1681/2014-60977(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
=====================================================================
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Казань | Дело № А65-8163/2014 |
«11» апреля 2014 года
Судья Арбитражного суда Республики Татарстан ФИО1, рассмотрев ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ о принятии предварительных обеспечительных мер в виде запрета регистрационных действий, в том числе регистрацию перехода прав на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с ходатайством о принятии предварительных обеспечительных мер в виде запрета на регистрационные действия, в том числе регистрацию перехода прав на следующие объекты недвижимости:
1. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0019, по адресу: <...>;
2. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0012, по адресу: <...>;
3. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0013, по адресу: <...>;
4. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0014, по адресу: <...>;
5. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0015, по адресу: <...>;
6. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0016, по адресу:
г. Казань, Столбова, д. 9.
Согласно ч.1 ст. 99 АПК РФ арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части второй статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры могут быть приняты судом, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 АПК РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 10 Постановления Пленума от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснил, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. В соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса арбитражным судам следует, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
По смыслу названных норм оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
Как следует из представленных материалов, в Татарстанское УФАС России поступило обращение с информацией о предстоящей ликвидации ОАО «Московская», учредителем которого является МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани».
Из обращения Татарстанского УФАС следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.09.1999 года № 1141 «О праздновании 1 000 – летия основания города Казани» было заключено Соглашение между Правительством Москвы и Администрацией города Казани о проведении взаимных мероприятий, связанных с 1000-летием города Казани.
В соответствии с данным соглашением для проведения работ по комплексной реконструкции объектов и застройке земельных участков по ул.Московская в г. Казани в соответствии с Постановлением Главы администрации города Казани от 21.02.2005 №295 «О создании ОАО «Московская» Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани в целях возрождения историко-архитектурного облика г. Казани, создания благоприятных условий для торжественного проведения 1000-летия основания г. Казани учреждено ОАО «Московская».
В соответствии с Положением о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010г. №20-3, предметом и целью деятельности МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Пунктом 3.1.22 Положения закреплено полномочие МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» выступать от имени муниципального образования учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации муниципальных унитарных предприятий, а также учредителем иных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках данного полномочия, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является единственным акционером ОАО «Московская».
Как единственный акционер ОАО «Московская», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» имеет право в том числе:
- получать пропорционально количеству имеющихся акций долю прибыли (дивиденды);
- получать в случае ликвидации Общества часть имущества, пропорционально количеству принадлежащих акций.
Из заявления Татарстанского УФАС следует, что несмотря на положения федерального законодательства, за период деятельности ОАО «Московская», дивиденды в пользу МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» за весь период деятельности не начислялись и не выплачивались.
В соответствии с Уставом ОАО «Московская» уставной капитал Общества составляет 789 012 000 рублей.
Фактически, бюджет муниципального образования не дополучил доходы от реализации муниципальной собственности, а именно зданий и земельных участков, расположенных в городе Казани.
В настоящий момент Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято Постановление от 10.07.2013 года №6530 «О ликвидации ОАО «Московская».
Периодически внося муниципальное имущество в уставный капитал ОАО «Московская» в качестве оплаты акций, приобретаемых муниципальным образованием города Казани, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», как орган, осуществляющий распоряжение имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани, фактически не получило от данной передачи никакого дохода, следовательно не обеспечило поступление прибыли от реализации данного "муниципального имущества.
Татарстанский УФАС пришел к выводу, что данный факт не может не влиять на условия здоровой конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества города Казани, по тем причинам, что реализация муниципального имущества должна преследовать цели получения доходных средств в местный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур.
Передача муниципального имущества ОАО «Московская», с его последующей реализацией, минуя процедуры установленные законом, которые гарантируют прозрачность и открытость, фактически исключила возможность организации торгов и способствовала ограничению конкуренции.
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», в связи с осуществлением полномочий общего собрания акционеров ОАО «Московская», 100%
акций которого находится в собственности муниципального образования города Казани, единственный акционер - муниципальное образование города Казани, в лице МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» принимал решения об одобрении всех сделок с недвижимом имуществом ОАО «Московская».
Заключение договоров с недвижимым имуществом ОАО «Московская» без проведения торгов, позволило МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», внося муниципальное имущество в уставной капитал ОАО «Московская», не информировать заинтересованных лиц о намерении совершить такую сделку и самому определять потенциальных покупателей, что может создавать последним преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в части доступа к информации в приоритетном порядке.
В частности Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» от 19.10.2012 №7809 «О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО «Московская» Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» указано внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Московская» дополнительное недвижимое имущество согласно приложению.
20.12.2012 года, спустя два месяца с момента принятия решения о дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО «Московская», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» принимает решение об одобрении сделки ОАО «Московская» и ООО «ТехноСтрой» по купле-продаже вышеназванного недвижимого имущества.
МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» принимало решения об одобрении всех сделок с недвижимом имуществом, заключаемых ОАО «Московская» с конкретными хозяйствующими субъектами, вместе с тем не предпринимало действий, направленных на поступление денежных средств как от реализации муниципального имущества, так и от деятельности общества, более того Комитет земельных и имущественных отношений, как владелец 100 % пакета акций от величины уставного капитала «Московская», приняло решение о ликвидации последнего, так и не получив выплаты по дивидендам.
Под предлогами возрождения историко-архитектурного облика г. Казани, создания благоприятных условий для торжественного проведения 1000-летия основания г. Казани
из муниципальной собственности оказались выведены земельные участки и здания, минуя процедуру аукционов.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.
В заявлении Татарстанского УФАС указано, что по результатам проведенной проверки антимонопольным органом было установлено, что МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в реализации недвижимого имущества, вносимого в уставной капитал ОАО «Московская», без обеспечения поступления соответствующих денежных средств в бюджет муниципального образования города Казани, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании решения по делу № 06-83/2014 от 25.03.2014г. в адрес МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» было выдано предписание №06-83/2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно принять меры по возврату оставшегося нереализованным недвижимого имущества ОАО «Московская»:
1. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0019, по адресу: <...>;
2. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0012, по адресу: <...>;
3. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0013, по адресу: <...>;
4. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0014, по адресу: <...>;
5. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0015, по адресу: <...>;
6. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0016, по адресу: <...>
в муниципальную собственность.
Татарстанское УФАС России указало, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» имеет намерение обратиться в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковыми требованиями к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений
Исполнительного комитета города Казани» о понуждении к исполнению предписания антимонопольного органа и возврату в муниципальную собственность спорного недвижимого имущества.
Однако, учитывая тот факт, что на соблюдение процессуальных процедур подготовки документов и подачи искового заявления может потребоваться определенное количество времени, по истечению которого выполнение требований Татарстанского УФАС России будет фактически невозможно, Управление вынуждено обратиться в Арбитражный суд Республики Татарстан за принятием предварительных обеспечительных мер.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», доказывание наличия обстоятельств указанных в части 2 статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
Пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ установлено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Из смысла указанной нормы следует, что ходатайство не может быть удовлетворено, если заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ.
В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер заявитель указал, что в настоящее время ликвидационной комиссией ОАО «Московская» проводится открытый аукцион на повышение стоимости по продаже имущества ОАО «Московская». На аукцион, назначенный на 29 апреля 2014 года, выставлено недвижимое имущество:
1 земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0012, по адресу: <...>;
2. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0013, по адресу: <...>;
3. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0014, по адресу: <...>;
4. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0015, по адресу: <...>;
5. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0016, по адресу: г. Казань, Столбова, д. 9.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете Ведомости» №43 (5796) от 26.03.2014 года.
Решение о реализации имущества ОАО «Московская» было принято ликвидационной комиссией, которая в настоящий момент осуществляет управление имуществом ОАО «Московская», в соответствии с гражданским законодательством, в связи с ликвидацией ОАО «Московская». В состав ликвидационной комиссии ОАО «Московская» входят должностные лица МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета города Казани», в связи с чем, при принятии решения о реализации имущества ОАО «Московская», ликвидационная комиссия не могла не знать об имеющемся предписании Татарстанского УФАС России по делу №06- 83/2014 от 25 марта 2014 года, по возврату указанного имущества в муниципальную собственность.
Статья 51 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» устанавливает, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
По мнению антимонопольного органа, ликвидационной комиссией умышленно было принято решение о реализации имущества ОАО «Московская», в целях невозможности исполнения предписания Татарстанского УФАС России по делу №06- 83/2014 от 25 марта 2014 года, по возврату в муниципальную собственность недвижимого имущества, оставшегося нереализованным ОАО «Московская».
Поскольку заявитель представил доказательства необходимости применения обеспечительных мер, суд с учетом характера заявленных требований, а также учитывая, что непринятие обеспечительных мер в виде запрета на регистрационные действия объектов недвижимости может повлечь невозможность исполнения предписания Татарстанского УФАС России по делу № 06-83/2014 от 25 марта 2014 года, считает возможным принять обеспечительные меры путем запрета на регистрационные действия, в том числе регистрацию прав на объекты недвижимости.
Согласно ч.5 ст. 99 АПК РФ в определении устанавливается срок, не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.
Если заявителем не будет подано исковое заявление в срок, установленный в определении, обеспечение отменяется (часть 8 ст. 99 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 90 - 93, 99 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о принятии предварительных обеспечительных мер удовлетворить.
Запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ совершать регистрационные действия, в том числе регистрацию перехода прав на следующие объекты недвижимости:
1. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0019, по адресу: <...>;
2. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0012, по адресу: <...>;
3. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0013, по адресу: <...>;
4. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0014, по адресу: <...>;
5. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0015, по адресу: <...>;
6. земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0016, по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение 15 дней подать в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление по требованию, в связи с которым приняты предварительные меры по обеспечению заявления.
Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок через арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья | ФИО1 |
2 А65-8163/2014
3 А65-8163/2014
4 А65-8163/2014
5 А65-8163/2014
6 А65-8163/2014
7 А65-8163/2014
8 А65-8163/2014
9 А65-8163/2014
10 А65-8163/2014