ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-2296/2021 от 02.03.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии заявления

о выдаче судебного приказа

02 марта 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-2296/2021

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Антоновой И.С., ознакомившись с заявлением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное), Тверская область, г. Вышний Волочек,                                                                           

к должнику: Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Евростройсервис» (171158, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 05.04.2016, ИНН: <***>),

о выдаче судебного приказа на взыскание 8 500 руб. финансовой санкции,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) обратилось в суд с заявлением  о выдаче судебного приказа на взыскание с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Евростройсервис» (далее - ответчик, Общество) 8 500 руб. штрафа за несвоевременное и (или) недостоверное (неполное) предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018,2019 года, СЗВ-М за  октябрь, декабрь  2017 года, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль, март, апрель, май 2020 года.

Согласно части 1 статьи 229.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 Кодекса.

Пунктом 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ установлено, что арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случаях, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ)  послужил вывод Управления о несвоевременном и(или) неполном (недостоверном) непредставлении страхователем в установленный срок следующих сведений:

-по форме СЗВ-М «исходная» за февраль 2020 года в отношении генерального директора ФИО1;

-по форме СЗВ-М «исходная» март 2020 года в отношении
генерального директора ФИО1;

-по форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2020 года в отношении
генерального директора ФИО1;

-по форме СЗВ-М «исходная» за май 2020 года в отношении
генерального директора ФИО1;

-  по форме СЗВ-М «исходная» за октябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица ФИО2;

- по форме СЗВ-М «исходная» за декабрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица ФИО2

- по форме СЗВ-М «исходная» за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица (ФИО3);

- по форме СЗВ-М «исходная» за декабрь 2018 года в отношении  3 застрахованных лиц (ФИО3, ФИО4 и ФИО5);

- по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица (ФИО2);

- по форме СЗВ-СТАЖ за  2018 года в отношении 5 застрахованных лиц (ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО5 и ФИО4);

- по форме СЗВ-М «исходная» за январь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица (ФИО1);

- по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год  в отношении 1 застрахованного лица (ФИО1).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Закона № 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление № 83п).

Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".

Согласно пункту 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статьи 11.1 Закона № 27-ФЗ налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:

1)    сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2)   начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;

3)уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;

4)иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов. Данные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество;   дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Представление указанных сведений страхователями осуществляется по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», утвержденной постановлением Правления ПФР от 11 января 2017 г. N Зп.

Таким образом, в случае если представлен расчет по страховым взносам (далее - РСВ) в отношении застрахованных лиц за работу в периоды с 2017 по 2018 года с указанием сумм выплат и сумм начисленных страховых взносов, то в отношении этих же застрахованных лиц, должны быть представлены формы СЗВ-М ежемесячно и СЗВ-СТАЖ ежегодно за соответствующие периоды работы, за которые были произведены выплаты и начислены страховые взносы в 2017,2018 годах. А также, в случае если представлены формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц за 2017-2018 года, то в отношении этих же застрахованных лиц, должны быть представлены РСВ с указанием выплат и начисленных страховых взносов за соответствующие отчетные периоды в 2017-2018 годах.

Представление страхователями сведений по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», осуществляется в соответствии постановлением Правления ПФР от 06 декабря 2018 г. № 507п «Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. № Зп» (далее - Постановление Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п).

Пункт 4 Приложения к постановлению Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п установлено, что в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства).

Пунктом 1.5 Приложения 5 к Постановлению Правления ПФР от 06 декабря 2018 г. N 507п установлено, что Форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях (в том числе с которым заключены трудовые договоры) или заключивших с ним гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,   издательским  лицензионным  договорам,  лицензионным  договорам  о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры.

Таким образом, в случае если представлена форма СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц за работу в период 2019 год, то в отношении этих же застрахованных лиц, должны быть представлены формы СЗВ-М ежемесячно за соответствующие периоды работы с января по декабрь 2019 года. А также, в случае если представлены формы СЗВ-М в отношении застрахованных лиц за 2019 год, то в отношении этих же застрахованных лиц, должна быть представлена и форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом неисполнение лицом той или иной обязанности к моменту истечения законодательно установленного срока ее исполнения будет являться нарушением, оконченным в установленный правовым актом срок.

26 ноября 2019 года в Арбитражный суд Тверской области поступило заявление Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Евростройсервис». 

Определением суда от 2 декабря 2019 года назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления кредитора.

Определением суда от 15 января 2020 года заявление кредитора признано обоснованным, в отношении ООО УК «Евростройсервис» введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден ФИО8.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 июня 2020 года должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Законом (абзац 1 пункт 1 статья 5 Закона № 127-ФЗ).

Согласно пункту 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона № 127-ФЗ денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление № 60).

Таким образом, квалификация штрафа в качестве текущего платежа зависит от момента совершения правонарушения.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 27 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона N 127-ФЗ. В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данный правовой подход выражен также в определениях Верховного Суда Российской Федерации, принятых по конкретным делам, например, в определении от 17.12.2014 N 304-ЭС14-5000, в определении от 09.02.2015 N 307-КГ14-2426 и сформулирован в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (пункт 7), в котором, в числе прочего, отмечено, что штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

В рассматриваемом случае, нарушения в период 2017-2018 года,  допущены Обществом до даты возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве.

Поскольку нарушение не является длящимся, а считается оконченным после наступления срока представления сведений, то настоящее требование Управления в указанной части о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок, а также предоставление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах нельзя признать текущим.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 62 отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа арбитражным судом по основаниям, указанным в части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа (часть 4 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.

Руководствуясь статьей 127.1, пунктом 3 части 3 статьи 229.4, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Евростройсервис» 8 500 руб. финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Настоящее определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                             И.С. Антонова