ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-746/2021 от 27.09.2021 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-746/2021

04 октября 2021 года

Резолютивная часть определения оглашена 27 сентября 2021 года

Определение изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Антошук Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крымшамхаловым С.Р., рассмотрев в судебном заседании в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс «Прикумский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) заявление временного управляющего об истребовании документов,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил: общество с ограниченной ответственностью «СевКавАгро» в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о банкротстве общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс «Прикумский» (далее – ООО Агрокомплекс «Прикумский», должник).

Определением от 01.02.2021 суд принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу о банкротстве.

Определением от 19.03.2021, резолютивная часть которого объявлена 15.03.2021, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Временным управляющим в деле о банкротстве должника был утвержден арбитражный управляющий ФИО1.

Временный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением (от 27.05.2021 исх. № 35), в котором просит обязать должника передать временному управляющему следующие сведения и документы:

1) внутренние документы ООО Агрокомплекс «Прикумский», подтверждающие полномочия руководящих органов, протоколы собраний руководящих органов за период с 2017 года, приказы ираспоряжения директора за период с 2017года;

2) ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, заключения аудиторских фирм за последние три года;

3) документы, подтверждающие права ООО Агрокомплекс «Прикумский» на недвижимое имущество, земельные участки, а также технические паспорта, приказы и распоряжения за период с 2017 года;

4) договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО Агрокомплекс «Прикумский» со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года;

5) номера расчетных и иных счетов ООО Агрокомплекс «Прикумский», наименование и реквизиты обслуживающих учреждений, банков;

6) документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО Агрокомплекс «Прикумский» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

7) документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года),

приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;

8) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;

9) справку о задолженности ООО Агрокомплекс «Прикумский» перед бюджетом и внебюджетными фондами;

10) лицензии;

11) сертификаты;

12) сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг);

13) сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок);

14) сведения о наличии имущества, в т.ч. акций, облигаций, ценных бумаг;

15) сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

16) сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы) ООО Агрокомплекс «Прикумский» (судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.д.);

17) сведения о внутренней структуре ООО Агрокомплекс «Прикумский», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;

18) сведения о фактической численности работников ООО Агрокомплекс «Прикумский», утвержденное штатное расписание и штатную расстановку рабочих;

19) сведения о выданных доверенностях;

20) наименования и адреса организаций, в которых ООО Агрокомплекс «Прикумский» является учредителем (участником), сведения о доле участия;

21) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО Агрокомплекс «Прикумский», его функций и видов деятельности;

22) сведения о функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.

ООО Агрокомплекс «Прикумский» представило отзыв от 01.07.2021, указывает на то, что должником 31.05.2021 в адрес временного управляющего была направлена часть документов, указанных в ходатайстве временного управляющего.

Временный управляющий направил заявление от 05.07.2021 исх. № 50, в котором, в связи с частичным получением затребованных документов, заявил об отказе от требований, поименованных в ходатайстве за номерами 1-3, 5, 9-12, 15-22.

Сведения и документы, поименованные в ходатайстве за номерами 4, 6 - 8, 13, 14 временный управляющий просил у должника истребовать.

Определением от 26.08.2021 суд:

принял отказ временного управляющего от заявленного требования об истребовании у ООО Агрокомплекс «Прикумский» документации, поименованной в ходатайстве за номерами 1-3, 5, 9-12, 15-22;

обязал ООО Агрокомплекс «Прикумский» передать временному управляющему

договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО Агрокомплекс «Прикумский» со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года;

документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО Агрокомплекс «Прикумский» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и

внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;

сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок).

Этим же определением суд выделил в отдельное производство рассмотрение заявления временного управляющего об истребовании у ООО Агрокомплекс «Прикумский» документов первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года), приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости; сведений о наличии имущества, в т.ч. акций, облигаций, ценных бумаг.

Судебное заседание в выделенной части было отложено на 20.09.2021.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 20.09.2021 не явились.

Временный управляющий направил уточнение заявленных требований, где просит истребовать у ООО Агрокомплекс «Прикумский»:

- копии счетов фактур, накладных, актов выполненных работ, касающихся исполнения договоров, заключенных ООО Агрокомплекс «Прикумский» в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах;

- документы первичного бухгалтерского учета за период, начиная с 2018 года по настоящее время в виде электронной базы 1С на магнитном носителе;

- оборотно-сальдовые ведомости: по счетам 01, 02, 04, 08, 10, 19, 20, 26, 41, 44, 50, 51, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 76, 90, 91 за 2018, 2019, 2020 и 1 квартал 2021 года;

- акты инвентаризации имущества за 2019, 2020 и 2021 годы;

- приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике.

Определением от 20.09.2021 суд принял уточнение к рассмотрению, объявил о перерыве в судебном заседании до 27.09.2021.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 27.09.2021 не явились, должник отзыв не представил.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев заявление временного управляющего, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязанность по хранению правоустанавливающих и иных документов, касающихся деятельности общества, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней, возложена на руководителя (статья 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью, статья 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, наличие документов у руководителя должника презюмируется. Бремя опровержения указанной презумпции лежит на ответчике, который должен мотивировать отсутствие конкретного документа бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового контроля, кассовой дисциплины.

Регистры бухгалтерского учета - документы, обобщающие и систематизирующие данных первичных документов. Обязательных форм регистров нет (статья 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Оборотно-сальдовая ведомость по счету является традиционным видом регистра, которая содержит данные об остатках и оборотах по счету.

Сведений о том, что организация ведет иные регистры, нежели оборотно-сальдовые ведомости должник не представил.

Более того, согласно представленной в дело учетной политике должника, являющейся приложением № 1 к приказу руководителя должника от 28.12.2018 № 58, обработка первичных документов и регистров бухгалтерского учета осуществляется на основе программного продукта с распечаткой сальдо – оборотных ведомостей, анализов счета по субконто в соответствии с правилами (стандартами) бухгалтерского учета.

Указанные временным управляющим коды счетов указаны в утвержденном должником плане счетов, которое является приложением № 2 к приказу руководителя от 28.12.2018 № 58.

Сведения о том, что должник использует иной программный продукт, нежели заявленный управляющим программный продукт компании «1С», в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд признает обоснованным заявление временного управляющего об истребовании у должника оборотно - сальдовых ведомостей и документов первичного бухгалтерского учета в виде электронной базы 1С на магнитном носителе.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, проведение инвентаризации обязательно в том числе: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации.

Должник в своем отзыве указывал о том, что у организации отсутствует имущество.

Однако отсутствие в настоящее время имущества, не свидетельствует о том, что его не было также в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве.

При рассмотрении обоснованности заявления о банкротстве должника, последний просил прекратить производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием у него средств, достаточных для погашения производства по делу.

Отказывая в прекращении производства по делу, суд в определении от 19.03.2021 отметил, что согласно опубликованным в ЕФРСБ сообщениям от 16.06.2020 № 5105840, от 08.07.2020 №№ 5191135 и 5190979, по результатам проведенных в рамках дела о банкротстве ООО «СевКавАгро» торгов в форме публичного предложения, ООО Агрокомплекс «Прикумский» признано победителем торгов по реализации свыше 15 объектов недвижимого имущества, договоры заключены.

Кроме того, ООО Агрокомплекс «Прикумский» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения определения Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63- 6367/2018 от 23.06.2020 до 01.08.2021, в обоснование которого указало на наличие у должника посевных площадей на которых планируется сев сельскохозяйственной продукции. В удовлетворении заявления должника было отказано.

В связи с изложенным, следует признать, что за последние три года общество обязано было проводить инвентаризацию имущества.

Между тем, должник, указав об отсутствии в настоящее время имущества, в то же время не заявлял о том, что инвентаризация имущества не проводилась.

Таким образом, суд обязывает должника передать временному управляющему акты инвентаризации имущества.

Временный управляющий просит истребовать у должника копии счетов фактур, накладных, актов выполненных работ, касающихся исполнения договоров, заключенных ООО Агрокомплекс «Прикумский» в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах.

Между тем, определением от 26.08.2021, суд, помимо истребования договоров, соглашений и контрактов, обязал должника передать управляющему также документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО Агрокомплекс «Прикумский» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами.

То есть в данном случае, временный управляющий, фактически, иными словами, просит истребовать у должника то, что уже судом истребовано, в связи с чем, суд отклоняет заявление в указанной части.

Как указывалось выше, должником в материалы дела были представлены приказ №58 об утверждении учетной политики для целей налогообложения; приложение №1 к приказу от 28.12.2018 №158 «Учетная политика организации»; приложение № 2 к приказу от 28.12.2018 № 158 «План счетов».

С учетом представления должником указанных документов, временный управляющий, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил суду объяснений относительно того, почему он считает неисполненной со стороны должника обязанности по представлению учетной политики организации и приказа об утверждении указанного документа. В связи с чем, суд отказывает в истребовании указанных документов.

Руководствуясь статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 60, 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

обязать ООО Агрокомплекс «Прикумский» передать временному управляющему:

- документы первичного бухгалтерского учета за период, начиная с 2018 года по настоящее время в виде электронной базы 1С на магнитном носителе;

-копии оборотно-сальдовых ведомостей по счетам: 01, 02, 04, 08, 10, 19, 20, 26, 41, 44, 50, 51, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 76, 90, 91 за 2018, 2019, 2020 и 1 квартал 2021 года;

- акты инвентаризации имущества за 2019, 2020 и 2021 годы.

Выдать исполнительный лист.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в срок, не превышающий десяти дней с момента вынесения (изготовления в полном объёме), в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.В. Антошук