ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-29555/2021 от 08.04.2022 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

===========================================================================

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении искового заявления без рассмотрения

г.Казань                                                                                                           Дело № А65-29555/2021

08 апреля 2022 года

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан З.Н. Хамитов, при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Галиевой Э.Р., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению ФИО1, Удмуртская Республика, г.Глазов к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействие МИФНС №18 по РТ, выразившееся в непринятии решения по заявлению Учредителя ООО «Транссистем» о смене директора, о признании незаконным бездействие МИФНС №18 по РТ, выразвишееся в не направлении в адрес ФИО1 решения о смене директора ООО «Транссистем», об обязании МИФНС №18 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ в части замены сведений о директоре ООО «Транссистем», указав директором ФИО1, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: УФНС по РТ; ООО «ТРАНССИСТЕМ» (ИНН <***>).

При участии:

От заявителя - не явился, извещен,

От ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 26.11.2021г.,

От третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ

ФИО1, Удмуртская Республика, г.Глазов обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействие МИФНС №18 по РТ, выразившееся в непринятии решения по заявлению Учредителя ООО «Транссистем» о смене директора, о признании незаконным бездействие МИФНС №18 по РТ, выразвишееся в не направлении в адрес ФИО1 решения о смене директора ООО «Транссистем», об обязании МИФНС №18 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ в части замены сведений о директоре ООО «Транссистем», указав директором ФИО1, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: УФНС по РТ; ООО «ТРАНССИСТЕМ» (ИНН <***>).

Заявитель на судебное заседание не явилась, просила  рассмотреть заявление в свое отсутствие.

Представитель ответчика представила решение №58080А об отказе в государственной регистрации в отношении ООО «ТРАНССИСТЕМ», отзыв на заявление в котором заявленные требования не признала, просила оставить заявления без рассмотрения в связи с не соблюдением досудебного урегулирования спора.

УФНС по РТ направило отзыв, просило в удовлетворении заявления отказать, указало, что с жалобой на оспариваемое решение в УФНС по РТ заявитель не обращалась.

Иные лица не явились извещены.

Ознакомившись с доказательствами по делу, суд считает, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, в МИФНС № 18 по РТ 27.09.2021 г. почтовым отправлением были направлены документы, в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 'ТРАНССИСТЕМ"  ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее ООО "ТРАНССИСТЕМ", Общество) для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно.

1.Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, удостоверенное подписью заявителя - директора ООО "ТРАНССИСТЕМ" ФИО1;

2.Решение единственного учредителя от 20.09.2021 г.;

3.Гарантийное письмо.

Согласно представленным документам, в ЕГРЮЛ вносились изменения в следующие сведения:

прекращались полномочия директора ООО "ТРАНССИСТЕМ" ФИО3 и они возлагались на ФИО1, в должности директора ООО "ТРАНССИСТЕМ";

изменялся адрес места нахождения юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ", в качестве нового адрес был указан адрес: <...> (Прежним адрес: 420039, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, Г. КАЗАНЬ, УЛ. ГАГАРИНА-ТУНАКОВА, Д. 87/68, КОМ. 46, в отношении которого внесена запись о недостоверности сведений за ГРН 2211600250740 от 03.03.2021 г.).

По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 04.10.2021 г. в соответствии с пунктом б) пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ было принято решение об отказе в государственной регистрации как нового директора Общества ФИО1 так и адреса ООО "ТРАНССИСТЕМ" с адреса 420039, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, Г. КАЗАНЬ, УЛ. ГАГАРИНА-ТУНАКОВА, Д. 87/68, КОМ. 46 на адрес: <...>. кв.125 по причине:

«...Документы считаются не представленными в связи с тем, что не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям:

-нарушен порядок представления документов в связи с внесением изменений в учредительный документ юридического лица и (при необходимости) изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку в рассматриваемом случае документы представляются в регистрирующий орган по новому адресу юридического лица; т.е. в регистрационный орган на территории Удмуртской Республики, а именно в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №11 по Удмуртской Республике, располагающейся по адресу: 426006, <...>.

-неверно заполнено заявление по форме (Р13014) Внесение изменений в сведения о юриди с проставлением цифрового значения 2» в пункте 2 (Причина представления заявления) страницы 1 заявления, тогда как при изменении адреса места нахождения юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ" в рассматриваемом случае подлежат внесению в учредительные документы с проставление значения «1» в пункте 2 (Причина представления заявления) страницы 1 заявления ...».

В соответствии с п.6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение  об  изменении места нахождения,  должно  быть  приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

С 01.05.2016 года на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11.03.2016 г. №2.1-0-10/0049@, созданный на базе Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан Единый регистрационный центр (EITP) осуществляющий все виды регистрационных действий, предусмотренных законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, и отдельные функции по учету организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на всей территории Республики Татарстан.

Согласно документам, представленным на государственную регистрацию заявленным адресом (место нахождения) юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ" является адрес: <...>. кв.125, который находится на территории, подведомственной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Удмуртской Республике, располагающейся по адресу: 426006, <...>.

Таким образом, документы на государственную регистрацию в связи с изменением исполнительного органа юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ" с одновременным внесением изменений в сведения об адресе места нахождения юридического лица были представлены заявителем в ненадлежащий регистрирующий орган.

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ Инспекцией и было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 и пунктом 4 статьи 23 Закона № 129-ФЗ документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа (в случаях государственной регистрации, предусмотренной статьями 12, 14, пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе), либо решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

Запрос о выдаче документов на бумажном носителе отражается в соответствующей форме заявления, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, путем указания соответствующего способа получения документов.

В представленном на государственную регистрацию заявлении по форме Р13014, удостоверенном подписью заявителя ФИО1 указано, что: «... документы, связанные с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации юридического лица направить по адресу электронной почты: LENPOT@MAIL.RU, способ получения: выдать на бумажном носителе.

Таким образом, решение об отказе в государственной регистрации было направлено в адрес электронной почты, указанной заявителем ФИО1, в представленном заявлении по форме Р13014, а также должно быть выдано лично заявителю на бумажном носителе в случае обращения ФИО1 в регистрирующий орган.

Кроме того 22.08.2014 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 241 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации.

Так,   согласно   абзацу   2   пункта   1   статьи   25.2   Закона   №   129-ФЗ   решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подаче жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 № 47-ФЗ) спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст. 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 126 АПК РФ предусмотрено, что к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором. Несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором, в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения.

По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора предполагает определенную, четко прописанную законом или договором процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон правоотношения.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Согласно пункту 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 126 АПК РФ предусмотрено, что к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором. Несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором, в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения.

По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора предполагает определенную, четко прописанную законом или договором процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон правоотношения.

Вместе с тем, согласно доводам и просительной части, заявитель не согласен с решением 58080А об отказе в государственной регистрации от 04.10.2021 г. При этом, заявителем не представлено доказательств досудебного обжалования решения 58080А об отказе в государственной регистрации от 04.10.2021 г.

Заявителями не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который в силу Закона № 129-ФЗ является обязательным для обжалования решения об отказе в государственной регистрации.

Кроме того, 14.01.2022 г. в ЕГРЮЛ за ГРН 2221600035655 в отношении юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ" внесена запись - Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности). Запись о недостоверности сведений внесена в ЕГРЮЛ 03.03.2021 г. за ГРН 2211600250740 в отношении адреса места нахождения юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ": 420039, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, Г. КАЗАНЬ, УЛ. ГАГАРИНА-ТУНАКОВА, Д. 87/68, КОМ. 46.

Таким образом, требование заявителя о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра в части замены сведений о директоре ООО "ТРАНССИСТЕМ" является заведомо неисполненным, так как правоспособность юридического лица ООО "ТРАНССИСТЕМ" прекращена.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 129 АПК РФ при несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Оставление искового заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 148, 149, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

О П Р Е Д Е Л И Л :

ФИО4 Ривхатовны, УР, г.Глазов оставить без рассмотрения.

Выдать ФИО1, УР, г. Глазов справку на возврат государственной пошлины в размере 300 руб., уплаченной по чеку от 15.12.2021.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                                      Хамитов З.Н.