ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А64-3613/10 от 05.07.2010 АС Тамбовской области

79/2010-27708(1)

Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о принятии обеспечительных мер

г. Тамбов

Дело №А64-3613/2010

5 июля 2010 г.

Судья арбитражного суда Тамбовской области Надежкина Н.Н.

рассмотрев заявление

ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд», г. Тамбов

о приостановлении действия оспариваемых решений от 31.03.2010 г. №12-20/15, от 25.05.2010 г. №11-11/46 и требования от 01.06.2010 г. №2579 и запрете осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и штрафов в сумме 7063528 руб.

по иску (заявлению)

ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд», г. Тамбов

к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову Тамбовской области

о признании недействительными в части решения от 31.03.2010 г. №12-20/15, решения от 25.05.2010 г. №11-11/46, требования от 01.06.2010 г. №2579 и обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога в сумме 6 942807 руб.

установил:

Открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Революционный труд» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 31.03.2010 г. №12-20/15, решения Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 25.05.2010 г. №11-11/46 и требования от 01.06.2010 г. №2579.

Одновременно с подачей заявления ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о принятии обеспечительных мер посредством приостановления действия оспариваемых решений от 31.03.2010 г. №12-20/15, от 25.05.2010 г. №11-11/46 и требования от 01.06.2010 г. №2579 и запрете осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и штрафов в сумме 7063528 руб. до рассмотрения спора по существу.

В обоснование принятия обеспечительных мер заявитель ссылается на то, что ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» входит в состав ОАО «Концерн «Созвездие», который был сформирован в соответствии с Указом Президента РФ от 29.07.04 г. №993 в рамках федеральной целевой программы «Формирование и развитие оборонно- промышленного комплекса на 2002 -2006 гг.» и его целью является сохранение и развитие научно-производственного потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.04 г. №1009 ОАО «Концерн «Созвездие» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. В связи с выполнением обществом функций по обеспечению обороны и безопасности государства посредством выполнения государственного оборонного заказа на основании государственных контрактов, на счет ОАО «Тамбовский


завод «Революционный труд» поступают целевые денежные средства для их исполнения. При этом заявитель выполняет деятельность по разработке, производству и ремонту вооружения и военной техники, а именно разработки и производство командно-штабных машин и машин управления, автоматизированных систем связи, аппаратуры телеуправления и телесигнализации, наземных радиотехнических средств привода и посадки летательных аппаратов и обеспечения полетов, техники радиоэлектронной борьбы, систем обработки данных специального назначения. Специфика деятельности и особая значимость выпускаемой продукции предполагает непрерывность производственного процесса и безусловность своевременного обеспечения государственных контрактных обязательств Вывод из хозяйственного оборота значительной суммы – 7063 528 руб. сделает невозможным выполнение государственных оборонных заказов надлежащим образом, что может негативно повлиять на оборонно- промышленную отрасль Российской Федерации. Производство продукции и выполнение опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа является основным направлением экономической деятельности общества и находится под пристальным контролем со стороны государственной власти, в частности, Минобороны РФ. А также, в случае непринятия обеспечительной меры, списанные со счетов общества денежные средства, окажутся выведенными из оборота предприятия на срок от 6 месяцев, что приведет к возникновению потерь, которые будут выражаться не только в несении обществом убытков, но и парализации производственной деятельности общества по выполнению государственного оборонного заказа.

Кроме того, в случае единовременного взыскания в общества оспариваемых сумм, заявитель не сможет в полной мере выполнить свои обязательства перед работниками по выплате заработной платы, что повлечет наступление неблагоприятных последствий в виде отказа работников от выполнения своих трудовых обязанностей и приведет к начислению дополнительных компенсаций за невыплату заработной платы.

Вместе с тем, данные бухгалтерской отчетности подтверждают, что у общества достаточно внеоборотных и оборотных активов, которые впоследствии могут быть использованы для удовлетворения требований налогового органа. Принятие судом обеспечительным мер не приведут к потерям бюджета.

Пунктом 3 ст. 199 АПК РФ определено, что при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным гл. 8 АПК РФ.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные, временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ предусмотрено наложение арбитражным судом в качестве обеспечительной меры запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Согласно статье 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой


нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Поскольку предметом заявленных требований является признание незаконными ненормативных актов налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий, направленных на бесспорное взыскание налога.

Статьями 46 и 48 НК РФ предусмотрено, что случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок, налоговым органом производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном названными статьями, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

Установленный порядок взыскания предполагает, что взыскание с налогоплательщика налогов, пеней и штрафных санкций производится независимо от воли налогоплательщика.

В соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.

Вместе с тем правомерность принятия налоговыми органами решения от от 31.03.2010 г. №12-20/15, от 25.05.2010 г. №11-11/46 и требования от 01.06.2010 г. №2579 будет проверяться арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №55) под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в ч. 3 ст. 199 АПК РФ понимается запрет исполнения действий, которые предусматриваются данным актом, решением. Приостановление акта, решения государственного или иного органа не влечет их недействительность. Приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.

Следовательно, нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при определенных условиях суд вправе вынести судебный акт (определение), направленный на временное ограничение прав налогового органа по взысканию с налогоплательщика налоговых платежей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ №55 при принятии обеспечительным мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст.90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст.90 АПК РФ.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 55 обязанность доказывания наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, возложена на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении


требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.

При этом, при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует исходить из разумности и обоснованности требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Общество в подтверждение доводов, изложенных в заявлении о принятии обеспечительных мер представил копии документов, в т.ч. бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, справки о наличии государственных контрактов на выполнение работ по государственному оборонному заказу, сведения о численности, заработной плате и движении работников за январь-апрель 2010 г., справки и дебиторской задолженности по состоянию на 31.03.2010 г., Устав общества и изменения к нему. Таким образом, представленными документами общество обосновало причины обращения с заявлением о принятии обеспечительных мер конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость их принятия. Заявителем доказано, что взыскание с общества денежных средств по оспариваемым ненормативным актам инспекции приведет к изъятию из оборота значительных средств общества, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 06.11.04 №390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.

Так как обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечивают защиту имущественных интересов заявителя, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, суд находит ходатайство ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» о принятии обеспечительных мер подлежащим удовлетворению. Последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ в данном случае напрямую вытекают из существа оспариваемых действий (бездействий), а также решения налогового органа.

Материалами дела подтверждается, что приостановление действия оспариваемых актов не повлечет за собой утрату возможности исполнения решения и требований инспекции при отказе в удовлетворении требования общества по существу спора, поскольку у общества достаточно имущества, внеоборотных и оборотных активов для погашения оспариваемых сумм налога, пеней и штрафов. Принятие обеспечительных мер при отказе в удовлетворении заявленного требования не повлечет невозможность исполнения судебного акта ввиду документального подтверждения обществом потенциальной платежеспособности и наличия в его собственности недвижимого имущества, на которое возможно обращение взыскания по налоговым платежам.

С учетом требований п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 АПК РФ» в рассматриваемых обстоятельствах баланс интересов сторон не нарушен, поскольку в случае отказа налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований инспекция располагает достаточным временем для взыскания спорных сумм.

Вместе с тем, непринятие судом меры по обеспечению заявления общества действительно может затруднить (в случае признания оспариваемого решения и требования судом недействительными) реальное исполнение судебного акта, поскольку порядок возврата излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафа может быть


продолжителен во времени и означает для заявителя новые судебные издержки и отвлечение оборотных средств.

ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» представлены доказательства того, что в случае непринятия дополнительной обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ (причинен значительный ущерб).

Принятие обеспечительных мер не нарушает публичные интересы, поскольку в случае отказа в удовлетворении заявленных требований общество располагает достаточными средствами для исполнения решения суда.

Обеспечительная мера в указанной части непосредственно связана с предметом спора, соразмерна заявленному требованию, необходима и достаточна для предотвращения ущерба заявителю, в связи с чем заявление о принятии данной обеспечительной меры подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 41, 90-93, 159, 184, ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Удовлетворить заявление открытого акционерного общества «Тамбовский завод «Революционный труд» о принятии обеспечительных мер.

Приостановить действие оспариваемых решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 31.03.2010 г. №12-20/15, решения Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 25.05.2010 г. №11-11/46 и требования от 01.06.2010 г. №2579 и запретить осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и штрафов в сумме 7063528 руб. до рассмотрения спора по существу.

Судья

Н.Н. Надежкина



2 А64-3613/2010

3 А64-3613/2010

4 А64-3613/2010

5 А64-3613/2010