ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-11193/14 от 09.10.2014 АС Тверской области

59/2014-99962(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела к судебному разбирательству

«09» октября 2014 года

г.Тверь

дело №А66-11193/2014

Судья Арбитражного суда Тверской области Куров О.Е.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску предпринимателя Степанова Сергея Вячеславовича г. Тверь к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области к Российской Федерации г.Тверь с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Министерство финансов Тверской области г. Тверь о взыскании 7714526,22руб.

при участии:

от истца: Малышева М.И. – представителя, от третьего лица: Носкова Д.А. – директора

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Степанов Сергей Вячеславович обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области о взыскании денежных средств в сумме 10 526 819 руб. 97 коп. составляющих сумму убытков.

Истец заявил ходатайство в порядке ст.49 АПК РФ, согласно которому просит взыскать с Министерства финансов РФ 4 487 935 руб. 79 коп. убытков, с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения 7 714 526 руб. 22 коп. убытков. Заявление судом рассмотрено и принято к удовлетворению в порядке ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2014 года дело № А40-110389/14 о взыскании с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области 7 714 526 руб. 22 коп. убытков передано на рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания, явку представителя не обеспечил, представил отзыв на иск, согласно которому ответчик полагает следующее. Материалами дела не


подтвержден факт предоставления истцом льготного проезда на основании единого социального проездного билета в 2011 году в заявленных им объемах на территории города Твери и Калининского района. Фактический учет поездок льготников предприятием истца в 2011 году предприятием истца не велся. Реализация и учет единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) истцом также не осуществлялась. В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» реализация проездных билетов льготникам осуществляется территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области через предприятия федеральной почтовой связи. Сам по себе факт заключения территориальными отделами социальной защиты населения города Твери и Калининского района с истцом договоров на предоставление льготного проезда на территории подтверждает лишь наличие договорных обязательств. Получение истцом бюджетных средств из областного бюджета Тверской области также документально не подтверждает факт предоставления им услуг по льготному проезду в заявленных им объемах. В соответствии с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7573/12 от 30.10.2012 расходы транспортной организации рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (с разделением на город и пригород), и от этого количества определяется доля предприятия в перевозке. В материалах дела имеются сведения о количестве реализованных гражданам ЕСПБ, сведения о количестве раз использования гражданами единых социальных проездных билетов (т.е. количестве поездок, совершенных льготниками по этим билетам) истцом в материалы дела не представлены.

Истец, осуществляющий пассажирские перевозки в двух муниципальных образованиях (город Тверь, Калининский район), определяет количество поездок льготников исходя из суммарного количества реализованных ЕСПБ по муниципальным образованиям - по городу Твери и по Калининскому району, а также исходя из доли предприятия в общем объеме перевозок (по показателям транспортной работы) также суммарно по двум вышеперечисленным образованиям муниципальным образованиям, за счет чего необоснованно увеличивает расчетное количество поездок, совершенных на транспорте истца в пригородном сообщении. Такой подход противоречит Порядку заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1 -автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», утвержденному Постановлением Росстата от 19.01.2007 № 9 (далее -Порядок Росстата) и законодательству Тверской области

Министерство социальной защиты населения не согласно с размером указанной истцом в расчете убытков компенсации, как полученной из областного бюджета Тверской области.


Из областного бюджета Тверской области были произведены выплаты за федеральных льготников и за региональных льготников, но средства из федерального бюджета на обеспечение проезда федеральных льготников в спорный период не поступали, в связи с чем у истца нет оснований для зачета средств, выплаченных из областного бюджета Тверской области за льготный проезд федеральных льготников в расчете убытков, предъявленном к Российской Федерации. Данные средства должны быть учтены (сминусованы) в расчете убытков, предъявленном к Тверской области с учетом следующих обстоятельств.

В 2011 году возмещение из областного бюджета Тверской области расходов транспортным предприятиям, предоставляющим льготный проезд на основании единого проездного билета (далее - ЕСПБ) в соответствии с законодательством Тверской области производилось за проезд всех льготников, включенных и в федеральный и в областной регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Софинансирование из федерального бюджета на обеспечение льготного проезда прекращено с 1 января 2010 года. До указанной даты предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели производилось в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802.

Данный нормативный правовой документ утратил силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" с 1 января 2010 года.

Сумма компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда, полученная истцом из областного бюджета Тверской области учтена в расчете убытков не в полном объеме. Фактически истцом получено в 2011 году 12 638 652,03 руб., а учтено в расчете - за 2011 год -7 962 350,78 руб.

Соответственно размер убытков, предъявленных к Тверской области, завышен на сумму 4 676 301,25 руб.

В подтверждение показателя средней дальности поездки одного пассажира в пригородном сообщении истцом представлены справки о проведении натурных обследований (самообследований). Указанные справки в нарушение Постановления Росстата (пункт 53), не содержат сведений о том, что результаты проведения натурных обследований согласованы с органами местного самоуправления либо с органами государственной статистики. Ни одним из перечисленных органов показатель средней дальности поездки одного пассажира в пригородном сообщении не подтвержден.

В связи с тем, что ряд показателей, применяемых истцом в расчете убытков документально не подтвержден, а именно: количество поездок на одного


льготника указано на основании среднестатистического показателя, средняя дальность поездки одного пассажира в пригородном сообщении - на основании самообследования перевозчика, просим для выяснения обоснованности применения истцом данных показателей в расчете убытков в порядке статьи 51 АПК РФ привлечь к участию привлечь к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта Тверской области, в компетенцию которого входят вопросы транспортного обслуживания, в том числе: вопросы проведения натурных обследований в целях определения пассажиропотока, объемов пассажирских перевозок, средней дальности поездки одного пассажира в пригородном сообщении.

Министерство социальной защиты населения в порядке статьи 51 АПК РФ ходатайствует также о привлечении к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Тверской области по следующим основаниям.

Обязательства Тверской области по возмещению расходов в связи с представлением проезда на основании ЕСПБ в соответствии с условиями договора, заключенного в соответствии с законодательством Тверской области, выполнены перед истцом в полном объеме, что и не оспаривается истцом согласно содержанию искового заявления. Министерство социальной защиты населения Тверской области как главный распорядитель средств, в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств обеспечило направление бюджетных средств получателям - ТОСЗН города Твери и Калининского района для осуществления расчетов согласно условиям договоров, заключенных в соответствии с законодательством Тверской области.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации. Подведомственные Министерству социальной защиты населения Тверской области территориальные отделы социальной защиты населения обеспечили возмещение расходов транспортным предприятиям в соответствии с нормативными правовыми актами Тверской области: долгосрочной целевой программой Тверской области «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 № 262-па, которые предусмотрены соответствующие расходные обязательства Тверской области; постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета». Постановление 32-па является действующим. Исходя из установленного Постановлением 32-па размера компенсации расходов транспортным предприятиям Тверской областью были приняты соответствующие расходные обязательства, которые были исполнены в полном объеме.


На основании вышеизложенного заявленные истцом исковые требования не могут быть обеспечены за счет средств, предусмотренных Министерству социальной защиты населения Тверской области, как главному распорядителю средств, В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В Тверской области финансовым органом является Министерство финансов Тверской области.

В соответствии со ст. 136 АПК РФ, предварительное судебное заседание проводится в отсутствие ответчика.

В предварительном судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, заявил, что в расчетах к ходатайству об увеличении размера исковых требований допущена ошибка, есть ссылки на таблицы 1А и 1Б, которых нет, расчет убытков произведен на основании таблицы 1, из которой взяты данные из столбцов 3 и 8.

Суд принял данное уточнение истца.

Третье лицо заявило, что не получило иск, расчет, отзыв ответчика, представило отзыв на иск исходя из других, аналогичных дел. Третье лицо просит отложить предварительное судебное заседание.

Ходатайство ответчика о привлечении к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области суд не рассматривает, поскольку данное лицо уже привлечено к участию в деле.

Истец возражает против удовлетворения ходатайства ответчика о привлечении Министерства транспорта Тверской области к участию в деле в качестве третьего лица, полагает, что интересы данного лица не затрагиваются судебным актом по настоящему делу.

Третье лицо поддержало ходатайство ответчика.

Суд рассмотрел ходатайство ответчика о привлечении третьим лицом Министерства транспорта Тверской области, полагает его подлежащим удовлетворению, о чем вынесено отдельное определение.

Третье лицо просит суд истребовать от истца перечень маршрутов, на которых он оказывал услуги по перевозке региональных льготников.

Истец возражает против удовлетворения данного ходатайства, указанные третьим лицом не имеют отношения к делу.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства третьего лица, так как по смыслу ст. 66 АПК РФ суд не может истребовать от истца какие-либо документы.

Истец согласен с завершением предварительного рассмотрения дела, возражает против перехода к судебному разбирательству в данном судебном заседании.

По итогам судебного заседания суд не находит оснований для отложения предварительного судебного заседания, считает возможным завершить


предварительное рассмотрение дела, и назначить дело к судебному разбирательству в отдельном заседании суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 136-137 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Назначить дело к судебному разбирательству на 27 ноября 2014года в 16час.00мин. по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 23 «б», кабинет № 32, 5 этаж, тел. (4822) 50-92-39, факс (4822) 509-232, подача документов в Арбитражный суд Тверской области в электронном виде осуществляется по адресу http:\\my.arbitr.ru.

Истцу: направить копии иска в адрес Министерства транспорта Тверской области, письменное отношение к возражениям ответчика и Министерства финансов Тверской области.

Ответчику: обосновать утверждение о том, что истцом в расчете убытков учтена сумма компенсации 7962350,78руб., направить копию отзыва в адреса третьих лиц.

Министерству финансов Тверской области: при необходимости уточнить отзыв на иск.

Министерству транспорта Тверской области: отношение к иску.

Сторонам предлагается обеспечить явку полномочных представителей, при невозможности явки заблаговременно известить суд о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Судья

О.Е. Куров



2 А66-11193/2014

3 А66-11193/2014

4 А66-11193/2014

5 А66-11193/2014

6 А66-11193/2014