ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-7356/20 от 02.11.2020 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела

г. Ставрополь Дело № А63-7356/2020 16 ноября 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 02 ноября 2020 года

Определение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушка В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амелиной И.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Спектр», г. Москва, ОГРН <***>,

к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города - курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН <***>,

общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Радуга», г. Кисловодск ОГРН <***>,

об оспаривании приказа об утверждении границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия,

при участии представителя заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.07.2019, представителя заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 20.08.2020 № 04-15/3518, представителя третьего лица – ФИО3 по доверенности от 01.06.2020,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Спектр» (далее-заявитель, общество, ООО «Спектр») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее-управление) о признании недействительным приказа от 30.04.2020 № 336 «Об утверждении границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Санаторий им. С. Орджоникидзе», 1929, расположенного по адресу: <...>».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города - курорта Кисловодска (далее-администрация) и общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Радуга» (далее-санаторий).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему, ходатайствовал об опросе в судебном заседании специалиста ФИО4, также просил провести по делу судебную экспертизу.

Ходатайство об опросе в судебном заседании специалиста ФИО4 рассмотрено и отклонено судом, в связи с непредставлением доказательств того, что последний является специалистом в области охраны объектов культурного наследия, ввиду чего, названное ходатайство отклоняется судом.

Представитель заинтересованного и третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах, считают, что оспариваемый приказ является нормативным актом об установлении границ зон с особыми условиями использования территории и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Представитель третьего лица представил дополнительные документы, а также ходатайствовал об истребовании доказательств, ходатайство судом рассмотрено и отклонено.

В судебном заседании 28.10.2020 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 02.11.2020. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), арбитражный суд пришел к выводу о том, что дело подлежит передаче в Ставропольский краевой суд.

Как следует из материалов дела общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:34:020206:4, площадью 1 157 кв.м, по адресу: <...> на основании договора аренды земельного участка от 14.11.2014 № 3188, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (номер государственной регистрации 26-2615/013/2014-936), заключенному на срок с 08.07.2016 по 13.11.2063.

На основании заявления общества от 06.07.2017 администрацией принято постановление администрации от 07.08.2017 № 776, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, под - «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Администрацией 06.04.2018 в лице управления архитектуры обществу выдано разрешение № 26 - RU2635500-22-2018 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, общей площадью 1 319, 2 кв.м, объем 5 207, 6 куб.м, количество этажей 4, подземных этажей -1, площадь застройки - 379, 2 кв.м

На смежном земельном участке с кадастровым номером 26:34:020206:3, расположенного по адресу <...>, расположен объект культурного наследия регионального значения - «санаторий им. Орджоникидзе» (далее -санаторий), регистрационный номер в реестре объектов культурного наследия - 261721155940005.

Приказом управления от 30.04.2020 года утверждены границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия «Санаторий им. С. Орджоникидзе», 1929, расположенного по адресу: <...> (далее-Приказ), принадлежащего санаторию.

Данным приказом утверждены границы и режим использования территории объектов культурного наследия регионального значения, в том числе Приложением к приказу утверждены текстовое описание границ территории объектов культурного наследия регионального значения, координаты характерных точек границ данной территории, схема границ.

Заявитель, посчитав, что приказ вынесен без соблюдения требований закона и нарушает права и законные интересы общества, поскольку лишает последнего возможности использовать принадлежащий ему на праве аренды земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» и осуществить строительство многоквартирного дома, обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

На основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с данным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление № 50) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац 1).

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац 2).

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 постановления № 50).

Как установлено судом объект культурного наследия регионального значения «Санаторий им. С. Орджоникидзе», 1929 года, расположенный по адресу (местонахождение): <...> (далее - Ансамбль), взят под государственную охрану Решением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от 01.10.1981 № 702 «Об утверждении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края» в качестве памятника архитектуры регионального значения.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2017 № 116633-р включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвое­нием ему регистрационного номера 261721155940005.

Согласно пунктам 1 и части 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учёт.

Пунктами 3 и 4 статьи 3.1 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745 (далее-Требования)

Согласно пункту 5.1 Требований материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результа­там проведенных историко-культурных исследований и могут включать: материалы ранее разработанных проектов границ территорий объек­тов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования; сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов куль­турного наследия, расположенных в границах исследуемой территории; ситуационные планы землепользования с указанием границ совре­менного землепользования; особенности сложившейся структуры землепользования и современ­ной градостроительной ситуации; сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных соору­жениях и других объектах капитального и временного строительства в соот­ветствии; сведения о существующих природных объектах и территориях (во­доемы, холмы, овраги, зеленые насаждения), а также иных природных объек­тах; иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ тер­ритории объекта культурного наследия.

Пунктом 5.2 Требований материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают: текстовое описание границ территории объекта культурного насле­дия; карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов; перечень координат поворотных (характерных) точек границ терри­тории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случаях, установ­ленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государствен­ном кадастре недвижимости», могут применяться определенные в отношении кадастровых округов местные системы координат; режим использования территории объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктами 7-11 Требований разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экзем­плярах на рассмотрение в орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указан­ного объекта.

По результатам рассмотрения представленных материалов орган ис­полнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом.

Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его тер­ритории.

В случае принятия нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия орган исполнительной власти направляет 1 экземпляр разработанного проекта границ территории объекта культурного наследия заявителю.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия и ре­жиме ее использования учитываются в государственном кадастре недвижи­мости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном кадастре недвижимости.

На основании проектной документации, проекта границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Санаторий им. С. Орджоникидзе», 1929 года, расположенного по адресу: <...>», разработанного ООО «Архитектурно-реставрационная студия «Юг» по договору от 20.01.2020 № 004-2020 с ООО «Санаторий «Радуга», приказом управления были утверждены границы территории Ансамбля и особые режимы использования земель в границах территории Ансамбля.

Согласно Положению об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 № 102-п (далее-Положение) управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 10.1 Положения управление соответствии с возложенными на него основными задачами разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Ставропольского края порядок утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 11 статьей 6 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 14-кз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае» (далее-Закон № 14-кз) к полномочиям уполномоченного органа относятся в том числе: утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны указанных объектов культурного наследия, особого режима использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон в порядке, установленном настоящим Законом

Приказ управления был принято в соответствии со 3.1 Закона N 73-ФЗ, статьей 6 Закона № 14-кз и Положением, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края, и содержит правовые нормы (правила поведения), направленные на регулирование общественных отношений в области определения особенностей функционирования, границ, зонирования и режима объекта культурного наследия регионального значения.

Указанный приказ опубликовано в сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (http://pravo.stavregion.ru/main/index).

Оспариваемый Приказ является нормативным актом об установлении границ зон с особыми условиями использования территории - зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, регламентирует правила поведения неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Несоблюдение правил подведомственности (компетентности) означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.

Согласно пункту 1 статьи 133, пункту 1 статьи 168 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.

На основании изложенного, заявление общества подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Право заявителя на судебную защиту может быть обеспечено при рассмотрении его требований компетентным судом общей юрисдикции.

Доказательства того, что заявитель обращался с данным заявлением в суд общей юрисдикции, в материалы дела не представлены, то есть спора о компетенции между судами не имеется.

Разрешение дела с нарушением правил компетенции не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Поскольку настоящее дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом и подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, Арбитражный суд Ставропольского края передает дело для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Ставропольский краевой суд.

На основании вышеизложенного у арбитражного суда отсутствуют основания для проведения в рамках настоящего судебной экспертизы.

Другие доводы сторон, не нашедшие отражения в настоящем определении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нём выводов с учетом, представленных в материалах дела доказательствами.

Руководствуясь частью 4 статьи 39, статьями 27, 28, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

передать дело А63-7356/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спектр» об оспаривании приказа «Об утверждении границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Санаторий им. С. Орджоникидзе», 1929 г., расположенного по адресу: Ставропольский рай, <...>» в Ставропольский краевой суд (355017, Ставропольский край, Ставрополь, ул. Лермонтова, 183).

В проведении судебной экспертизы отказать.

Определение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья В.В. Галушка