ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-474/20 от 28.05.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Казань Дело №А65-474/2020

Дата изготовления определения в полном объеме 04 июня 2021 года

Дата объявления резолютивной части определения 28 мая 2021 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Нургатиной Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корлеоне Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании требование Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Аллея», г.Казань (ИНН <***>) в размере 14 989 902 руб. 40 коп. (вх.15684),

с участием:

от уполномоченного органа – представители ФИО1 и ФИО2,

У С Т А Н О В И Л :

определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аллея", г.Казань, (ИНН <***>), введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО3, член ассоциации арбитражных управляющих «Гарантия».

Соответствующее сообщение опубликовано в газете «Коммерсантъ» №37 от 29.02.2020г.

В Арбитражный суд Республики Татарстан 25.03.2020 поступило требование Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Аллея», г.Казань (ИНН <***>) в размере в размере 15 361 824,66 руб. (вх.15684).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2020 года требование принято к производству, назначена дата судебного заседания.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2020 г. конкурсным управляющим обществом с ограниченной ответственностью «Аллея», г. Казань (ИНН <***>, ОГРН <***>) утверждена ФИО4, член ассоциации Ведущих Арбитражных Управляющих «Достояние».

Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа требование поддержал, по изложенным в нем основаниям. Представил расчеты по начисленным пеням в отношении ООО «Аллея», которые были истребованы судом. Пояснил суду, что дополнительных доказательств, истребованных судом, представить не имеет возможности.

Конкурсный управляющий, кредиторы в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили.

Суд на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть требование в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные документы, заслушав доводы уполномоченного органа, арбитражный суд считает, что требование уполномоченного органа подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Основанием для обращения Федеральной налоговой службы в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов с учетом заявленного уточнения от 27.11.2020 (том №4) явилось неисполнение должником обязательств по оплате 9 371 541 руб. 86 коп. недоимки, 5 255 851 руб. 83 коп. пени, 352 508 руб. 71 коп. штрафа и 10 000 руб. исполнительского сбора.

В ходе рассмотрения требования со стороны временного управляющего ФИО3 и кредитора ИП ФИО5 были заявлены возражения относительно утраты возможности принудительного взыскания задолженности.

Со стороны уполномоченного органа представлен отзыв с указанием конкретных мер принятия со стороны налогового органа мер по принудительному взысканию задолженности (вх. №4425 от 27.01.2021г.), расширенный расчет заявленного требования, а также дополнительные доказательства в обоснование принятия мер по принудительному взысканию задолженности.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пп.4,5 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим кодексом.

В силу п. 1, п. 5 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Согласно п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

На основании п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе, за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

В случае пропуска налоговым органом срока для предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника, налоговый орган вправе с учетом положений пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Данные выводы суда подтверждаются, в том числе позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2014 по делу N А64-3756/2012.

В пункте 11 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. относительно порядка установления факта утраты возможности принудительного взыскания задолженности даны следующие разъяснения.

В соответствии с упомянутыми разъяснениями наличие возможности принудительного взыскания этой задолженности определяется на дату введения первой процедуры банкротства в отношении должника, и в частности указано, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).

Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.

Как следует из представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28 мая 2021 года должник – ООО «Аллея» зарегистрирован 21.04.2015 МРИ ФНС №18 по Республике Татарстан за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Правопредшественниками должника значатся 65 юридических лиц.

Наличие задолженности должника в размере 9 362 124 руб. 86 коп. недоимки, 5 246 019 руб. 79 коп. пени и 352 323 руб. 77 коп. штрафа подтверждается следующими представленными:

- решениями о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение №2.16-06/1196-р от 05.05.2016, №2.16-06/1230-р от 11.05.2016, №2.16-06/1262-р от 13.05.2016, №2.16-06/1272-р от 16.052016, №2.16-06/1294-р от 17.05.2016, №2.16-06/1295-р от 17.05.2016, №2.16-06/1293-р от 17.05.2016, №2.16-06/1368-р от 20.05.2016, №2.16-06/1465-р от 27.05.2016, №2.16-06/1753-рот 23.06.2016, №2.16-06/1789-р от 29.06.2016, №2.16-06/1914-рот 07.07.2016, №2.16-06/452-р от 08.02.2016, №1613 от 03.07.2019, решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №16-10/3 от 28.04.2016,

- требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №155 от 20.01.2017, №2249 от 15.03.2018, №2269 от 15.03.2018, №27936 от 27.09.2018, №29390 от 05.10.2018, №29684 от 11.10.2018, №3984 от 09.06.2016, №3985 от 09.06.2016, №21719 от 15.10.2018, №8716 от 01.11.2016, №8717 от 01.11.2016, №9277 от 06.05.2016, №11032 от 26.05.2016, №11260 от 01.06.2016, №12318 от 09.06.2016, №12419 от 16.06.2016, №12428 от 16.06.2016, №11191 от 31.05.2016, №11192 от 31.05.2016, №11193 от 31.05.2016, №11194 от 31.05.2016, №11195 от 31.05.2016, №11196 от 31.05.2016, №7704 от 21.04.2016, №4011 от 04.03.2016, №2841 от 29.02.2016, №9214 от 05.05.2016, №3442 от 19.05.2016, №3443 от 19.05.2016, №11150 от 31.05.2016, №3680 от 30.05.2016, №3681 от 30.05.2016, №3682 от 30.05.2016, №3683 от 30.05.2016, №3684 от 30.05.2016, №3685 от 30.05.2016, №29390 от 05.10.2018, №013S01160333437 от 22.09.2016, №013S01160333457 от 22.09.2016, №013S01160333504 от 22.09.2016, №013S01160333506 от 22.09.2016, №013S01160351885 от 13.10.2016, а также доказательствами направления вышеуказанных требований, о чем свидетельствуют представленные реестры о направлении заказной корреспонденции,

- решениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №21807 от 24.10.2016, №24596 от 09.12.2016, №21808 от 24.10.2016, №12463 от 21.02.2017, №16311 от 28.02.2017, №17214 от 10.03.2017, №17215 от 10.03.2017, №24012 от 01.12.2016, №24598 от 09.12.2016, №14878 от 16.04.2018, №25555 от 27.06.2018, №29958 от 20.07.2018, №50990 от 23.112018, №17214 от 10.03.2017, №21808 от 24.10.2016, №16311 от 28.02.2017, №46582 от 07.11.2018, №24597 от 09.12.2016, №25135 от 22.06.2018, №17215 от 10.03.2017, №45146 от 30.10.2018, №13731 от 13.05.2019,

- постановлениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика №2938 от 18.03.2016, №3273 от 08.04.2016, №7171 от 16.06.2016, №7800 от 14.07.2016, №8363 от 25.07.2016, №8880 о 09.08.2016, №9582 от 31.08.2016, №10879 от 13.05.2019, №20268 от 03.12.2019, №6633 от 02.06.2016, №6572 от 03.06.2016, №7172 от 16.06.2016, №7801 от 14.07.2016, №8508 от 26.07.2016, №9583 от 31.08.2016, №11472 от 24.10.2016, №12319 от 27.04.2017, №6482 от 21.02.2017, №9606 от 28.02.2017, №10095 от 10.03.2017, №5069 от 16.04.2018, №8019 от 27.06.2018, №8482 от 20.07.2018, №6669 от 20.04.2019, №6752 от 03.06.2016, №3752 от 21.04.2016, №6633 от 02.06.2016, №7801 от 14.07.2016, №10095 от 10.03.2017, №11472 от 24.10.2016, №16550007453 от 22.06.2018, №10879 от 13.05.2019, №013S04160054556 от 26.12.2016,

- постановлением о возбуждении исполнительного производства №246228047/1603 от 09.01.2017.

В ходе судебного заседания уполномоченным органом отмечено, что постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника по ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации направляются в соответствующее подразделение судебных приставов по электронному документообороту, в подтверждение чего представлены скриншоты из соответствующей электронной базы.

В материалы дела представлены распечатки с информационного ресурса о направлении постановлений судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Таким образом, уполномоченным органом соблюден порядок принудительного взыскания задолженности в отношении должника в соответствии со ст. 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2020 года по делу №А65-16169/2019.

Со стороны налогового органа должнику доначислены пени за период с 21.12.2018 по 11.02.2020 по следующим налогам:

- налог на добавленную стоимость на товары в размере 983 542 руб. 04 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 25736000 в размере 237 руб. 26 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45914000 в размере 823 руб. 28 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 40394000 в размере 19 889 руб. 77 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45339000 в размере 87 руб. 30 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45390000 в размере 6 486 руб. 54 коп.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 1 191 руб. 67 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 33701000 в размере 27 руб. 90 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45918000 в размере 1 259 руб. 68 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 92701000 в размере 39 080 руб. 07 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45305000 в размере 43 007 руб. 05 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 35701000 в размере 63 104 руб. 89 коп.,

- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения ОКТМО 45320000 в размере 22 163 руб.,

- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения ОКТМО 45906000 в размере 15514 руб. 10 коп.,

- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения ОКТМО 45920000 в размере 22 163 руб.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 49701000 в размере 41 233 руб.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения ОКТМО 50701000 в размере 85 руб. 90 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 57701000 в размере 680 247 руб. 06 коп.,

-налог на доходы физических лиц в размере 63 738 руб. 84 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации ОКТМО 45394000 в размере 599 руб. 18 коп.,

- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения ОКТМО 45302000 в размере 10 980 руб. 07 коп.,

- налог на добавленную стоимость на товары ОКТМО 92701000 в размере 535 руб. 57 коп.

С учетом даты возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) – 21.01.2020 на дату предъявления требования срок для принудительного взыскания задолженности по уплате пени не пропущен.

Согласно п.8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.

Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.

Данная обязанность, согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).

Будучи в силу названных положений НК РФ налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.

Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди.

При этом также в соответствии с правовой позицией, изложенной в п.14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и требование по уплате НДФЛ не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.

Доводы конкурсного управляющего об истечении срока исковой давности не могут быть приняты, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Аналогичная правовая позиция указана в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2020 года по делу №А65-15447/2015.

Кроме того, у должника имеется задолженность перед Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан в виде исполнительского сбора в размере 10 000 руб. в связи с неисполнением исполнительских документов (7% от подлежащей взысканию суммы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно разъяснениям, данными в Обзоре судебной практике, по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований. В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России (пункт 2 статьи 257 постановления № 257).

Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно п. 17 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Исходя из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя в полном объеме.

Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 №13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам.

Требования уполномоченного органа в размере 10 000 руб. подтверждено постановлением о взыскании исполнительского сбора от 29.11.2017 №16006/17/890760.

Следовательно, требование уполномоченного органа в сумме 10 000 руб. исполнительского сбора (штраф) является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов в порядке пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Доказательства погашения задолженности по обязательным платежам должником по состоянию на дату судебного заседания не представлены.

Надлежащих доказательств отсутствия у должника задолженности по уплате обязательных платежей, пеней и штрафов в материалы дела не представлено, такие документы в материалах дела отсутствуют.

Между тем, требование по уплате ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет РФ в размере 1 488 руб. 54 коп. пени, единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 235 руб. 89 коп. пени, единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования РФ в размере 100 руб. 45 коп., налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения ОКТМО 57646409 в размере 13 руб. 53 коп., налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения ОКТМО 92634101 в размере 37 руб. 42 коп., налога на прибыль организаций ОКТМО 45906000 в размере 9 417 руб. недоимки, 3 449 руб. 17 коп. пени, налога взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов ОКТМО 71876000 в размере 43 руб. 96 коп., транспортного налога с организаций ОКТМО 60712000 в размере 57 руб. 89 коп. пени, транспортного налога с организаций ОКТМО 71876000 в размере 848 руб. 84 коп. пени, транспортного налога с организаций ОКТМО 60619417 в размере 157 руб. 85 коп. пени, не подтверждено документально.

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьи 71 и 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

При этом в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.

Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). По смыслу названных норм, арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов, исходя из подтверждающих документов.

При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником, ее размера.

Основываясь на процессуальных правилах доказывания (статьи 65 и 68 АПК РФ), заявитель обязан подтвердить допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В расшифровке расчета заявленного требования содержаться сведения о входящем сальдо из территориальных налоговых органов Российской Федерации за 2016 год. Однако, расчет задолженности, доказательства принятия мер по принудительному взысканию задолженности уполномоченным органом не представлены. Судебное заседание неоднократно откладывалось для представления дополнительных доказательств, расчета задолженности, а именно за какой период начислен налог и пени. Однако, в судебном заседании представитель уполномоченного органа пояснил, что сведениями и документами налоговый орган не располагает.

Кроме того, судом признается необоснованным требование в части уплаты штрафа в размере 184 руб. 94 коп. за нарушение законодательства Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно представленному расчету периодом образования задолженности является 2011 год.

В обоснование наличия указанной задолженности представлены следующие документы: требования об уплате №01350212ТН0118798 от 09.04.2012, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов №01350290058487 от 12.09.2012.

Между тем, доказательства направления постановления о взыскании указанной задолженности в соответствующее подразделение службы судебных приставов не представлено.

На основании вышеизложенного, правовые основания для удовлетворения требования в размере 9 417 руб. недоимки, 9 832 руб. 04 коп. пени и 184 руб. 94 коп. штрафа у суда отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Под достаточностью доказательств понимается такая их совокупность, которая позволяет сделать однозначный вывод о доказанности или о недоказанности определенных обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

При вышеуказанных обстоятельствах, исходя из принципа равноправия сторон и состязательности арбитражного процесса, арбитражный суд считает предъявленное уполномоченным органом требование подлежащим частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

требование удовлетворить частично.

Признать требование Федеральной налоговой службы обоснованным и включить его в размере 420 291 руб. недоимки в состав второй очереди, в размере 8 941 833 руб. 86 коп. недоимки, 5 246 019 руб. 79 коп. пени и 362 323 руб. 77 коп. штрафов в состав третьей очереди реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Аллея», г.Казань.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Л.К. Нургатина