ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-2855/14 от 07.07.2014 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении заявления без рассмотрения

14 июля 2014 года                   город Тверь                  дело № А66-2855/2014

(резолютивная часть определения принята и оглашена 07.07.2014 г.)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Шабельной И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Л.А., при участии представителей: при  участии от заявителя представителей: Федоровой И.А. (доверенность от 04.04.2014 г.), от управления федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Жильцовой Е.В. (доверенность № 70 от 26.05.2014 г.), представителя 3-го лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Абашевой О.Г.- Бурлуцкого А.Н. (доверенность от 05.06.2014 г.),  рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области об установлении факта, имеющего юридическое значение,  при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (г.Тверь),Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (г.Тверь); Территориального управления Росимущества в Тверской области (г.Тверь); Администрации муниципального образования Тверской области "Бологовский район"; Администрации муниципального образования "Валдайское сельское поселение Бологовского района Тверской области"; Открытого акционерного общества "Бологовский арматурный завод" ,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области обратилось в арбитражный суд Тверской области (далее заявитель, учреждение) с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: что учреждение является владельцем объектов недвижимости - жилого дома № 6а, артезианской скважины, водонапорной башни, бани, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Валдайское сельское поселение, деревня Заключье в целях получения свидетельства о государственной регистрации права.

Определением суда от 12.03.2014 г.. исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода к рассмотрению по существу.

В процессе подготовки к судебному разбирательству поступили следующие документы:

- сопроводительное письмо № 16-09/12451-14 от 21.03.2014 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с приложением уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на вышеуказанные объекты;

- письмо Администрации муниципального образования "Валдайское сельское поселение Бологовского района Тверской области" № 289 от 03.04.2014 г. с приложением выписки из реестра муниципальной собственности Валдайского сельского поселения, из которой усматривается отсутствие спорных объектов в реестре муниципальной собственности Валдайского сельского поселения;

- отзыв Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (г.Тверь), в котором указано на отсутствие вышеуказанных объектов в реестре государственного имущества Тверской области и правопритязаний в отношении данных объектов у Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области;

Представитель органа по контролю (надзору) пояснила, что вынесение решения по данному делу не будет являться основанием для выдачи свидетельства о праве ввиду того, что право на объекты признается непосредственно за собственником, а учреждение собственником не является и владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом на праве оперативного управления и в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В судебном заседании 24.04.2014 суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил судебное заседание по существу на 09.06.2014 г.

12.05.2014 г. в адрес суда поступило ходатайство о вступлении в  дело в качестве 3-го лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Абашевой О.Г. Данное ходатайство принято судом к производству определением суда 30.05.2014, судебное заседание назначено на дату и время судебного заседания по рассмотрению юридического факта, а именно на 09.06.2014 г.

До судебного заседания 20.05.2014 г. поступили уточнения № 71/ТО/103/2-1667 от заявителя (л.д.33 т.2).

В судебном заседании 09.06.2014 г. представитель 3-го лица поддержала ходатайство, просила приобщить документы к материалам дела: договор купли продажи имущества от 24.06.2009, передаточный акт к договору купли-продажи имущества от 24.06.2014 г., протокол об итогах аукциона по продаже имущества СПК "Восход", отзыв на требования заявителя. Данные документы приобщены к материалам дела.

Технические документы, а также подтверждение оплаты по заключенным договорам купли-продажи имущества в обоснование позиции представителем 3-го лица не представлены. 

В целях предоставления дополнительных документов, судебное заседание отложено 07.07.2014 г.

До судебного заседания от Абашевой О.Г. поступил отзыв на заявление как подтверждение своей позиции по заявленному ходатайству о вступлении в дело в качестве 3-го лица, заявляющего самостоятельные требования  относительно предмета спора. 

Администрация муниципального образования "Бологовский раон" Тверской области направила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала свои требования в полном объеме,  ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица Абашевой О.Г. оставила на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области сообщила о неизменности позиции по заявлению, ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица Абашевой О.Г. оставила на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 50 АПК РФ,третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. В случае, если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала. О вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, или об отказе в этом выносится определение.

Из смысла указанной правовой нормы следует, что при решении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету по первоначально заявленному иску.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Третье лицо с самостоятельными требованиями на предмет спора вступает в процесс с целью защиты своих нарушенных либо оспоренных прав и законных интересов. Наличие у такого лица права связано с тем, что оно является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения. Третье лицо с самостоятельными требованиями вступает в процесс, полагая, что спорное правоотношение принадлежит ему, а не первоначальным сторонам.

В рамках настоящего дела Учреждение обратилось с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: что учреждение добросовестно, открыто и непрерывно владеет объектами недвижимости с 1996 года - жилого дома № 6а, артезианской скважины, водонапорной башни, бани, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Валдайское сельское поселение, деревня Заключье.

 Таким образом, предметом настоящего дела является установление юридического факта в отношении недвижимого имущества для получения свидетельства о государственной регистрации права на данные объекты.

В то же время Абашева О.Г. в ходатайстве о привлечении его в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора заявляет самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку данные объекты, указанные в заявлении приобретены ею по результатам открытого конкурса по продаже имущества СПК "Всходы".

  При таких обстоятельствах требования Абашевой О.Г. имеют самостоятельный интерес в арбитражном процессе, при этом к тому же предмету требований, который заявлен Учреждением, что наделяет Абашеву О.Г.. правовым статусом, предусмотренным статьей 50 АПК РФ.

В силу части 3 статьи 148, части 3 статьи 217 Кодекса арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, если при его рассмотрении выясняется, что возник спор о праве.

Рассмотрев заявление и выслушав представителей заинтересованных лиц, суд пришел к выводу о том, что между указанными лицами возник спор о праве, который не подлежит рассмотрению в порядке, установленном для разбирательства дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (далее - порядок особого производства).

Кроме того, суд обращает внимание на следующее:

Казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Заявитель является федеральным казенным учреждением, учредителем которого является Российская Федерация. В свою очередь функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является РФ в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.(ст.297 ГК РФ)

В статье 19Федерального Закона  "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" № 161- ФЗ от 14.11.2002 г. указано, что  Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Заявление об установлении юридического факта подписано майором внутренней службы  А.Н. Шаховым-начальником лечебного исправительного учреждения №3.

Учитывая, что распоряжение имуществом осуществляется непосредственно собственником учреждения (РФ в лице ФСИН России), то данное заявление по мнению суда должно быть подписано уполномоченным лицом от имени собственника.

При указанных обстоятельствах суд считает, что настоящее требование не может быть рассмотрено в порядке особого производства и подлежит оставлению без рассмотрения.

руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 148, статьями 218, 219 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

заявление Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области об установлении факта, имеющего юридическое значение в отношении объектов недвижимости: жилой дом № 6а, артезианская скважина, водонапорная башня, баня, расположенные по адресу : Тверская область, Бологовский район, Валдайское сельское поселение, деревня Заключье, оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.


          Судья                                                                          И.В.Шабельная