1011/2018-22207(2)
Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении искового заявления без движения
г.Тамбов
«23» апреля 2018 года Дело № А64-2953/2018
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Зотовой С.О.,
рассмотрев исковое заявление и приложенные к нему документы
муниципального автономного учреждения культуры «Тамбовский районный Дом
культуры», Тамбовская область, Тамбовский район (ОГРН <***>, ИНН
<***>)
администрации Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область,
Тамбовский район (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к публичному акционерному обществу «МегаФон», г. Москва (ОГРН <***>,
ИНН <***>)
об обязании осуществить демонтаж оборудования и взыскании неосновательного
обогащения
установил:
Муниципальное автономное учреждение культуры «Тамбовский районный Дом культуры», Тамбовская область, Тамбовский район (ОГРН <***>, ИНН <***>) и администрация Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область, Тамбовский район (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к публичному акционерному обществу «МегаФон», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании ПАО «МегаФон» освободить кровлю здания, расположенного по адресу: <...>, от расположенных на нем объектов – антенно-фидерного оборудования сотовой связи путем их демонтажа в течении месяца с даты вступления в законную силу решения суда и взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование частью кровли здания, расположенного по адресу: <...>, в размере 1 221 250 руб.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Реализация защиты нарушенных прав возможна путем подачи искового заявления при соблюдении необходимых правил, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены форма и содержание искового заявления, установлен перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Согласно пункту 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению истец обязан приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является обязательным условием при обращении в арбитражный суд.
В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Ставки государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, установлены ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и зависят от имущественного или неимущественного характера искового требования.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением, оформленным в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.
В рассматриваемом случае истцами заявлены требования как имущественного (о взыскании 1 221 250 руб.), так и неимущественного характера (об обязании осуществить демонтаж оборудования).
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ (на дату подачи искового заявления в арбитражный суд) размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 6 000 рублей; при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей
Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
Истцы, полагая, что имеют право на освобождение от уплаты государственной пошлины, документ о ее уплате к исковому заявлению не приложили.
Давая оценку заявленному доводу относительно освобождения истцов от уплаты государственной пошлины, суд исходит из следующего.
На основании ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
В силу части 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты, в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В рассматриваемом случае, с исковым заявлением в арбитражный суд обратились муниципальное автономное учреждение культуры «Тамбовский районный Дом культуры» и администрация Тамбовского района Тамбовской области.
Согласно п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (подп. 1); государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (подп. 1.1).
Администрация Тамбовского района Тамбовской области, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Исходя из положений вышеуказанной нормы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы местного самоуправления, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Согласно ст. 123.21 и 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В силу указанных положений учреждение является юридическим лицом, а не государственным органом, органом местного самоуправления или иным органом, и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
В рамках данного спора соистцом выступает юридическое лицо с организационно- правовой формой - муниципальное автономное учреждение, Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество на праве оперативного управления
(п. 1.10. Устава), Учреждение может от своего имени приобретать неимущественные права и нести по ним обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.12. Устава).
В силу п. 2.3. Устава муниципального автономного учреждения культуры «Тамбовский районный Дом культуры» основными видами деятельности Учреждения является:
- создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений по интересам различной направленности и других клубных формирований;
- проведение различных по форме и тематике культурно - досуговых и культурно - массовых мероприятий, праздников, смотров, фестивалей, представлений, конкурсов, концертов, выставок, ярмарок, спектаклей, представлений и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
- проведение познавательных, игровых и развлекательных программ;
- проведение культурно-зрелищных мероприятий с участием профессиональных творческих коллективов, исполнителей и авторов;
- оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта культурно-массовой, культурно-просветительской, культурно-зрелищной и воспитательной работы Учреждения и культурно-досуговых учреждений Тамбовского района, Тамбовской области;
- осуществление справочно-информационной и рекламно-маркетинговой деятельности по продвижению услуг Учреждения для населения Тамбовского района, Тамбовской области;
- обеспечение и проведение гражданских обрядов и ритуалов для граждан; - предоставление гражданам дополнительных досуговых сервисных услуг.
Исполняемые Учреждением функции не наделяют его статусом органа государственной власти.
Оснований для освобождения Учреждения от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не имеется, поскольку участие в арбитражном процессе не связано с выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
Между тем, соистцом - муниципальным автономным учреждением культуры «Тамбовский районный Дом культуры» не представлены доказательства оплаты государственной пошлины в установленном размере за заявленные требования неимущественного и имущественного характера.
В случае если муниципальное автономное учреждение культуры «Тамбовский районный Дом культуры» полагает, что Учреждение в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины, ему необходимо указать конкретно в защиту каких государственных интересов он выступает, обращаясь с настоящим иском в суд, подтвердить документально.
Согласно ч. 1 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При указанных обстоятельствах исковое заявление муниципального автономного учреждения культуры «Тамбовский районный Дом культуры» и администрации Тамбовского района Тамбовской области следует оставить без движения.
Руководствуясь статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
- документы, подтверждающие уплату указанным юридическим лицом государственной пошлины по исковому заявлению в установленном размере с учетом характера заявленных требований.
Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока.
В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление будет принято к производству арбитражного суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 128 АПК РФ в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, исковое заявление и прилагаемые к нему документы будут возвращены арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 129 АПК РФ.
При направлении корреспонденции в арбитражный суд ссылка на номер дела обязательна.
Информацию о движении дела, в том числе об объявленных перерывах, месте и времени рассмотрения дела, лица, участвующие в деле, могут получить по телефону 47- 70-55, а также на сайте Арбитражного суда Тамбовской области (http://tambov.arbitr.ru).
Судья С.О.Зотова