ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-1522/2018 от 20.03.2018 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г.Казань

                                                                                                                            Дело № А65-1522/2018

Дата принятия определения в полном объеме   марта 2018 года .

Дата оглашения резолютивной части определения   марта 2018 года .

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю. ,

при  ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиной Р.Р.,

рассмотрев 16-20 марта 2018 года в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Кадетская школа полиции "Калкан", г.Набережные Челны (ОГРН 1616008467 , ИНН 0032869 ) к  Министерству образования и науки Республики Татарстан ( Департамент надзора и контроля в сфере образования) г.Казань  (ОГРН 1602833196 , ИНН 4002248 ) о признании недействительным предписания об устранении нарушений от 20.10.2017г. №П4284/17-Д, вынесенного Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» в части требования предоставить лицензию на медицинскую деятельность или договор на медицинское обслуживание обучающихся ГБОУ, заключенный с медицинской организацией, в лицензии которой указан адрес осуществления медицинской деятельности: 423806,  г. Набережные Челны, ул. Имени Маршала Жукова,  д. 36,

с участием:

от заявителя – до перерыва - не явился, извещен; после перерыва - представитель ФИО1 по доверенности от 19.03.2018г.,

от ответчика – до перерыва - представитель ФИО2 по доверенности от 27.11.2017г., после перерыва – не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа полиции "Калкан", г.Набережные Челны (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству образования и науки Республики Татарстан ( Департамент надзора и контроля в сфере образования) г.Казань  (далее – ответчик) о признании недействительным предписания об устранении нарушений от 20.10.2017г. №П4284/17-Д, вынесенного Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» в части требования предоставить лицензию на медицинскую деятельность или договор на медицинское обслуживание обучающихся ГБОУ, заключенный с медицинской организацией, в лицензии которой указан адрес осуществления медицинской деятельности: 423806,  <...>.

Заявитель в судебное заседание 16.03.2018 не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании 16.03.2017 представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела доказательства направления отзыва  в адрес заявителя (список почтовых отправлений №1 от 21.02.2018, квитанции от 21.02.2018).

Суд в порядке ст.159 АПК РФ удовлетворил ходатайство представителя ответчика и приобщил указанные документы к материалам дела.

В судебном заседании 16.03.2017 представитель ответчика требования не признал, по мотивам указанным в отзыве, дал пояснения по существу дела. Пояснил, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку не преследует ни экономическую, ни предпринимательскую деятельность заявителя.  В ходе судебного заседания представителем ответчика представлена судебная практика (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.11.2017 дело №33а-17543/2017 (учет №019а)) о рассмотрении данных споров в судах общей юрисдикции.

В  судебном заседании  16.03.2017 был объявлен перерыв до 20.03.2018г. до 12 час. 15 мин.

После перерыва  судебное  заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствии представителя ответчика и при участии вновь явившегося представителя заявителя.

Ответчик в судебное заседание 20.03.2018 не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании 20.03.2018 представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, должностными лицами Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее – Департамент) в период с 17.10.2017 по 20.10.2017 проведена внеплановая документарная проверка деятельности учреждения в целях своевременного исполнения предписания Департамента  от 29.03.2017г. №П599/17-Д, по итогам которой составлен акт N А4284/17-Д от 20.10.2017 о нарушении учреждением требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

По результатам проверки Департаментом в адрес заявителя вынесено предписание от 20.10.2017 N П 4284/17-Д об устранении нарушений.

Не согласившись с указанным предписанием в части требования предоставить лицензию на медицинскую деятельность или договор на медицинское обслуживание обучающихся ГБОУ, заключенный с медицинской организацией, в лицензии которой указан адрес осуществления медицинской деятельности: 423806,  <...>, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания в указанной части недействительным.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон до и после перерыва в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Частями 1, 2 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают другие дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Статья 28 АПК РФ устанавливает подведомственность арбитражному суду экономических споров и других дел, связанных с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной экономической деятельности и возникших из гражданских правоотношений.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных процессуальных норм проистекает, что необходимым и обязательным условием подведомственности дел арбитражному суду является соответствие характера спорного правоотношения и его субъектного состава установленным АПК РФ, критериям. При этом по сути своей такое правоотношение должно находиться в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно правилам определения подведомственности дел арбитражным судам, установленным главой 4 АПК РФ, критериями определения подведомственности являются характер правоотношений, возникших между спорящими сторонами, и субъектный состав сторон. Отсутствие одного их условий по общему правилу исключает отнесения спора к подведомственности арбитражного суда.

В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (пункт 1 статьи 53 ГК РФ).

В соответствии со статьей 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

В соответствии со статьей 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно статье 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

В силу части 1 статьи 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Согласно пункту 1.4. Устава ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан», учреждение является государственным учреждением, тип - бюджетное учреждение, тип образовательной организации - общеобразовательная организация, создается для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Татарстан в сфере образования».

Пунктом 2.3 Устава учреждения установлено, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2.5. Устава учреждения, Учреждение осуществляет в установленном законодательстве порядке, в рамках государственного задания, следующие основные виды деятельности:

а)   предоставление основного общего, среднего общего образования по
основным общеобразовательным программам - образовательных программ
основного общего образования (7-9 классы), образовательных программа
среднего общего образования (10 - 11 классы);

б)         предоставление дополнительного образования детям по
дополнительным общеразвивающим программам: военно-патриотического направления; физкультурно-спортивного направления; технического направления.

Согласно пункту 1.10 Устава учреждения медицинское обслуживание в Учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые наряду с педагогическими работниками несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Таким образом, учитывая, что деятельность учреждения носит некоммерческий характер, не направлена на систематическое извлечение прибыли, спор возник из правоотношений, не связанных с осуществлением учреждением экономической деятельности, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу.

В соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением производства по делу уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь положениями ст.ст. 150, 151, 184-188  Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу  прекратить.

Выдать  Государственному  бюджетному  общеобразовательному  учреждению «Кадетская  школа  полиции «Калкан», г. Набережные Челны  справку  на возврат  из федерального бюджета   государственной пошлины в размере  3000 руб., уплаченной по чек-ордеру № 808 от 12.01.2018 г.

Определение может быть обжаловано в месячный  срок  в Одиннадцатый  арбитражный  апелляционный  суд  через Арбитражный  суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                          Бредихина Н.Ю.