Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
г.Казань Дело № А65-18978/2006-СГ4-27
12 октября 2010г. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Гарапшиной Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гарапшиной Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия «Госплемптицезавод «Птицевод», Бугульминского района Республики ТатарстанФИО1 о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 31.05.2010г.-30.07.2010г.
с участием:
конкурсного управляющего: представитель ФИО2
уполномоченного органа: представитель ФИО3,
ГУП «РАЦИН»: представитель ФИО4
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2007г. Государственное унитарное предприятие «Госплемптицезавод «Птицевод», Бугульминский район Республики Татарстан (далее – должник), признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.06.2007г. конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1
В Арбитражный суд Республики Татарстан 19.08.2009г. поступило заявление конкурсного управляющего должника ФИО1 о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 31.05.2010г.-30.07.2010г.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержала заявление, просила признать недействительным решение собрания кредиторов должника от 31.05.2010г.-30.07.2010г. по третьему, четвертому, пятому и шестому вопросам повестки дня, поскольку требуемые собранием сведения не предусмотрены типовыми формами отчетов конкурсного управляющего; в соответствии с п.7 Общих правил подготовки и организации собраний арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания материалы, необходимые для принятия решений. В то же время, все запрашиваемые документы всегда предоставлялись для ознакомления кредиторам до проведения собраний с предварительным их уведомлением в порядке ст.13 Закона о банкротстве.
Представитель уполномоченного органа с заявлением не согласилась, огласила текст письменного отзыва, приобщенного к материалам дела. Пояснила суду, что к отчету конкурсного управляющего прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в отчете сведения; в соответствии со ст.143 Закона о банкротстве определен перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, в том числе «иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиям собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда. Просила отказать в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего, поскольку заявление конкурсного управляющего не содержит сведений о правах лиц, участвующих в деле, которые нарушены принятием собранием кредиторов должника решения об отражении в отчетах конкурсного управляющего дополнительной информации. На вопрос суда пояснила, что все документы, необходимые для принятия собранием решений, конкурсным управляющим предоставлялись заблаговременно, препятствий для ознакомления не чинились.
Представитель ГУП «РАЦИН» возразил против заявления конкурсного управляющего, считает, что кредиторы вправе получать информацию, изложенную в требовании собрания.
При исследовании материалов дела судом установлено следующее.
По инициативе ГУП «РАЦИН» 31.05.2010г. конкурсным управляющим было созвано собрание кредиторов должника, в котором был объявлен перерыв до 25.06.2010г., 30.07.2010г.
Указанным собранием кредиторов приняты следующие решения: по третьему вопросу повестки дня – в соответствии с п.2 ст.143 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. (далее - Закон о банкротстве), предполагающего возможность указания в отчете конкурсного управляющего иных сведений о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов), определить указание в представляемых конкурсным управляющим собраниям кредиторов отчетах о своей деятельности в составе иных сведений сведения о договорах, и заключенных в ходе конкурсного производства соглашениях к договорам (в том числе дополнительными соглашениями, соглашениями о расторжении договоров и т.п.) должника в виде реестра следующего образца:
Наименование контрагента | Наименование документа (договор, дополнительное соглашение, соглашение о расторжении договора и т.п.) | Дата и номер документа | Наименование получаемых товаров, работ, услуг | Сумма вознаграждения, определенная условиями договора и порядок оплаты (ежемесячно, единовременно) |
и приложением в соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003г. «Об общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (далее – Правила) к отчетам о своей деятельности и о результатах конкурсного производства, подтверждающих указанные в них иные сведения копий заключенных в ходе конкурсного производства договоров и заключенных в ходе конкурсного производства соглашений к договорам (в том числе дополнительных соглашений, соглашений о расторжении договоров, и т.п.).
По четвертому вопросу повестки дня принято решение: в соответствии с п.2 ст. 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предполагающего возможность указания в отчете конкурсного управляющего иных сведений о ходе конкурсного производства, состав которых может быть определен требованиями собрания кредиторов, определить указание в представляемых конкурсным управляющим собраниям кредиторов отчетах о своей деятельности в составе иных сведений сведения о размере текущих платежей ГУП ГППЗ «Птицевод» по состоянию на дату составления отчетов (возникших с даты принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и непогашенных Должником на дату введения конкурсного производства, а так же возникших в процедуре конкурсного производства) в виде реестра следующего образца:
Наименование кредитора по текущим платежам и наименование полученных от него товаров, работ, услуг, либо иных обязательств (пошлина, налоги и сборы, заработная плата и т.д.) | Основание возникновения задолженности: Наименование документа (договор, соглашение, накладная, акт, авансовый отчет и т.д.), номер и дата документа | Сумма начисленной задолженности, подлежащая оплате | В том числе, сумма задолженности, установленная решениями судов, наименование судебного акта, суда, его вынесшего, даты и номер дела | В том числе, погашенная сумма задолженности | Остаток задолженности, подлежащей оплате |
и приложением в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 года «Об общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» к отчетам о своей деятельности и о "результатах конкурсного производства подтверждающих указанные в них иные сведения копий актов приема-передачи выполненных работ и оказанных услуг за период конкурсного производства, договоров, заключенных с даты принятия заявления о признании должника банкротом; судебных актов о взыскании сумм текущих платежей, документов о начислении заработной платы и иных выплат работникам с даты принятия заявления о признании должника банкротом; документов о начислении налогов и сборов с даты принятия заявления о признании должника банкротом (в виде сданных должником форм налоговой отчетности), авансовых отчетов, накладных, товарных чеков, кассовых чеков, почтовых квитанций, счетов и счетов-фактур от сторонних организаций, путевых листов, документов о начислении налогов и сборов и иных документов, подтверждающих понесение расходов конкурсного производства) с предоставлением оригиналов для ознакомления и иных документов.
По пятому вопросу повестки дня принято решение: в соответствии с п.2 ст. 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предполагающего возможность указания в отчете конкурсного управляющего иных сведений о ходе конкурсного производства, состав которых может быть определен требованиями собрания кредиторов, определить указание в представляемых конкурсным управляющим собраниям кредиторов отчетах о своей деятельности в составе иных сведений сведения о фактическом расходе денежных средств ГУП ГППЗ «Птицевод» по состоянию на дату составления отчетов в виде реестра следующего образца:
Наименование платежного документа (платежное поручение, РКО и т.д.) | Номер платежного документа | Дата платежного документа | Наименование получателя денежных средств | Основание платежа: наименование документа (договор, соглашение, накладная, акт, авансовый отчет и т.д.), номер и дата документа | Сумма платежа |
и приложением в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 года «Об общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» к отчетам о своей деятельности и о результатах конкурсного производства подтверждающих указанные в них иные сведения копий платежных поручений, платежных ведомостей, расходно-кассовых ордеров и иных документов.
По шестому вопросу повестки дня принято решение: в соответствии с п.2 ст. 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предполагающего возможность указания в отчете конкурсного управляющего иных сведений о ходе конкурсного производства, состав которых может быть определен требованиями собрания кредиторов, определить указание в представляемых конкурсным управляющим собраниям кредиторов отчетах о своей деятельности в составе иных сведений сведения о динамике активов и пассивов ГУП ГППЗ «Птицевод» с даты введения процедур конкурсного производства по состоянию на дату составления отчетов в виде реестра следующего образца:
№ | Наименование показателя | Строка баланса (аналог) | На 01.07.07 | На 01.01.08 | На 01.07.08 | На 01.01.09 | На 01.07.09 | Ha01.01.10 |
1. | Нематериальные активы | 110 | ||||||
2. | Основные средства | 120 | ||||||
3. | Незавершенное строительство | 130 | ||||||
4. | Долгосрочные финансовые вложения | 140 | ||||||
5. | Прочие внеоборотные активы | 150 | ||||||
6. | Внеоборотные активы | 190 | ||||||
7. | Запасы | 210 | ||||||
8. | Сырье, материалы и др. | 211 | ||||||
9.. | Затраты в незавершенном производстве | 213 | ||||||
10. | Готовая продукция и товары | 214 | ||||||
11. | Товары отгруженные | 215 | ||||||
12. | Расходы будущих периодов | 216 | ||||||
13. | НДС | 220 | ||||||
14. | Долгосрочная дебиторская задолженность | 230 | ||||||
15. | Краткосрочная дебиторская задолженность | 240 | ||||||
16. | Краткосрочные финансовые вложения | 250 | ||||||
17. | Денежные средства | 260 | ||||||
18. | Прочие оборотные активы | 270 | ||||||
19. | Всего оборотные активы | 290 | ||||||
20. | Уставный фонд | |||||||
21. | Добавочный капитал | 420 | ||||||
22. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | ||||||
23. | Собственные средства | 490 | ||||||
24. | Долгосрочные кредиты и займы | 590 | ||||||
25. | Займы и кредиты | 610 | ||||||
26. | Кредиторская задолженность, всего | 620 | ||||||
26.1 | Поставщики и подрядчики | 621 | ||||||
26.2 | Персонал | 622 | ||||||
26.3 | Внебюджетные фонды | 623 | ||||||
26.4 | Бюджет | 624 | ||||||
26.5 | Прочие кредиторы | 625 | ||||||
27. | Задолженность перед учредителями по выплате доходов | 530 | ||||||
28. | Доходы будущих периодов | 540 | ||||||
29. | Резерв предстоящих расходов | 550 | ||||||
30. | Прочие краткосрочные обязательства | 560 | ||||||
31. | Краткосрочные обязательства | 590 | ||||||
32. | БАЛАНС | 700 |
и приложением в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 года «Об общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» к отчетам о своей деятельности и о результатах конкурсного производства подтверждающих указанные в них иные сведения копий балансов ГУП ГППЗ «Птицевод».
С принятыми решениями собрания кредиторов по вопросам повестки дня №№ 3-6 конкурсный управляющий не согласился, считает их незаконными (недействительными) по критерию нарушения установленной Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов и нарушения прав конкурсного управляющего по следующим основаниям.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд считает заявление конкурсного управляющего подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В силу п.2 Информационного письма ВАС РФ от 04.06.09г. № 130 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. (далее – Закон о банкротстве №296-ФЗ) конкурсное производство в отношении должника должно осуществляться в соответствии со старой редакцией Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом № 296-ФЗ.
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. (далее - Закон о банкротстве), в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Исключительная компетенция собрания кредиторов должника регламентирована п.2 ст.12 Закона о банкротстве; содержащийся в указанном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим; иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства.
Пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего не реже, чем один раз в месяц представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, сведения о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием из назначения, а также иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Из изложенного следует, что контроль за деятельностью конкурсного управляющего возложен на собрание кредиторов, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, также и на арбитражный суд в установленных процессуальных формах.
Перечень сведений, которые должны отражаться в отчете, указан в п.2 ст.143 Закона о банкротстве.
Согласно п.2 ст.143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов.
С момента принятия Закона о банкротстве 2002г. и до 30.12.2009г. федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих утверждались Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, установлен пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, а также пунктами 1 - 5, 10, 11, 12, 13 Общих правил подготовки отчетов.
Подпунктом "в" пункта 2 Общих правил подготовки отчетов конкурсный управляющий составляет отчеты о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства. Согласно пункту 4 названных Общих правил отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (приложение N 4), утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195.
Системный анализ указанных положений свидетельствует о том, что законодатель не предусмотрел составление отчетов конкурсного управляющего в произвольной форме. Кроме того, Типовая форма отчетов принята Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 229, зарегистрирована в установленном законом порядке, следовательно, имеет обязательное значение, как для конкурсного управляющего, так и собрания кредиторов. Данный отчет не может составляться в произвольной форме.
Также суд кассационной инстанции отмечает, что в силу пункта 11 Общих правил подготовки отчетов к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В соответствии с пунктами 12 и 13 указанных правил, отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Типовой формой отчетов также предусмотрено: "Приложение: Документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете. 1. Копия реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указанием размера погашенных и непогашенных требований кредиторов на __ л. 2. Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов, на __ л. 3. Документы, подтверждающие продажу имущества должника (договоры купли-продажи, иные документы), на __ л. 4. Иные документы.
При таких обстоятельствах, собрание кредиторов, по сути, устанавливая свою форму для отчета конкурсного управляющего, а, не только требуя какие-либо дополнительные сведения о ходе конкурсного производства, превысило свои полномочия, выйдя за пределы своей компетенции.
Арбитражный управляющий подотчетен собранию кредиторов, основной формой контроля является отчет о его деятельности, правила подготовки которого определяются не собранием кредиторов, а указанными нормативными актами. Установленная форма донесения до кредиторов информации о ходе конкурсного производства является обязательной. Необходимость принятия собранием кредиторов каких-либо решений по данным вопросам не предусмотрено.
Механизм доступа лиц, участвующих в деле о банкротстве, к материалам собрания и документам, представляемым для ознакомления участниками собрания, определен в п.7 ст.12, ст.13 Закона о банкротстве.
В сообщении о проведении собрания кредиторов должен быть указан порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению (ст.13 Закона о банкротстве).
Согласно п.4 Правил арбитражный управляющий предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы при организации проведения собрания, а не в ходе его проведения, для чего в уведомлении о проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий извещает кредиторов о времени и месте ознакомления с материалами, относимыми к собранию кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня (п.7 Правил).
В соответствии с п.1 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собрания кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004г. № 56, далее - Общие правила, арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.
Рассмотрение собранием кредиторов материалов и ознакомление с материалами не тождественные понятия, поскольку рассмотрение материалов не предполагает, что кредиторы уже знакомы с этими материалами. Ознакомление с материалами, относимыми к собранию кредиторов, его участниками происходит в самостоятельном (индивидуальном) порядке вне рамок собрания кредиторов. Кредиторы не лишены в самостоятельном порядке знакомиться с материалами дела.
Доказательств того, что конкурсный управляющий не предоставлял кредиторам все интересующие их материалы в ходе конкурсного производства, а также отсутствие интересующих кредиторов данных в отчетах конкурсного управляющего, кредиторы не представили. Напротив, все документы и информация, касающиеся процедуры конкурсного производства им предоставлялись.
Оспариваемые решения собрания кредиторов нарушают права конкурсного управляющего, носят обязывающий для него характер в противоречие названным выше нормативным актам.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003г. №4, в силу прямого указания Закона о банкротстве определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов согласно п.5 ст.15 и п.3 ст.61 Закона о банкротстве обжалуется только в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации заявления, жалобы, заявляемые в рамках дела о банкротстве, обложению государственной пошлиной не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.184-187, ч.1 ст.223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.4 ст.15, ст.61 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г., суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
заявление конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия «Госплемптицезавод «Птицевод», Бугульминского района Республики ТатарстанФИО1, удовлетворить.
Признать недействительными решения собрания кредиторов Государственного унитарного предприятия «Госплемптицезавод «Птицевод», Бугульминского района Республики Татарстанот 31.05.2010г.-30.07.2010г. по третьему, четвертому, пятому, шестому вопросам повестки дня.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в четырнадцатидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Д. Гарапшина