ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А64-8223/11 от 05.12.2011 АС Тамбовской области

7/2011-61959(1)

Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Тамбов

05 декабря 2011г.

Дело № А64-8223/2011

Арбитражный суд Тамбовской области в составе: судья И.И.Белоусов

рассмотрев материалы дела по иску

Федерального государственного унитарного предприятия «Опытный завод «Тамбоваппарат», г.Тамбов

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным иму- ществом в Тамбовской области

о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество

третье лицо : Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар- тографии по Тамбовской области

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Опытный завод «Тамбоваппарат» обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тамбовской области с требованиями :

«1. Прекратить право хозяйственного ведения Федерального государственного унитар- ного предприятия «Опытный завод «Тамбоваппарат» на объекты недвижимого имущества:

- сооружение - теплосеть, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/I/329, протяженность 1268,9 пог.м. ;

-сооружение - фекальную канализацию, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/II/329, протяженность 2526,01 пог.м.;

-сооружение - ливневую канализацию, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/IV/329, протяженность 1784,64 пог.м. ;

- сооружение - водопровод, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/V/329, про- тяженность 1824,87 пог.м..

2.Признать право хозяйственного ведения Федерального государственного унитар- ного предприятия «Опытный завод «Тамбоваппарат» на недвижимое имущество :

«- сооружение - теплосеть, инвентарный номер 19713/I.1/329, протяженностью 364,6 пог.м.,

- сооружение - фекальную канализацию, инвентарный номер 19713/II.1/329, протяженностью 1856,9 пог.м.,

- сооружение - ливневую канализацию, инвентарный номер 19713/IV. 1/329, протяженностью 1070,07 пог.м.,

- сооружение - водопровод, инвентарный номер 19713/V. 1/329, протяженностью 1188,5 пог.м.».

Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению феде- ральным имуществом в Тамбовской области в отзыве на иск , представитель ответчика в за- седании суда , требования истца признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением по делу от 24.10.2011г. требования истца удовлетворены.

Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению феде- ральным имуществом в Тамбовской области, обратилось по делу с заявлением от 24.11.2011г. о разъяснении указанного решения суда , с вопросом :


«прекратилось ли право собственности Российской Федерации на сооружения - теп- лосеть, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/1/329, протяженностью 1268,9 пог.м , сооружения - фекальная канализация, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/11/329, протяженностью 2526,01 пог.м; сооружения - ливневая канализация, кадастровый но- мер 68:29:0201001:0142:19713/IV/329 протяженностью 1784,64 пог.м; сооружения - водопровод, кадастровый номер 68:29:0201001:0142:19713/V/329, протяженностью 1824,87 кв.м, в результате прекращения права хозяйственного ведения истца на вышеуказанное имущество , которое произошло вследствие отчуждения имущества по договорам купли- продажи с ООО«Тамбовтехцентр» № 17/9-04104, 17-9-01102, 17/9-04105, 17/9-04106 и догово- ров мены с ООО«Тирс» № 17/9-0546, 17/90547 подписанных истцом в период проведения процедуры внешнего управления, но не зарегистрированных в регистрационной палате.»

В соответствии со ст.179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это реше- ние, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других ис- полняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания. По вопросам разъяснения решения арбитражный суд выносит оп- ределение в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд, которое может быть об- жаловано.

Прекращение права государственной собственности на часть имущества ранее нахо- дившегося у предприятия в хозяйственном ведении не являлось предметом рассмотрения суда по настоящему делу.

Вместе с тем, учитывая, что право хозяйственного ведения унитарного предприятия производно от права собственности, суд находит возможным разъяснить решение суда по заявлению ответчика, в части правовых последствий прекращения права хозяйственного ведения для собственника имущества государственного унитарного предприятия.

В соответствии с п.2 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- - Гражданский кодекс РФ , Кодекс) , имущество государственного или муниципального уни- тарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собст- венности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оператив- ного управления.

В соответствии с п.3 ст.299 Гражданского кодекса РФ, право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случа- ях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В соответствии с п.1 ст.235 Гражданского кодекса РФ, право собственности прекра- щается, при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственно- сти на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, правомерное прекращение права хозяйственного ведения на имущест- во государственного унитарного предприятия по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственно- сти, влечет прекращение права государственной собственности , если приобретателем имущества предприятия не является публично-правовое образование: Российская Федерация, субъект Федерации, или государственное унитарное предприятие.

В соответствии с п.2ст.295 Гражданского кодекса РФ, предприятие не вправе прода- вать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хо- зяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса РФ, унитарное пред- приятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с п.1 ст.94 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) , с даты введения внешнего управления, в частности , прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имуще-


ства должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему ( за исключением пол- номочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 94 Закона).

Соответственно, в период проведения процедур банкротства в отношении государствен- ных и муниципальных унитарных предприятий собственник их имущества обладает лишь полномочиями, приведенными в Законе о банкротстве. Поэтому полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия по реализации прав, предусмотренных стать- ей 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в том числе, дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом), на период проведе- ния процедур банкротства прекращаются.

Руководствуясь ст.ст.179, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

СУД ОПРЕДЕЛИЛ :

Разъяснить, что правомерное прекращение права хозяйственного ведения на имущество государственного унитарного предприятия по основаниям и в порядке, предусмотренным за- коном и иными правовыми актами для прекращения права собственности, влечет прекра- щение права государственной собственности, если приобретателем имущества предпри- ятия не является публично-правовое образование: Российская Федерация, субъект Федерации или государственное унитарное предприятие.

Судья

ФИО1



2 А64-8223/2011

3 А64-8223/2011