АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп. 1 под. 2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-32823/2009СА1-42
10 февраля 2010 года Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сальмановой Р.Р.,судей Абульхановой Г.Ф., Шайдуллина Ф.С.,при ведении протокола судебного заседаниясудьей Абульхановой Г.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Электротранспорт», г. Набережные Челны к Комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань о признании недействующим постановления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.07.2009 № 7-10т «Об установлении предельных максимальных тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны», при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность № 65 от 24.12.2009, ФИО2, доверенность № 66 от 24.12.2009,
от ответчика - ФИО3, доверенность № 40/14-34 от 30.10.2009, ФИО4, доверенность № 46/14-34 от 18.12.2009,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны, не явились,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Электротранспорт (далее – заявитель, Общество) обратилось к Комитету Республики Татарстан по тарифам (далее – ответчик) с заявлением о признании недействующим Постановления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.07.2009 № 7-10т «Об установлении предельных максимальных тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны как не соответствующего статьям 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указу Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).
Представители заявителя, требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям, не указав Федеральный закон, которым рассмотрение оспариваемого нормативного правового акта отнесено к компетенции арбитражного суда (л.д.3,82 т.1).
Представители ответчика, требования не признали по основаниям, указанным в отзыве (л.д.64 т.1; л.д.12 т.2).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны, явку представителя не обеспечило, требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из представленных документов, заявитель на основании договора с Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны № 47/454 от 12.01.2009 осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке городского населения трамваем по регулярным, муниципальным маршрутам движения, по единым тарифам за проезд (расчетным и регулируемым), установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан. Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны обратился к Комитету Республики Татарстан по тарифам об утверждении тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны. Ответчиком, являющимся уполномоченным органом республиканской государственной власти, принято постановление от 24 июля 2009 № 7-10т «Об установлении предельных максимальных тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны», опубликованное в общественно-политической газете «Республика Татарстан» № 174 (26551) от 29.08.2009. Согласно указанному постановлению установлены предельные максимальные тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны стоимостью разовой поездки и провозу одного места багажа по 10 рублей.
Заявитель, считает, что тарифы на перевозку пассажиров электротранспортом в г. Набережные Челны установлены ответчиком без применения положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2004 № 209 «Об утверждении методик и порядка расчета бюджетных компенсаций перевозчикам за транспортное обслуживание маршрутных городских (поселковых) пассажирских перевозок по социальному заказу на территории Республики Татарстан». По мнению заявителя, тарифы экономически не обоснованы и приводят к убыточной деятельности предприятия, ответчиком нарушена единая ценовая и тарифная политика на территории Республики Татарстан. В связи с указанными обстоятельствами, заявитель, считая, что оспариваемое постановление нарушает права и его законные интересы в предпринимательской деятельности и не соответствует статьям 15,16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Судом установлено, что Комитетом Республики Татарстан по тарифам, являющимся органом исполнительной власти Республики Татарстан, принято постановление от 24 июля 2009 № 7-10/т «Об установлении предельных максимальных тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в городе Набережные Челны», зарегистрированное Министерством юстиции Республики Татарстан 21 августа 2009 за № 591 и опубликованное в общественно-политической газете «Республика Татарстан» № 174 (26551). Оспариваемым постановлением установлены предельные максимальные тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны: стоимостью разовой поездки в трамвае -10 рублей; провоз одного места багажа в трамвае-10 рублей (л.д.9,10 т.1).
Оспариваемый заявителем акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 утвержден "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Согласно части 5 указанного Перечня этим органам власти передано на разрешение государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Законом Республики Татарстан от 13 ноября 2006 г. N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" предусмотрено, что государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Кабинет Министров Республики Татарстан и уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок (статья 6).
Статьей 18 указанного Закона тарифы на пассажирские перевозки, осуществляемые по муниципальным маршрутам, устанавливаются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 28 апреля 2005 г. N УП-147 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан" Комитет Республики Татарстан по тарифам входит в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (далее –Закон N 64-ЗРТ) предусмотрено, что органом исполнительной власти Республики Татарстан является государственный орган Республики Татарстан, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление по вопросам, отнесенным к предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, включенный в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан, содержащую их официальные наименования, образованных в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом и иными законами (статья 2).
В систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят: Кабинет Министров Республики Татарстан, Правительство Республики Татарстан; министерства, государственные комитеты Республики Татарстан; республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан; представительства Республики Татарстан (часть 1 статья 8).
Согласно части 1 статьи 42 Закона N 64-ЗРТ перечень функций и полномочий республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающих выполнение республиканским органом исполнительной власти возложенных на него задач, предусмотренных законами Республики Татарстан и указами Президента Республики Татарстан, закрепляется в положении о республиканском органе исполнительной власти.
Положением о Комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным Указом Президента РТ от 12 мая 2008 г. N УП-207 установлено, чтоКомитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан, и осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан (пункт 1.1). Комитет устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Статьей 43 Закона N 64-ЗРТ предусмотрено, что республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают по вопросам своего ведения нормативные правовые акты, утверждают правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы, а также распорядительные акты, обязательные для исполнения всеми подведомственными республиканскому органу исполнительной власти организациями, учреждениями и предприятиями. Виды правовых актов, издаваемых республиканским органом исполнительной власти, определяются положением об этом органе.
Согласно части 4 статьи 43 Закона № 64-ЗРТ правовые акты республиканских органов исполнительной власти могут быть в установленном порядке обжалованы в Кабинет Министров Республики Татарстан или в суд.
Из указанного Закона N 64-ЗРТ не следует, что арбитражный суд указан в качестве суда, компетентного рассматривать заявления об обжаловании нормативных правовых актов республиканского органа исполнительной власти.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, названных в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
В пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что согласно пункту 5 статьи 27 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Арбитражные суды в этом законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления. Следовательно, заявления о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами (кроме заявлений о признании недействующими указанных в статье 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих антимонопольному законодательству).
Таким образом, вопросы подведомственности дела об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающего тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Заявление Общества о признании не действующим нормативного правового акта республиканского исполнительного органа не подлежит рассмотрению, поскольку Федеральный Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и Закон Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" не содержат указаний на обжалование нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в арбитражном суде, что влечёт прекращение производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату на основании справки Арбитражного суда Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 150,151,184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Электротранспорт» к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим Постановления от 24 июля 2009 № 7-10т «Об установлении предельных максимальных тарифов на проезд пассажиров и провоза багажа городским электрическим транспортом общего пользования в г. Набережные Челны» как не соответствующего статьям 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указу Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), прекратить.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Электротранспорт», ОГРН <***>, ИНН <***> справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Определение суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок в установленном законом порядке.
Председательствующий судья - Сальманова Р.Р.
Судья - Абульханова Г.Ф.
Шайдуллин Ф.С.