ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-3152/19 от 18.04.2019 АС Тверской области

59/2019-42333(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в привлечении к участию в деле

третьего лица

Арбитражный суд Тверской области в составе: судьи Курова О.Е., 

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску ИП ФИО1 г. Москва к ГБУ «Областной социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних (г. Тверь) г. Тверь об обязании отозвать решение  от 21.12.2018 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта №  0136200003618006727-0282295-01 от 09.11.2018 г., об обязании продлить срок  исполнения контракта № 0136200003618006727-0282295-01 от 09.11.2018 г., о  взыскании 687071,01 руб., 

при участии:
от истца: ФИО1, ФИО2 – представитель

от ответчика: ФИО3 – представитель, ФИО4 – контрактный  управляющий 

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 г. Москва обратился в Арбитражный суд  Тверской области с исковым заявлением к ГБУ «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Тверь) г. Тверь об  обязании отозвать решение от 21.12.2018 г. об одностороннем отказе от  исполнения контракта № 0136200003618006727-0282295-01 от 09.11.2018 г., об  обязании продлить срок исполнения контракта № 01362000036180067270282295-01 от 09.11.2018 г., о взыскании 687071,01 руб. 

«09 ноября 2018 года между ГБУ и ИП ФИО1 в  соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» был заключен контракт №  0136200003618006727-0282295-02 (далее - Контракт) по результатам  электронного аукциона (протокол № 0136200003618006727 от 29.10.2018) на  выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по адресу: 


г. Тверь, Университетский пер., д. 9А в соответствии техническим заданием  (Приложение № 1 к Контракту). 

Согласно условиям, изложенным в п. 1.1. Контракта, ИП ФИО1  обязуется по заданию ГБУ выполнить работы по разработке проектно-сметной  документации, а ГБУ в свою очередь обязуется принять и оплатить  выполненные работы. 

В соответствии с п. 3.2 Контракта результатом выполненных работ  является разработанная Исполнителем в соответствии с техническим заданием  (Приложение № 1 к Контракту) проектно-сметная документация, получившая  положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Тверской области» и работы  считаются выполненными после окончательной приемки всех выполненных  работ, а документом, подтверждающим факт выполненных работ, является Акт  выполненных работ, подписанный обеими сторонами (п. 3.3, п. 3.4 Контракта). 

В соответствии с п. 3.1. вышеназванного Контракта срок выполнения  работ: по 10 декабря 2018 года. 

Согласно п. 9.1. срок действия Контракта по 31 декабря 2018 года.

Все объективные данные, необходимые для оценки объема работ,  выставленных Заказчиком требований к выполнению работ по разработке  проектно-сметной документации по адресу: <...> 

д. 9А, срокам и т.д. были размещены, в соответствии с Федеральным законом  от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд», на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ», т.е. ИП ФИО1  перед участием в электронном аукционе имел полное представление о закупке и  принял решение об участии в торгах, объективно оценив ситуацию. 

В Контракте четко указаны порядок сдачи и приемки работ, результат его  исполнения, срок и Контракт не предполагает этапность надлежащего  выполнения обязательств, на чем акцентирует внимание Истец, почему-то  нивелируя момент получения положительного заключения ГАУ «Госэкспертиза  Тверской области», т.е. в соответствии с п. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса  РФ - соответствия проектной документации результатам инженерных  изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным  пунктом 1 части 5 настоящей статьи и о достоверности определения сметной  стоимости строительства объектов капитального строительства. 

На 10.12.2018 Исполнителем Заказчику не была предоставлена проектно- сметная документация, получившая положительное заключение ГАУ  «Госэкспертиза Тверской области» в нарушение взятых на себя обязательств (п.  З.1., п. 4.2.2. Контракта), несмотря на то, что в рамках исполнения обязательств  по Контракту Заказчик своевременно предоставлял Исполнителю всю  необходимую запрашиваемую документацию в рабочем порядке, требуемую для  оказания такого рода услуг, то есть оказывал содействие в соответствии с  условиями настоящего Контракта, документация также направлялась на  электронные адреса представителей Истца, что подтверждается письмами  Заказчика: № 498 от 22.11.2018 г., № 537 от 17.12.2018 г., № 542 от 19.12.2018 г., 


№ 555 от 25.12.2018 г., № 560 от 26.12.2018 г., электронной перепиской за  период с 17.12.2018 г. по 19.12.2018 г. и за период с 02.11.2018 г. по 10.12.2018 г. 

До 10.12.2018 у Заказчика была письмом запрошена только следующая  информация - письмо № 194М1-18 от 16.11.2018, в электронной переписке был  запрос об утверждении предложений по объемно-планировочному решению  объекта. 

Также после 10.12.2018 был сменен ответственный за выполнение работ,  что привело к отсутствию активного участия со стороны Исполнителя в период  с 10.12.2018 по 17.12.2018. О данном факте Заказчик получил первичную  информацию, позвонив по телефону по контактным данным предыдущего  ответственного (ФИО5), и это побудило направить запрос в адрес  Исполнителя ( № 537 от 17.12.2018). Это свидетельствует об осознанном  отношении в вопросе нарушения срока Исполнителем и позволяет делать вывод  о недобросовестном подходе к выполнению взятых на себя обязательств. 

Хочется отметить, что претензии Истца по вопросу непредставления  информации к ГБУ считаю необоснованными, в том числе и по письму  Исполнителя № 251U2 - 18 от 24.12.2018 г. В письме говорится о направлении  комплекта сметной документации со сводным сметным расчетом на сумму 49  047 002,00 руб. и о предоставлении письма о согласовании суммы  финансирования (копия прилагается) и в нем не отражена установленная форма  согласования содержания проектно-сметной документации, видимо Истец  неверно трактует понятие согласования суммы финансирования и согласования  содержания документации. Письма о согласовании суммы финансирования  были направлены Исполнителю 25.12.2018, в строго обозначенные сроки. От  Исполнителя письмо с прикрепленным образцом согласования проектно- сметной документации поступило только 15.01.2019, 17.01.2019. Исполнителю  был дан ответ исх. № 35. 

Заказчик должным образом не был ознакомлен с замечаниями от ГАУ  «Экспертиза Тверской области» по комплектности и содержанию загруженных  на экспертизу документов, поэтому своевременно предоставлял информацию,  ориентируясь на запросы со стороны Исполнителя, присылаемые им формы  документов, априори предполагая владение знаниями постановления  Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения  государственной экспертизы проектной документации и результатов  инженерных изысканий» и постановления Правительства РФ от 18.05.2009 №  427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной  стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов  капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,  финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц,  созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации,  муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» и 


добросовестности, согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ, который гласит, что при  установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении  гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны  действовать добросовестно. И вменять в обязанность ГБУ предоставление  документов, которые своевременно не были запрошены, в рамках срока  выполнения работ и действия Контракта, или вообще не были запрошены  Исполнителем (дефектная ведомость, решение по объекту капитального  строительства) не очень корректно. Письма о согласовании названия объекта и  согласования сметной стоимости были направлены 

Заказчиком Исполнителю за № 498 от 22.11.2018 г и № 555 25.12.2018 г.  (вернулось Заказчику 05.12.2019 г как неполученное) соответственно. 

Также исходящим письмом № 250М2-18 от 24.12.2018 Исполнитель четко  определил, что на 24.12.2018 разработка проектно-сметной документации  находится в завершающей стадии и готовится к загрузке на сервер ГАУ  «Госэкспертиза Тверской области» и определен максимальный срок  прохождения экспертизы - не более 30 рабочих дней. Т.е., зная требования  постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации  и проведения государственной экспертизы проектной документации и  результатов инженерных изысканий» и постановления Правительства РФ от  18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения  сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта  объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов  культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской  Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических  лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации,  муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»  Исполнитель на тот момент не предпринял никаких мер, направленных на  исполнение своих обязательств в срок, определенный контрактом, и сейчас  целенаправленно стремится переложить ответственность за неисполнение  обязательств на Заказчика. 

Обращает на себя внимание то, что вся активная переписка по запросам  необходимой Исполнителю информации, происходила после окончания срока  выполнения работ - по 10 декабря 2018 года. Никаких уведомлений от Истца об  обстоятельствах, препятствующих ходу оказания услуг ГБУ не поступало в  период действия Контракта. 

На 31.12.2018 Исполнителем Заказчику не была предоставлена проектно- сметная документация, получившая положительное заключение ГАУ  «Госэкспертиза Тверской области» в нарушение взятых на себя обязательств п.  3.1., п. 4.2.2. Контракта. 

В соответствии с разъяснительным письмом Министерства Финансов  Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № 24-03-07/75960 в случае если  поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил товар (выполнил работу, оказал 


услугу), предусмотренный контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе  расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также  взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств,  предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных  средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер  начисленных штрафов, пеней. 

На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если исполнитель не приступает  своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько  медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик  вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков  (данная позиция отражена в Определении ВАС РФ от 30.09.2011 № ВАС-

Аналогичные выводы содержаться в Постановлении ФАС Московского  округа от 14.08.2017 по делу № А40-243414/2016. См. также: Постановления  ФАС Московского округа от 24.07.2017 по делу № А40-164576/2016, от  21.02.2018 по делу № А40-254938/2016, ФАС Восточно-Сибирского округа от 

по делу № А19-242/2017, от 23.01.2018 по делу № А78-4060/2017, от

по делу № А78-16643/2017, от 17.01.2018 по делу № А58-6339/2016 Оценивая  поведение Истца в рамках исполнения обязательств по 

Контракту ГБУ усматривает очевидное отклонение действий участника  гражданского оборота от добросовестного поведения, что регулируется пунктом  5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Также 19.12.2018 было получено письмо от Исполнителя № 242U2-18 от  19.12.2018 о направлении для согласования и подписания акта осмотра объекта,  запрос на заверенное Техническое задание и доверенность на ИП ФИО1, что  было сделано в рамках нормативного времени. 

Исходя из интересов учреждения, в адрес Исполнителя была направлена  претензия за № 543 от 19.12.2018 заказным письмом. 

По состоянию на 21 декабря 2018 года ИП ФИО1 не были выполнены  принятые на себя в соответствии с условиями контракта обязательства, а  именно: 

- в нарушение п. 3.1. нарушены сроки выполнения работ по контракту.


В соответствии с п.3 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации  заказчик вправе отказаться от исполнения контракта. 

Руководствуясь интересами центра, действуя в рамках исполнения  бюджетно-финансовой дисциплины, и понимая, что выполняется работа  настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным,  21.12.2018 было принято решение об одностороннем расторжении контракта со  стороны ГБУ. 

Реализуя положения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», 22.12.2018 Исполнителю было  направлено уведомление о решении Заказчика об одностороннем отказе от  исполнения контракта телеграммой с уведомлением о вручении телеграфом и  заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, по  указанному в контракте. В этот же день телеграмма была доставлена (получена  матерью). 

Исходя из требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд», 26 декабря 2018 года  решение об одностороннем расторжении контракта было размещено в единой  информационной системе (на официальном сайте http://zakupki.gov.ru). 

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение Заказчика об  одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт  считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления  заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.  Сведения о расторжении были размещены в единой информационной системе  (на официальном сайте http://zakupki.gov.ru) 10 января 2019 года. 


контракта, исполнении иных обязательств), разъяснив справедливость своей  позиции и действий в рамках законодательства. 

Обязательства Исполнителя по Контракту считаются надлежащим образом  выполненными после предоставления Заказчику результата выполненных работ  - разработанной Исполнителем в соответствии с техническим заданием  (Приложение № 1 к Контракту) проектно-сметной документации, получившей  положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Тверской области» после  подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. 

Таким образом, основанием для возникновения обязательства заказчика по  оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8  Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 № Обзор практики разрешения  споров по договору строительного подряда»)». 

Истец также представил дополнительные документы по делу.

В предварительном судебном заседании истец поддерживает заявленные  исковые требования в полном объеме, представил дополнительные документы  по делу. 

Истец уточнил, что просит продлить срок исполнения контракта №  0136200003618006727-0282295-01 от 09.11.2018 г. на два календарных месяца со  дня возобновления контракта 

Истец пояснил, что просит взыскать 687071,01 руб. убытков,  представляющих собой реальный ущерб, однако, документально подтвердить  понесенный им ущерб не может в настоящем судебном заседании. 

Истец пояснил, что в соответствии с письмом № 194/11-18 от 16.11.2018 г.,  содержащим предложение ответчику о предоставлении документации, ответчик  не представил истцу запрашиваемую им документацию. 

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований в полном  объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск. 

Ответчик поддерживает ходатайство о привлечении к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет  спора на стороне ответчика Министерства социальной защиты населения  Тверской области. 

Истец возражает против привлечения к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне  ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области. 

Рассмотрев ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на  предмет спора Министерство социальной защиты населении Тверской области,  суд не находит оснований для его удовлетворения. 

В соответствии со ст. 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие  самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть 


привлечены к участию в деле на стороне истца или ответчика до принятия  судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции  арбитражного суда по ходатайству стороны или по инициативе суда, если этот  судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к  одной из сторон. 

Суд не находит оснований для привлечения третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования на предмет спора Министерство социальной  защиты населения Тверской области, поскольку права и обязанности указанного  лица не могут быть затронуты судебным актом по настоящему делу, а названные  ответчиком основания привлечения к участию в деле третьего лица не  предусмотрены ст. 51 АПК РФ

Руководствуясь ст. 51, ст. 184-185 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отказать ответчику в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию  в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на  предмет спора Министерство социальной защиты населения Тверской области 

Настоящее определение может быть обжаловано ГБУ «Областной  социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Тверь)» г.  Тверь в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в 10- дневный срок со дня его вынесения. 

 Судья: О.Е.Куров