ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-9859/14 от 20.10.2014 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,

подача документов в электронном виде: http://www.my.arbitr.ru,

официальный сайт: http://www.stavropol.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении заявления без рассмотрения

г. Ставрополь № А63- 9859/2014

21 октября 2014 года.

Резолютивная часть определения объявлена 20 октября 2014 года.

Определение в полном объеме изготовлено 21 октября 2014 годы.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы дела по заявлению министерства сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай И.Т., с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края, о взыскании выплаченной суммы гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края в размере 21 584 596,02 рубля,

при участии в судебном заседании представителя министерства сельского хозяйства – Шевченко И.В. по доверенности от 03.10.2014 № 01-14-18/4754, заинтересованного лица – Каракай И.Т. паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай Ирине Тимофеевне о взыскании в бюджет Ставропольского края полученных ею в рамках реализации Программы средств гранта в размере 21 584 596,02 рубля.

В обоснование заявления указано, что предпринимателем не соблюдены в полном объеме условия соглашения о развитии на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет от 04.09.2012 № 173/12, что, по мнению заявителя, является основанием для возврата средств гранта.

В судебном заседании представитель министерства поддержал заявленные требования.

Предприниматель считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что ею соблюдены все требования Соглашения и Порядка предоставления грантов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-П, денежные средства использованы по назначению, проект практически реализован. Полагает, что нарушение сроков исполнения бизнес – плана в полном объеме обусловлено сложностями, связанными с трудностями в получении заемных средств у банков, вопрос о выдаче которых рассматривается в настоящее время. Также ссылается на несоблюдение министерством сельского хозяйства досудебного порядка возврата гранта, предусмотренного пунктом 25 Порядка, а именно, на обязанность министерства сельского хозяйства провести проверку и направить в адрес предпринимателя требование о возврате гранта. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление министерства сельского хозяйства Ставропольского края подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является упол­номоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на прове­дение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных живот­новодческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставрополь­ского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермер­ских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 ап­реля 2012 года № 118.

Индивидуальный предприниматель Каракай Ирина Тимофеевна, по результатам конкурсного отбора включена в состав участников названной ведомственной программы, в связи с чем, в соответствии с условиями Порядка предоставления грантов, между министерством сельского хозяйства и предпринимателем заключено Соглашение о развитии на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет от 04.09.2012 № 173/12.

На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана «Строительство семейной молочной фермы КРС на 100 голов» перечислены денежные средства в размере 21 584 596,02 рубля.

Названным Соглашением предусмотрены обязанности получателя субсидии (гранта), в том числе:

-в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников Программы бизнес-плану;

- использовать грант только на следующие цели: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейной животноводческой фермы и объектов по переработке продукции животноводства оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупка сельскохозяйственных животных;

- соблюдать условия предоставления гранта, предусмотренные разделом 2 настоящего соглашения;

- оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг. В качестве собственных средств Получатель предъявляет не более 30 процентов не субсидируемых кредитов;

- использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;

- создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест;

- создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу либо подготовить предложения для заключения договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;

- вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.

- представлять в Министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения.

Как указано в заявлении министерства сельского хозяйства, предпринимателем нарушен ряд условий соглашения, а именно, в полном объеме не исполнены условия бизнес-плана, не представлены документы об использовании заемных средств, не созданы рабочие места, не заключен договор на переработку сельхоз продукции, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нецелевом расходовании средств и подлежат возврату в бюджет в соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения министерства сельского хозяйства в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом; если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии (подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Так, в силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Как указано выше, денежные средства гранта в размере 21 584 596,02 рубля выделены предпринимателю Каракай И.Т. в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермер­ских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы» на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 № 185-П.

Данный документ на территории Ставропольского края является нормативным актом, регулирующим цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок их возврата в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении и расходовании.

Пунктом 26 Порядка предусмотрено, что обязательная проверка соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта осуществляется министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В соответствии с пунктом 25 названного Порядка возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях: неисполнения условия предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий соглашения; установления факта нецелевого использования гранта.

В случаях установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта, установления факта невыполнения условий соглашения, средства гранта подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

В случае нецелевого использования гранта средства гранта, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом указанным пунктом предусмотрен определенный порядок возврата гранта, а именно:

1) министерство в течение 10 календарных дней после дня подписания акта проверки или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки, от органа государственного финансового контроля на­правляет получателю требование о возврате полученного гранта в случаях, предусмотренных настоящим пунктом;

2) получатель производит возврат гранта в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате гранта;

3) при нарушении получателем срока возврата гранта министерство при­нимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и зако­нодательством Ставропольского края.

То есть, из смысла названной нормы следует, что уполномоченный орган проверяет соблюдение субъектами малого предпринимательства условий, целей и порядка предоставления гранта, указанных в Порядке, проверка является обязательной и осуществляется министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Возврат денежной суммы в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно, после получения требования о возврате гранта. Неисполнение получателем гранта обязательств по возврату в добровольном порядке, является для заявителя основанием для взыскания с субъекта малого и среднего предпринимательства суммы гранта в судебном порядке.

Как указал представитель министерства сельского хозяйства в судебном заседании, проверка соблюдения предпринимателем Каракай И.Т. условий, целей и порядка предоставления гранта министерством сельского хозяйства Ставропольского края не проводилась, требование о возврате денежных средств, выделенных в виде гранта, не направлялось.

Таким образом, с учетом указанных норм, суд считает, что заявителем не соблюден порядок возврата денежных средств, предусмотренный Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 205-п, от 04.07.2013 № 259-п, от 30.05.2014 № 226-п).

Ссылка представителя министерства сельского хозяйства на то, что заявитель не имеет полномочий на проведение проверки соблюдения субъектами малого предпринимательства условий, целей и порядка предоставления гранта, поскольку в соответствии с Порядком осуществления внутреннего государственного контроля, утвержденного постановление Правительства СК от 30.12.2013 № 529-П, внутренний финансовый контроль должен осуществляться министерством финансов Ставропольского края, суд считает не обоснованной и противоречащей условиям Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм.

Как указано выше, названный Порядок определяет условия, механизм предоставления грантов, контроль расходования, порядок возврата денежных средств, а также то, что проверка соблюдения всех названных требований Порядка осуществляется министерством сельского хозяйства Ставропольского края и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что министерством финансов Ставропольского края в ответ на письмо министерства сельского хозяйства Ставропольского края даны аналогичные разъяснения, в соответствии с которыми, именно министерство сельского хозяйства должно проводить проверку соблюдения получателем гранта условий Порядка, поскольку является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов в рамках целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермер­ских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы».

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В данном случае порядок возврата грантов предусмотрен Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 № 185-П, который заявителем не соблюден.

На основании изложенного, заявление министерством сельского хозяйства Ставропольского края подлежит оставлению без рассмотрения.

Заявителю разъясняется, что в соответствии с частью 3 статьи 149 АПК РФ оставление заявления без рассмотрения не лишает его права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 148, статьями 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление министерством сельского хозяйства Ставропольского края оставить без рассмотрения.

Определение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья Д.Ю. Костюков