также телеграммой начальника Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.12.2013. В то же время, сторонами были подписаны отчеты о фактических объемах оказанных услуг за октябрь 2013 года в двух вариантах: со ссылкой на договор № 2/О/ДРГ3/2 от 01.05.2013 и без такой ссылки, в связи с чем истец, возможно, получил возмещение стоимости выполненных работ с ОАО «Славянка» г. Москва или с ООО «Охранное предприятие «ЮНИОМ-М», по договорам с которыми истец осуществлял оказание услуг.

В судебное заседание ответчик не явился, представив ходатайство об отложении слушания дела из-за нахождения представителя в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Министерство обороны РФ просит в удовлетворении исковых требований отказать со ссылкой на то, что услуги оказывались без заключения государственного контракта в нарушение требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что не может влечь возникновение на стороне ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» неосновательного обогащения. При отсутствии заключенного в установленном порядке государственного контракта на оказание услуг по обеспечению безопасности довузовских военно-учебных учреждений, оснований для удовлетворения исковых требований, основанных на фактическом оказании таких услуг, не имеется.

Министерством обороны представлен государственный контракт 197/ЗК\2013/ДРГЗ от 28.02.2013, заключенный с открытым акционерным обществом «Славянка», на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

ООО ОП «ЮНИОН-М» представило отзыв по делу, в котором просило рассмотреть спор в его отсутствие и пояснило, что 28.12.2011 между заказчиком АО «Славянка» и исполнителем ООО ОП «ЮНИОН-М» был заключен договор № 28/12/2012-ЦО на оказание комплекса услуг по обеспечению безопасности суворовских военных, военно-морского нахимовского училищ и кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации. ООО ОП «ЮНИОН-М» поручило оказание охранных услуг Ставропольского Президентского кадетского училища по договору № 1/2012 от 26.12.2011 Частной охранной организации «Агентство Безопасности», которая фактически оказывала охранные услуги и с которой произведен полный расчет за период


с 01.01.2012 по 31.03.2013. Договор № 1/2012 от 26.12.2011 был расторгнут с 01.04.2013 по соглашению от 08.05.2013.

ОАО «Славянка» указало, что осуществляя техническое обслуживание объектов имущественного комплекса Министерства обороны РФ, заключило договоры на оказание услуг по охране ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» с ООО Частная охранная организация «Агентство Безопасности» с 01.04.2013 с разбивкой по объектам охраны №№ 1/О/ДРГЗ от 01.04.2013, № 1/О/ДРГЗ/2, № 2/О/ДРГЗ/2, № 3/О/ДРГЗ/2, № 4/О/ДРГЗ/2 от 01.05.2013 со сроком действия до 01.10.2013. Общая сумма по всем договорам оставила 9 600 000 руб., оплата произведена в полном объеме. С 01.10.2013 функции организации охраны президентских и суворовских военных училищ возложена на Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации. По мнению третьего лица, руководитель ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» был вынужден просить истца о продлении сроков охраны после 01.10.2013 до полного решения вопроса о заключении государственного контракта, так как учел обстановку, сложившуюся на всей территории Северного Кавказа, тем более что воспитанниками данного учреждения являются несовершеннолетние дети, зачастую дети военнослужащих, сироты и т.д.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные ими документы, с учетом заявленного ответчиком ходатайства, суд считает необходимым дополнительное истребование доказательств по делу и откладывает судебное разбирательство.

Руководствуясь статьями 158, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отложить судебное разбирательство по делу на 17 сентября 2014 года на 10 час.00 мин. в помещении Арбитражного суда Ставропольского края по адресу: <...> «б», 4 этаж, каб. № 43.

Истцу предлагается представить письменное обоснование исковых требований с учетом представленных в материалы дела документов и возражений ответчика и третьих лиц, уточнить исковые требования при необходимости.

Министерству обороны РФ – представить пояснения о том, входит ли финансирование услуг по обеспечению безопасности в содержание государственного контракта 197/ЗК\2013/ДРГЗ от 28.02.2013, если не входит – представить государственный контракт, по которому ранее до 01.10.2013 (в том числе в 2011-2012 гг.) осуществлялось


финансирование работ по обеспечению безопасности военных объектов, в том числе кадетских училищ, в связи с возложением с 01.10.2013 функции организации охраны президентских и суворовских военных училищ на Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, представить документы, подтверждающие выделение финансовых средств на указанную деятельность и перечисление их соответствующим органам и их расходование, в случае невыделения средств – доказательства принятия мер по получению из федерального бюджета соответствующих средств на 2013 год, в том числе на октябрь-декабрь 2013г., документы, подтверждающие осуществление охраны Ставропольского Президентского кадетского училища в октябре-декабре 2013 года иными, кроме истца, организациями, в том числе Главным управлением военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, и оплату указанных услуг из средств федерального бюджета.

ООО «Славянка» - письменные пояснения о том, входит ли финансирование услуг по обеспечению безопасности военных объектов в содержание государственного контракта 197/ЗК\2013/ДРГЗ от 28.02.2013, если не входит – представить государственный контракт, по которому ранее до 01.10.2013 (в том числе в 2011-2012 гг.) осуществлялось финансирование работ по обеспечению безопасности военных объектов, в том числе кадетских училищ, представить документы, подтверждающие, что с 2 октября 2013 года изменилось финансирование работ по обеспечению безопасности военных объектов Министерством обороны Российской Федерации, что привело к прекращению договорных отношений с истцом.

Информацию о ходе рассмотрения дела можно узнать по адресу в Интернете www. stavropol.arbitr.ru.

Судья

Е.В. Жарина



2

3

4

5