ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-2149/17 от 03.02.2017 АС Республики Татарстан

1758/2017-20321(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии заявления

г.Казань

 Дело № А65-2149/2017

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан Шайдуллин Ф.С., ознакомившись с  заявлением ФИО1, г. Чебоксары, к Президенту Республики  Татарстан, г. Казань, 

- о признании незаконным государственного акта Президента Республики Татарстан –  Закон от 30.11.1992 № 1665-XII; 

 - о признании незаконной Конституции РТ от 06.11.1992 со всеми изменениями и  дополнениями, подписанной Президентом РТ; 

 - о признании незаконной Конституции РФ от 12.12.1993;   - о признании действующей Конституцию РФ 12.04.1978; 

 - о восстановлении Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного  Суда РФ в своих законных правах; 

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд  Республики Татарстан с заявлением к Президенту Республики Татарстан (далее – ответчик) -  о признании незаконным государственного акта Президента Республики Татарстан – Закон  от 30.11.1992 № 1665-XII; 

 - о признании незаконной Конституции РТ от 06.11.1992 со всеми изменениями и  дополнениями, подписанной Президентом РТ; 

 - о признании незаконной Конституции РФ от 12.12.1993;   - о признании действующей Конституцию РФ 12.04.1978; 

 - о восстановлении Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного  Суда РФ в своих законных правах. 

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с  участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус  индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в  случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса  индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ). 


Из материалов дела не следует, что Самойлюк Надежда Николаевна обладает  статусом индивидуального предпринимателя. 

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29, пунктом 4 статьи 191 Кодекса  арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов,  затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрена специальная подведомственность дел арбитражным судам, независимо от  субъектного состава правоотношений. 

Указанный спор к данной категории не относится.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от  30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"  разъяснил, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим может  быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено  обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном  законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной  сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность  обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например,  пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике")  (пункт 2.1.). Если федеральным законом установлено, что нормативный правовой акт может  быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им  затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 Кодекса).  Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в  судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых  актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (пункт 2.2.). Арбитражный суд  разрешает вопрос о подведомственности арбитражному суду заявления о признании  нормативного правового акта недействующим исходя из содержания оспариваемого акта,  характера спорного правоотношения, а также с учетом того, затрагивает ли оспариваемый  акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности (пункт 2.5.). 

Как следует из заявления, ФИО1 обратилась в суд с  заявлением о признании незаконными Конституций Российской Федерации и Республики  Татарстан. 

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт,  имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории  Российской Федерации. 

Из текста Конституции Российской Федерации следует, что она может быть  подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки.  Субъектами, которыми могут быть внесены предложения о поправках и пересмотре  положений Конституции РФ, являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации,  Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные  (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью  не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. 

Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным  Советом Республики Татарстан или путем референдума (статья 3 Конституции РТ). 

Таким образом, Арбитражный суд не обладает полномочиями по признанию  незаконными и отмене Конституции Российской Федерации и Конституции Республики  Татарстан. 

В части требования о восстановлении Высшего Арбитражного Суда РФ и судей  Высшего Арбитражного Суда РФ в своих законных правах суд поясняет следующее. 


В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации в  редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре  Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2-ФКЗ) Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению,  передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. 

Статьей 6 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской  Федерации" установлен порядок наделения судей полномочиями, согласно которому Судьи  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения  соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 

Следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В силу пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии заявления,  если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде. 

Исходя из содержания оспариваемых актов и характера спорного правоотношения, а  также с учетом того, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не  относит рассмотрение данной категории дел к специальной подведомственности  арбитражного суда и отсутствует Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об  оспаривании Конституций, суд, руководствуясь пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ  приходит к выводу о наличии оснований для отказа в принятии заявления на основании  пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ

Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит  возврату заявителю. 

Руководствуясь статьей 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в принятии заявления ФИО1, г. Чебоксары, к  Президенту Республики Татарстан, г. Казань, 

- о признании незаконным государственного акта Президента Республики Татарстан –  Закон от 30.11.1992 № 1665-XII; 

 - о признании незаконной Конституции РТ от 06.11.1992 со всеми изменениями и  дополнениями, подписанной Президентом РТ; 

 - о признании незаконной Конституции РФ от 12.12.1993;   - о признании действующей Конституцию РФ 12.04.1978; 

 - о восстановлении Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного  Суда РФ в своих законных правах. 

Выдать ФИО1 справку на возврат из бюджета 300 (Триста)  рублей государственной пошлины, уплаченной чек – ордером от 30.01.2017. 

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный  апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан. 

Приложение: заявление и прилагаемые к нему документы.

Судья Ф.С. Шайдуллин