ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А64-1827/2021 от 05.03.2021 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об обеспечении заявления

г. Тамбов

05 марта 2021 года                                                                 Дело № А64-1827/2021

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В.Чекмарёва,

рассмотрев ходатайство  

Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством» Тамбовская обл., г. Рассказово (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению

Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством» Тамбовская обл., г. Рассказово (ИНН <***>, ОГРН <***>)

кУправлению Федерального казначейства поТамбовской области, г. Тамбов (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: 1. Казенное предприятие Тамбовской области «Капиталстрой», (ИНН <***>, ОГРН <***>)

2. АО «АИЖК по Тамбовской области», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тамбов,

3. ООО «Газсантехэлектромонтаж», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тамбов

4.Администрация Тамбовской области, (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тамбов

5. ООО «Системы безопасности», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тамбов

о признании недействительным в части представления Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 14.01.2021 №64-16-17/130

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению городским хозяйством» обратилосьв Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным в части представления Управления Федерального казначейства по Тамбовской области об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ от 14.01.2021г. № 64-16-17/130.

Определением арбитражного суда от 05.03.2021 указанное заявление принято к производству.

Одновременно с заявлением Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению городским хозяйством» обратилось в арбитражный суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого представления до вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Пунктом 3 ст. 199 АПК РФ определено, что при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным гл. 8 АПК РФ.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные, временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно статье 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

В соответствии с пунктом 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение: о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания региональному оператору; о проведении внеплановой выездной проверки.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Как следует из оспариваемого представления, Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области в соответствии с приказами Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 7 октября 2020 г. № 222 «О назначении внеплановой выездной проверки муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством», от 9 ноября 2020 г. № 247 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством», назначенной приказом Управления
федерального казначейства по Тамбовской области от 7 октября 2020 г. № 222» в период с 12 октября 2020 г. по 16 ноября 2020 г. в отношений муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством» проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной  программы Российской Федерации «Развитие образования». (ИКМ: «2020-ВВ.000.0007-6400,007»).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1.    В нарушение части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.33 Методики  определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной и введенной в действие постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 г. № 15/1 (в редакции приказа Минстроя России от 16.06.2014 № 294/пр),
статьи 2 Контрактов от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 и от 30 июля 2018 г.
№ 0164200003018001679 Учреждением неправомерно осуществлена оплата непредвиденных работ и затрат при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически  выполненных  непредвиденных работ и  затрат и  обосновывающих расчеты данной стоимости. Общая сумма нарушения составляет за проверяемый период - 11 509 228,54 рублей, из них 10 564 349,11 рублей - за 2018 год, 944 879,43 рублей - за 2019 год (подрядчики: АО «АИЖК Тамбовской области» - 9 200 914,24 рублей; ООО «Газсантехэлектромонтаж» - 2 308 314,30 рублей). Сумма нарушений в разрезе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет: 8 150 008,06  рублей - средства федерального бюджета;   3 347 711,26 рублей – средства бюджета Тамбовской области; 11 509,22 рублей - средства бюджета
городского округа города Рассказово Тамбовской области.

2.В нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 711 ГК РФ, пунктов
3.2 и 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), утвержденного Постановлением Госстроя России от 07 мая 2001 г.   №   45, статьи 2 Контрактов от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 и от 30 июля 2018 г. №   0164200003018001679 Учреждением неправомерно произведена оплата затрат на возведение временных зданий и сооружений при отсутствии документов, фиксирующих виды и объемы
фактически выполненных работ. Общая сумма нарушения составляет за проверяемый период 8 789 802,91 рублей, из них 8 085 456,45 рублей - за 2018 год, 704 346,46 рублей - за 2019 год (подрядчики: АО «АИЖК Тамбовской области» - 7 094 454,26 рублей; ООО «Газсантехэлектромонтаж» - 1 695 348,65 рублей). Сумма нарушений в разрезе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет: 6 262 045,37 рублей - средства федерального бюджета; 2 518 967,74 рублей - средства бюджета Тамбовской области;  8 789,80 рублей – средства бюджета городского округа города Рассказово Тамбовской области.

3.В нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 711 ГК РФ, статьи 2
Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 Учреждением в 2018 году
неправомерно  произведена оплата одних и тех  же  видов  затрат дважды  по
Контракту от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 на сумму 392 080,45 рублей
(подрядчик АО «АИЖК Тамбовской области»). Сумма нарушений в разрезе средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  составляет:  334 444,63
рублей - средства федерального бюджета; 57 243,74 рублей - средства бюджета
Тамбовской области; 392,08 рублей - средства бюджета городского округа города
Рассказово Тамбовской области.

4. В нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 711 ГК РФ, статьи 2
Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020, пункта 1.10.2 «ФЕРм-2001. ФЕРм 81-03-10-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1039/пр, Учреждением неправомерно произведена оплата видов работ по завышенной стоимости на сумму 5 909 586,86 рублей, из них: 4 301 302,12 рублей - в 2018 году; 1 608 284,74 рублей - в 2019 году (подрядчик АО «АИЖК Тамбовской области»). Сумма нарушений в разрезе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет: 3 669 010,71 рублей - средства федерального бюджета; 2 234 666,57 - средства бюджета Тамбовской области; 5 909,58 рублей - средства бюджета городского округа города Рассказово Тамбовской области.

5.В нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 711 ГК РФ, пункта 13   Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства,  реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства,     утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, статьи 2 Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 Учреждением    неправомерно произведена оплата невыполненных видов работ по строительному   контролю   на  общую  сумму 4 860 730,45 рублей, из них 4 577 816,41 рублей - в 2018 году, 282 914,04 рублей – в 2019 году (подрядчик АО «АИЖК Тамбовской области»). Сумма нарушений в разрезе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет: 3 904 877,40                рублей – средства федерального бюджета; 950 992,33 рублей - средства бюджета Тамбовской области; 4 860,72 рублей -
средства бюджета городского округа города Рассказово Тамбовской области.

6.В нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 711 ГК РФ, статьи 2
Контрактов от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 и от 30 июля 2018 г. №    0164200003018001679 Учреждением неправомерно произведена оплата невыполненных работ и не уложенных в проектное положение материалов на общую сумму 45 247,69 рублей, из них 3 243,31 рублей в 2018 году - по Контракту от 02 мая 2017 г. (подрядчик    АО «АИЖК Тамбовской области»); 42 004,38 рублей в 2019 году по Контракту от 30 июля 2018 г. (подрядчик ООО «Газсантехэлектромонтаж»), что подтверждено итогами выборочных контрольных обмеров и визуальных осмотров. Сумма нарушений в разрезе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет: 2 766,55 рублей - средства федеральное бюджета; 42 435,90 рублей – средства бюджета Тамбовской области; 45,24 рублей - средства бюджета городского округа города Рассказово Тамбовской области.

7.В  нарушение пунктов   1,  2  статьи  264.1   БК РФ,  части   1   статьи   10 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,   пунктов   351, 352 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для    органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», Учреждением допущено нарушение порядка ведения бухгалтерского учета в части не отражения на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковской гарантии от 28 апреля 2017 г. № БГЮ25040770091-2017, представленной в обеспечение исполнения Контракта от 02 мая 2017 г., на сумму 60 359 030,00 рублей и банковской гарантии от 23 июля 2018 г. № 001-007638-ЭГ-2018, представленной в качестве обеспечения исполнения Контракта от 30 июля 2018 г., на сумму 11 831 559,20 рублей (подрядчики: АО «АИЖК Тамбовской области» - 60 359 030,00 рублей; ООО «Газсантехэлектромонтаж» - 11 831 559,20 рублей);

8.В нарушение пункта 4 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, Учреждением представлена недостоверная бюджетная отчетность за 2018 г., а именно - Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя    бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах форма по ОКУД 0503130) по состоянию на 01  января 2019 г.,  в котором по кодам строк  100  «Обеспечение  исполнения обязательств,  всего», 103 «Банковская  гарантия»   графы  4  Справки  на начало 2018 года не учтена сумма 60 359 030,00 рублей (искажение 100% по указанным строкам) и по кодам строк 100 «Обеспечение исполнения обязательств, всего», 103 «Банковская гарантия» графы 5 Справки на конец 2018 года не учтена сумма 11 831 559,20 рублей (искажение 100% по указанным строкам). Дата совершения нарушения 21 января 2019 г. (дата представления бюджетной отчетности за 2018 год).

9. В нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от
05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пункта 2.1 Контракта     от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 Учреждением при исполнении Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 заключены Соглашения от 13 июля 2018 г. и от 07 августа 2018 г., изменяющие условия Контракта (устанавливающие авансирование работ),
что повлекло неправомерную выплату аванса подрядчику АО «АИЖК Тамбовской области» за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме
75 454 061,74 рублей.

10. В нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе,   пункта   2.1   Контракта  от   02   мая   2017   г.   №   0164300031417000020 Учреждением при исполнении Контракта от 02 мая 2017 г. заключено Соглашение от 31 августа 2018 г. изменяющее условие Контракта (увеличивающее  срок выполнения работ до 31 декабря 2018 г.).

11. В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10.4 Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 Учреждение не направило подрядчику (АО «АИЖК Тамбовской области) требование об уплате штрафа на сумму 3 017 951,50 рублей за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 12.8 Контракта от 02 мая 2017 г. №0164300031417000020.

12. В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10.4
Контракта от 02 мая 2017 г. № 0164300031417000020 Учреждение не направило АО
«АИЖК Тамбовской области» требование об уплате неустойки, предусмотренное
Контрактом, при нарушении им сроков исполнения обязательств. Сумма неустойки
составляет 176 753,91 рублей;

13. В   нарушение   части   1   статьи   162   БК   РФ,   части   4   статьи   52
Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона
от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений», пунктов 5.4, 5.7.4, 5.7.8 «СП 48Л3330.2011. Свод правил. Организация
строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденный
приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №781, Учреждением проектная документация передана к производству работ не в полной комплектации   (отсутствует проект производства работ, в случае, когда его разработка является обязательной в силу положений законодательства Российской Федерации) и без подписи ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе;

14. В   нарушение  части   1   статьи   162   БК  РФ,   пункта  30  Положения  о
проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской    Федерации,    средств   юридических   лиц,    созданных    Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных   образований   в   уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов», Учреждением не произведена повторная проверка достоверности определения сметной стоимости   строительства с получением повторного положительного заключения проверки, в случае, когда после получения положительного заключения в документацию были внесены изменения. Общая сметная стоимость измененной сметной документации составляет
20 250 509,60 рублей с учетом НДС.

В Представлении от 14.01.2021 №64-16-17/130 УФК по Тамбовской области требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также в срок до 08 июля 2021 г. устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий, а именно:

1)         обеспечить   возврат   средств   федерального   бюджета,   неправомерно
выплаченных подрядчикам:

по нарушению 1 - в размере 8 150 008,06 рублей за непредвиденные работы
и   затраты   при   отсутствии   документов,   фиксирующих   объемы   фактически
выполненных работ, затрат и обосновывающих расчеты данной стоимости;

по нарушению 2 - в размере 6 262 045,3? рублей за возведение временных
зданий и сооружений при отсутствии документов, фиксирующих виды и объемы
фактически выполненных работ;

по нарушению 3 - в размере 334 444,63 рублей за одни и те же виды затрат
дважды;

по нарушению 4 - в размере 3  669 010,71  рублей за виды работ по завышенной стоимости;

по нарушению 5 - в размере 3 904 877,40 рублей за невыполненные виды работ по строительному контролю;

по нарушению 6 - в размере 2 766,55 рублей за невыполненные работы и не уложенные в проектное положение материалы;

2)         по нарушениям   11-12  - направить  в  адрес  подрядчика АО  «АИЖК
Тамбовской области» требования об уплате штрафа в сумме 3 017 951,50 рублей и
об уплате неустойки в размере 176 753,91 рублей;

3) по нарушениям 1-6, 9-12 - провести с ответственными сотрудниками работу
по разъяснению требований Закона о контрактной системе, иных нормативных
правовых    актов    Российский    Федерации,    регламентирующих    строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том
числе  в  части  исполнения  и  изменения  муниципальных  контрактов,  порядка
приемки   и  оплаты  выполненных  работ,   применения  мер  ответственности   за
необеспечение и ненадлежащее обеспечение  исполнения условий муниципальных
контрактов;

4) по нарушениям 7-8 - провести с сотрудниками, ответственными за ведение
бухгалтерского   учета,   работу   по   разъяснению   требований   законодательства
Российской Федерации, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета,
в том числе в части отражения банковских гарантий на забалансовом счете;

5) по нарушениям 13-14 - провести с ответственными сотрудниками работу по
разъяснению        требований        законодательства        Российской        Федерации,
регламентирующего   порядок   составления,   ведения,   утверждения   и   передачи
исполнителям    проектно-сметной    документации    (соблюдение    комплектности
проектной документации, передача ее к проведению работ, проведение повторной
проверки достоверности определения сметной стоимости строительства и т.д.);

6) усилить контроль за качеством исполнения муниципальных контрактов, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из федерального бюджета.

О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать УФК по Тамбовской области в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 08.07.2021 г.

Невыполнение в установленный срок настоящего Представления влечен административную ответственность в соответствии с ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

В свою очередь, доводы заявителя в обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер сводятся к тому, что возложение обязанности Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области на Учреждение возвратить средства, израсходованные в оплату фактически выполненных работ, представляется необоснованным, поскольку денежные средства направлены на цели, предусмотренные муниципальными контрактами № 0164300031417000020 от 02.05.2017г., № 0164200003018001679 от 30.07.2018г., при этом факт выполнения работ органом контроля не оспаривается. Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области не представлены документы, подтверждающие нецелевое, неэффективное расходование средств Учреждением, понижение эффективности и/или результативности использования бюджетных средств. Нарушение принципов адресности и целевого характера бюджетных средств Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области не установлены.

Непринятие обеспечительных мер повлечет за собой нарушение прав третьих лиц - АО «АИЖК по Тамбовской области», ООО «Газсантехэлектромонтаж», что может повлечь их банкротство в случае принудительного истребования суммы во исполнения представления Управления Федерального казначейства по Тамбовской области.

Также могут быть нарушены права третьего лица - субъекта РФ - Тамбовской области в лице Администрации Тамбовской области, которая является стороной соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Тамбовской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тамбовской области на софинансирование   расходов,   возникающих   при реализации программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 08.02.2018г. № 074-08-2018-303, соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Тамбовской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тамбовской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 31.07.2018г. № 074-09-2018-066, во исполнение которого Тамбовской области предоставлена федеральная субсидия на строительство общеобразовательной школы на 900 учащихся в г. Рассказово Тамбовской области, и последующего нарушения прав третьего лица - администрации г. Рассказово Тамбовской области ввиду заключения соглашения № 14/02 о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету г. Рассказово на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в областную адресную инвестиционную программу на 2017 год от 27.02.2017г., соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Тамбовской области бюджету города Рассказово Тамбовской области на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 14.06.2018г. № 68725000-1 -2018-006, соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Тамбовской области бюджету города Рассказово Тамбовской области на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 04.09.2018г. № 68725000-1-2018-008, соглашения № 18/10 о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету г. Рассказово на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в областную адресную инвестиционную программу на 2019 год от 17.04,2019г., и которые совместно с Учреждением обязаны будут во исполнение представления Управления Федерального казначейства по Тамбовской области вернуть полученную федеральную субсидию из бюджета Тамбовской области.

Кроме того, заявитель ссылается, что представление Управления Федерального казначейства по Тамбовской области об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ от 14.01.2021г. № 64-16-17/130 не содержит положений, регламентирующих механизм возврата вышеуказанных денежных средств в доход федерального бюджета, либо иного правового обоснования требований по возврату федеральной субсидии и возможности реального исполнения представления в части возврата денежных средств в доход федерального бюджета в рамках государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 28 декабря 2012г. № 1677.

Заявитель полагает, что представление Управления Федерального казначейства по Тамбовской области об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ от 14.01.2021г. № 64-16-17/130 ввиду отсутствия положений, регламентирующих механизм возврата вышеуказанных денежных средств в доход федерального бюджета, либо иного правового обоснования требований по возврату федеральной субсидии и возможности реального исполнения представления в части возврата денежных средств в доход федерального бюджета, не соответствует принципам конкретности, определенности и исполнимости.

Учреждение, оспаривает законность данного представления в части, в связи с чем заявленные доводы подлежат проверке арбитражным судом в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в ч. 3 ст. 199 АПК РФ понимается запрет исполнения действий, которые предусматриваются данным актом, решением. Приостановление акта, решения государственного или иного органа не влечет их недействительность. Приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ. Следовательно, нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при определенных условиях суд вправе вынести судебный акт (определение), направленный на временное ограничение прав налогового органа по взысканию с налогоплательщика налоговых платежей.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 55 обязанность доказывания наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, возложена на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.

При этом, при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует исходить из разумности и обоснованности требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 06.11.04 №390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для приостановления действия оспариваемого представления в части требования о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 3-6 Представления, поскольку Учреждением не представлено доказательства тому, что не принятие обеспечительных мер в данной части причинит значительный ущерб заявителю, либо сделает невозможным исполнение судебного акта.

Следовательно, поскольку обеспечительные меры в виде приостановления действия представления от 14.01.2021г. №64-16-17/130 непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта и обеспечивают защиту имущественных интересов заявителя, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, суд находит заявление Муниципального казенное учреждение «Комитет по управлению городским хозяйством» о принятии данных обеспечительных мер подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В связи с чем, уплаченная Муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению городским хозяйством» платежным поручением № 115828 от 25.02.2021 государственная пошлина в размере 3000 руб. за принятие обеспечительных мер, подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 91, 93, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Ходатайство Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством» о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.

2. Приостановить действие представления Управления Федерального казначейства поТамбовской области от 14.01.2021г. №64-16-17/130 в части требований, указанных в п. 1-2 представления, а именно:

1) обеспечить возврат средств федерального бюджета, неправомерно
выплаченных подрядчикам:

- по нарушению 1 - в размере 8 150 008,06 рублей за непредвиденные работы
и   затраты   при   отсутствии   документов,   фиксирующих   объемы   фактически
выполненных работ, затрат и обосновывающих расчеты данной стоимости;

- по нарушению 2 - в размере 6 262 045,37 рублей за возведение временных
зданий и сооружений при отсутствии документов, фиксирующих виды и объемы
фактически выполненных работ;

- по нарушению 3 - в размере 334 444,63 рублей за одни и те же виды затрат
дважды;

- по нарушению 4 - в размере 3  669 010,71  рублей за виды работ по завышенной стоимости;

- по нарушению 5 - в размере 3 904 877,40 рублей за невыполненные виды работ по строительному контролю;

- по нарушению 6 - в размере 2 766,55 рублей за невыполненные работы и не уложенные в проектное положение материалы;

2) по нарушениям 11-12 - направить в адрес подрядчика АО «АИЖК
Тамбовской области» требования об уплате штрафа в сумме 3 017 951,50 рублей и
об уплате неустойки в размере 176 753,91 рублей.

В остальной части в удовлетворении ходатайства отказать.

3. Возвратить Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению городским хозяйством» государственную пошлину  в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 25.02.2021 №115828.

Заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 3000 руб.

4. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления определения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Тамбовской области.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья                                                                                    А.В.Чекмарёв