ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-4328/14 от 02.09.2014 АС Тверской области

182/2014-77866(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
170100 г. Тверь, ул. Советская, 23
http://www.tver.arbitr.ru; е-mail: sud@arbitr.tver.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства

г. Тверь

02 сентября 2014

Дело №А66-4328/2014

Резолютивная часть объявлена 28.08.2014

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Янкиной В.Ю., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Бузына К.С., при участии

от истца - представителя по доверенности от 25.08.2014 ФИО1,

от ответчика - представителя по доверенности от 25.06.2014 №3105-04 ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Элемент» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области о взыскании 529 руб. расходов на перемещение транспортного средства на стоянку, 351 213 руб. расходов за хранение, 15 000 расходов на оплату услуг представителя

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эдемент» (далее - ООО «Эдемент») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области о взыскании 351 742 руб. задолженности, а также обязании освободить место на стоянке.

Определением от 02.07.2014 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 28.08.2014.

Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку полномочных представителей в суд не обеспечило.

В судебном заседании представители истца и ответчика заявили ходатайство о приобщении к материалам дела документов о направлении искового заявления и отзыва соответственно и прилагаемых документов третьему лицу.

Суд определи: приобщить представленные сторонами документы.


Представитель истца настаивал на заявленных требованиях, т.к. на момент помещения транспортного средства на стоянку оно уже находилось в собственности РФ.

Ответчик возражал, т.к. документы, подтверждающие факт того, что РФ является собственником, налоговым органом представлены не были. Полагает необходимым признать обязательной явку третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Указанное имущество, за исключением перечисленного в абз. 1-7 ч. 2 ст. 1151 ГК РФ, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (ч. 1 ст. 1157 ГК РФ).

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (ч. 3 ст. 1151 ГК РФ).

В настоящее время до принятия соответствующего закона функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложены на Росимущество.

В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 закреплена за налоговыми органами.

Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.

При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).


В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Таким образом, свидетельство о праве наследования государства должно быть выдано по заявлению соответствующих налоговых органов, поданному по месту открытия наследства.

Свидетельство о праве на наследство удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни.

Следовательно, свидетельство о праве на наследство является доказательством наличия права на наследство.

Поскольку принятие в установленном порядке выморочного имущества на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 возложено на Росимущество, то после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Тем самым, несмотря на то, что Российская Федерация в силу прямого указания закона унаследовала выморочное имущество, она как наследник по закону несет ответственность по долгам наследодателя в пределах перешедшего к ней наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ). За счет выморочного имущества и в пределах его стоимости подлежат возмещению необходимые расходы, в том числе и расходы на охрану наследства и управление им (ч. 1 ст. 1174 ГК РФ), которые возмещаются до уплаты долгов кредиторам наследодателя (ч. 1 ст. 1174 ГК РФ).

Следовательно, объем наследственного имущества должен быть определен в свидетельстве о праве государства на наследство, поскольку наследник отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, и установление объема наследственной массы и ее стоимости имеет существенное значение для определения размера подлежащего удовлетворению требования кредитора после возмещения расходов на охрану наследства и управление им.

В этой связи суд считает необходимым получить информацию от налогового органа об организации работы по получению свидетельства о праве государства на наследство и признает явку представителя обязательной.

Руководствуясь статьями 135 - 137, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отложить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 26 сентября 2014 года в 15 час 30 мин. по адресу: <...>, каб. № 12, 4 этаж (тел. помощника судьи: 50 92


36; факс 509-232, информация в сети Интернерт http://www.tver.arbitr.ru/, адрес сервиса для подачи документов в электронном виде: http:\\my.arbitr.ru).

2. Признать явку третьего лица обязательной. Предупредить третье лицо о том, что в случае неявки будет назначено судебное заседание по вопросу о наложении судебного штрафа.

Судья В.Ю. Янкина



2 А66-4328/2014

3 А66-4328/2014

4 А66-4328/2014