АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-54-22, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
г. Ставрополь Дело № А63-9858/2014
30 октября 2014 года
Резолютивная часть определения объявлена 29 октября 2014 года.
Определение изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаталовой А.Ю., рассмотрев дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Ставропольского края, город Ставрополь Ставропольского края, ОГРН <***>,
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, п. Рыздвяный Ставропольского края, ОГРНИП <***>,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства финансов Ставропольского края, город Ставрополь, ОГРН <***>,
о взыскании 20 496 804 руб. 09 коп.,
при участии в судебном заседании от истца – представителей ФИО2, доверенность от 03.07.2014 № 01-21-21/3026, ФИО3 доверенность от 03.10.2014 № 01-14-18/4754,
от ответчика – ФИО1, предъявлен паспорт, представителя ФИО4, доверенность б/н от 30.09.2014,
от третьего лица - представителя ФИО5, доверенность от 15.10.2014 № 36-16-04/6587,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось министерство сельского хозяйства Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании 20 496 804 руб. 09 коп. выплаченной суммы гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края.
Заявленные требования мотивированы тем, что обязанность ответчика по возврату денежных средств в бюджет возникла в связи с тем, что ответчик в нарушение Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм не представил отчетность, подтверждающую использование собственных денежных средств на строительство объекта и несвоевременно предоставил отчетность о целевом использовании средств.
Предприниматель возражал против заявленных требований, указав на то, что денежные средства им использованы по назначению, строительство объекта завершено на 70 %. Кроме того ответчик заявил о несоблюдении министерством сельского хозяйства досудебного порядка возврата гранта, предусмотренного пунктом 25 Порядка, а именно, на обязанность министерства сельского хозяйства провести проверку и направить в адрес предпринимателя требование о возврате гранта.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление министерства сельского хозяйства Ставропольского края подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года № 118.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, по результатам конкурсного отбора включен в состав участников названной ведомственной программы, в связи с чем, в соответствии с условиями Порядка предоставления грантов, между министерством сельского хозяйства и предпринимателем заключено соглашение о развитии на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет от 04.09.2012 № 176/12.
На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана «Реконструкция и модернизация семейной фермы на 200 голов КРС мясного направления с первичной переработкой в поселке Рыздвяный Ставропольского края» перечислены денежные средства в размере 20 496 804 руб. 09 коп.
Названным соглашением предусмотрены обязанности получателя субсидии (гранта), в том числе:
-в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников Программы бизнес-плану;
- использовать грант только на следующие цели: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейной животноводческой фермы и объектов по переработке продукции животноводства оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупка сельскохозяйственных животных;
- соблюдать условия предоставления гранта, предусмотренные разделом 2 настоящего соглашения;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг. В качестве собственных средств получатель предъявляет не более 30 процентов не субсидируемых кредитов;
- использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет;
- создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест;
- создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу либо подготовить предложения для заключения договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;
- вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.
- представлять в министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения.
Как указано в заявлении министерства сельского хозяйства, предпринимателем нарушен ряд условий соглашения, а именно, в полном объеме не исполнены условия бизнес-плана, не представлены копии актов приемки выполненных работ, копии актов о приемке-передаче здания (сооружения) по форме № ОС-1а, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект, копии актов приема-передачи основных средств по форме № ОС-14, копия акта приема-передачи сельскохозяйственных животных, не созданы рабочие места, не заключен договор на переработку сельхоз продукции, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нецелевом расходовании средств, в связи с чем денежные средства, предоставленные по гранту, подлежат возврату в бюджет в соответствии с пунктом 25 Порядка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения министерства сельского хозяйства в суд.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии (подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Так, в силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно материалов дела, денежные средства по гранту в размере
20 496 804 руб. 09 коп. были выделены предпринимателю ФИО1 из бюджета в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы» на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 № 185-П.
Пунктом 26 Порядка предусмотрено, что обязательная проверка соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта осуществляется министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 25 Порядка возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях: неисполнения условия предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий соглашения; установления факта нецелевого использования гранта.
В случаях установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта, установления факта невыполнения условий соглашения, средства гранта подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
В случае нецелевого использования гранта средства гранта, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 25 Порядка предусмотрена определенная процедура возврата гранта, а именно:
1) министерство в течение 10 календарных дней после дня подписания акта проверки или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки, от органа государственного финансового контроля направляет получателю требование о возврате полученного гранта в случаях, предусмотренных настоящим пунктом;
2) получатель производит возврат гранта в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате гранта;
3) при нарушении получателем срока возврата гранта министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Таким образом, анализ п. 25 Порядка свидетельствует о том, что уполномоченный орган проверяет соблюдение субъектами малого предпринимательства условий, целей и порядка предоставления гранта, указанных в Порядке. Проверка является обязательной и осуществляется министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Возврат денежной суммы в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно, после получения требования о возврате гранта. Неисполнение получателем гранта обязательств по возврату в добровольном порядке, является для заявителя основанием для взыскания с субъекта малого и среднего предпринимательства суммы гранта в судебном порядке.
В судебном заседании представитель министерства сельского хозяйства пояснил, что проверка соблюдения предпринимателем ФИО1 условий, целей и порядка предоставления гранта министерством сельского хозяйства Ставропольского края не проводилась, требование о возврате денежных средств, выделенных в виде гранта, направлялось одновременно с направлением искового заявления, то есть п. 25 Порядка министерством сельского хозяйства не соблюден.
Принимая во внимание нормативное урегулирование процедуры возврата гранта, а также отсутствие доказательств направления в адрес предпринимателя требования о возврате денежных средств, перечисленных по гранту, суд считает, что истцом не соблюден претензионный порядок возврата денежных средств, предусмотренный Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 205-п, от 04.07.2013 № 259-п, от 30.05.2014 № 226-п).
Ссылка представителя министерства сельского хозяйства на то, что заявитель не имеет полномочий на проведение проверки соблюдения субъектами малого предпринимательства условий, целей и порядка предоставления гранта, поскольку в соответствии с Порядком осуществления внутреннего государственного контроля, утвержденного постановлением Правительства СК от 30.12.2013 № 529-П, внутренний финансовый контроль должен осуществляться министерством финансов Ставропольского края, суд считает необоснованной и противоречащей условиям Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, так как министерство сельского хозяйства Ставропольского края и органы государственного финансового контроля в соответствии с положениями Порядка наделены полномочиями по проверке соблюдения субъектами малого предпринимательства требований, установленных Порядком.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В данном случае претензионный порядок возврата грантов предусмотрен Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 № 185-П, который заявителем не соблюден.
На основании изложенного, заявление министерства сельского хозяйства Ставропольского края подлежит оставлению без рассмотрения.
Заявителю разъясняется, что в соответствии с частью 3 статьи 149 АПК РФ оставление заявления без рассмотрения не лишает его права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 148, статьями 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление министерства сельского хозяйства Ставропольского края оставить без рассмотрения.
Определение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Н.В. Макарова