АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Об отложении рассмотрения дела
23 декабря 2019 года г. Тверь Дело № А66–6956/2019
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Курова О.Е., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Семко О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску АО «АтомЭнергоСбыт» г. Москва к ООО «Опора» г. Тверь с участием в качестве третьего лица ПАО «МРСК Центра» г. Москва в лице филиала «Тверьэнерго» г. Тверь о взыскании 68251 руб., пени на будущее время
при участии:
истец: ФИО1 – представитель,
ответчик: ФИО2 – представитель
третье лицо: не явилось, извещено надлежаще
УСТАНОВИЛ:
АО «АтомЭнергоСбыт» г. Тверь обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ООО «Опора» г. Тверь о взыскании задолженности по оплате фактических потерь в ноябре 2017 года в размере 1249981,48 руб., пени за период с 19.12.2017 г. по 24.08.2018 г. в размере 566784,54 руб., задолженности по оплате фактических потерь в октябре 2017 года в размере 1285280,88 руб., пени за период с 21.11.2017 г. по 23.08.2018 г. в размере 558039,05 руб.
Определением от 14.05.2019 г. суд выделил в отдельное производство требования по Кашинскому участку, в связи с большим объемов представленных документов и разногласий между сторонами.
В предварительное судебное заседание третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило
В соответствии со ст. 136 АПК РФ предварительное судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица.
Истец заявил ходатайство об изменении размера исковых требований до 68251 руб., просит взыскать с ответчика 50897,64 руб. задолженности по оплате электрической энергии за период с 01.10.2017 г. по 30.11.2017 г., 17353,36 руб. пени за период с 21.11.2017 г. по 09.07.2019 г.. а также пени на будущее время.
Истец представил дополнительные пояснения, согласно которых сообщает следующее:
«Разногласия в отношении общедомовых приборов учета (население, ФИО3)
Ответчик считает, что для определения объема потерь в электрических сетях, необходимо использовать приборы учета, которые определяются им как обще домовые. Истец не согласен с данной позицией и определяет объем поставки в многоквартирные дома, исходя из порядка, установленного для случаев отсутствия общедомового прибора учета, то есть путем сложения объемов, определенных по лицевым счетам физических лиц-собственников/пользователей жилых помещений, и объема общедомовых нужд, рассчитанного на основании установленного Приказом РЭК Тверской области от 23.12.2012 №337-нп норматива потребления электроэнергии коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета для потребителей Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 (далее -Правила №354), установлено, что общедомовой прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Ответчик в своих возражениях указал на отсутствие правого регулирования процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета до вступления в силу Основных положений. Истец считает данную точку зрения ошибочной ввиду нижеследующего.
Действительно процесс допуска в эксплуатацию прибора учета различается в зависимости от даты допуска.
До 12.06.2012 детально регламентированной процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию нормативно не было установлено.
При этом пунктом 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее - Основные положения №530) установлено, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Сетевая организация, не имеющая возможности установить условия приемки в эксплуатацию прибора учета в прямом договоре оказания услуг по передаче электрической энергии с потребителем ввиду специфики «котловой» схемы тарифообразования, действующей в тверском регионе, могла установить их в договоре об осуществлении технологического присоединения, либо условия приемки в эксплуатацию прибора учета могли быть установлены в договоре энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии с потребителем.
Иными словами, согласование со стороны потребителя допускаемого прибора учета в эксплуатацию являлось обязательным.
Обязанность сетевой организации по установке общедомового прибора учета при неисполнении аналогичной обязанности собственниками помещений в многоквартирных домах установлена частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2012 года.
Таким образом, сетевая организация в одностороннем порядке без согласования со стороны потребителя условий приемки в эксплуатацию, в период до 12.06.2012 года установить общедомовой прибор учета не имела права.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
С 12.06.2012 после вступления в силу Основных положений порядок допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета регламентируется пунктом 152 указанного нормативно-правового акта.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (расчетные приборы учета).
В силу пункта 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице
управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме -уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора в эксплуатацию. Только после составления акта допуска прибор учета может быть допущен в качестве расчетного.
Доказательств соблюдения указанного порядка ответчиком также не представлено.
Предлагаемые ответчиком в качестве общедомовых приборы учета не соответствуют требованиям, предъявляемым к расчетным приборам учета, следовательно, они не могут быть использованы для определения объемов поставки электрической энергии и объема потерь в электрических сетях.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии №1194839 от 27.10.2015 регулирует отношения между ООО «Опора» и ПАО «МРСК Центра» и не порождает обязательств АО «АтомЭнергоСбыт» по обязательному использованию спорных общедомовых приборов учета для определения объема электроэнергии, поставленных в многоквартирные дома, тем более при том, что истцом по настоящему делу представлены доказательства нарушения установленной процедуры допуска указанных приборов учета в эксплуатацию, что лишает их статуса расчетных, применительно к тому смыслу, который в них вкладывают Основные положения (пункт 136), а, следовательно, и возможности их использования для определения размера обязательств ответчика по настоящему делу.
Таким образом, истец полагает, что судебные акты, на которые ссылается ответчик, не являются преюдициальными, поскольку только обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Часть разногласий по общедомовым приборам учета относительно потребителей г. Бологое связана с так называемой «разностью в снятии показаний». В отношении данного разногласия истец поясняет следующее.
Для гарантирующего поставщика основанием для определения объема потребления электрической являются показания, переданные потребителями. Учитывая эти показания, истец и сформировал объем поставки за спорный период. Правила №354 не предусматривают оснований для непринятия таких показаний. АО «АтомЭнергоСбыт» полагает, что поскольку нормативно-правовые акты отдают приоритет показаниям, переданным потребителями, то объем полезного отпуска должен формироваться исходя из этих данных.
Вместе с тем, ответчик не представил в материалы дела достоверных доказательств, подтверждающих объем электроэнергии, поставленной в спорные многоквартирные дома г. Бологое в спорный период.
АО «АтомЭнергоСбыт» считает позицию ответчика незаконной и необоснованной ввиду нижеследующего.
Пункт 21 Правил №124, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее - Правила №124), предписывает определение объема поставляемого коммунального ресурса в зависимости от наличия отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета.
Порядок учета электрической энергии регулируются Основными положениями). Пунктом 144 указанного нормативно-правового акта предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее -Правила №491) внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Соответственно, по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на указанной выше границе.
Пункт 144 Основных положений допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Таким образом, возможность использования приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов в трансформаторных подстанциях в качестве общедомовых зависит от разрешения вопроса о том, имеется ли техническая возможность установки прибора учета электрической энергии на внешней границе стены многоквартирных домов.
ООО «Опора» не представило в дело доказательств отсутствия технической невозможности установки приборов учета в стенах многоквартирных домов.
Следовательно, действия ответчика по определению объема электроэнергии с использование приборов учета, установленных в трансформаторной подстанции, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решениями арбитражного суда Тверской области, вступившими в законную силу по делам №А66-20886/2017, А66-18045/2017 и др. о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию с указанных управляющих компаний исковые требования гарантирующего поставщика удовлетворены. Объем поставленной электрической энергии, рассчитанный с использованием общедомовых приборов учета, установленных в стенах многоквартирных домов, признан судом законным и обоснованным. Указанные обстоятельства, по мнению гарантирующего поставщика, также свидетельствуют о правомерности использования общедомовых приборов учета, установленных в стенах многоквартирных домов».
Истец также представил дополнительные документы по делу.
Ответчик иск не признает, представил письменные пояснения по делу, согласно которых сообщает следующее:
«В рамках рассматриваемого дела № А66-6956/2019 Арбитражным судом Тверской области поясняем в части разногласий по ОДПУг. ФИО3 следующее:
1. «Допуск в эксплуатацию ОДНУ». Все акты допуска в эксплуатацию по спорным ОДПУ, представленные ответчиком в материалы дела, содержат информацию об установке пломб по завершению установки прибора учета. Поскольку прибор учета был установлен тем же лицом, которое должно осуществить его допуск, одновременно с установкой пломб, при опосредованном (обеспечение доступа к месту установки прибора) либо непосредственном участии управляющей организации, то ОДПУ следует считать допущенными в эксплуатацию. Таким образом, все спорные ОДПУ установлены в надлежащем месте и с соблюдением требований нормативных актов. Факт наличия и исправности общедомовых приборов учета истцом не опровергнут, кроме того, необходимость применения таких приборов учета зафиксирована предыдущими судебными спорами (А66-11833/2013, № А66-12469/2013, № А66-1930/2014, № А66-10481/2015).
В настоящее время вступило в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-11468/2016, в рамках которого дана оценка возможности применения ОДПУ -судами первой, апелляционной и кассационной инстанции принята во внимание позиция ООО «Опора», применяющего для целей расчетов показания указанных приборов учета.
Возражения истца в части использования показаний спорных общедомовых приборов учета обосновываются нарушением процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию, однако в отношении ОДПУ, установленных по спорным адресам, в нарушение ст.65 АПК РФ иными участниками процесса не представлены доказательства того, что приборы учета неправильно установлены, являются нерабочими, передают неверные показания.
Ответчиком в материалы дела представлены копии актов установки спорных общедомовых приборов учета. Анализ актов показывает, что часть приборов учета установлена и введена в эксплуатацию до июня 2012 года, то есть в период действия Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442). Основные положения № 530 не предусматривали сроки и процедуру проведения ввода прибора учета в эксплуатацию, обязательность составления акта допуска. В связи с этим доводы ответчика и третьего лица о том, что показания ОДПУ, установленных до даты вступления в силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основных положений № 442), не могут быть использованы для определения объема оказанных услуг в связи с нарушением процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию, являются ошибочными.
Доводы о нарушении процедуры допуска приборов учета в отношении приборов учета, установленных после вступления в силу Основных положений № 442, сами по себе не опровергают достоверности объемов электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, определённых с использованием показаний спорных ОДПУ.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
На основании п. 48 Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным Правилам.
Согласно п. 17 Приложения № 2 к Правилам № 354 в расчет объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 136 Основных положений № 442, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3. Таким образом, приоритетным методом расчета объема обязательств по энергоснабжению является метод с использованием приборов учета.
Показания ОДПУ использованы для определения достоверного объема электроэнергии, переданной в многоквартирные дома, достоверность показаний спорных ОДПУ истцом не опровергнута.
Представленными (на диске) документами подтверждается факт того, что часть приборов учета (ОДПУ) была установлена и введена в эксплуатацию ранее иной сетевой компанией (до истца) в присутствии представителя ПАО «МРСК Центра», в тот период, когда ПАО «МРСК Центра» одновременно выступало в роли гарантирующего поставщика (до 01.04.2014) и смежной сетевой компанией. Анализ актов показывает, что часть приборов учета установлена и введена в эксплуатацию до июня 2012 года, то есть в период действия Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442). Основные положения № 530 не предусматривали сроки и процедуру проведения ввода прибора учета в эксплуатацию, обязательность составления акта допуска. В связи с этим доводы истца о том, что показания ОДПУ, установленных до даты вступления в силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основных положений № 442), не могут быть использованы для определения объема оказанных услуг в связи с нарушением процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию, являются ошибочными. Доводы ответчика и третьего лица о нарушении процедуры допуска приборов учета в отношении приборов учета, установленных после вступления в силу Основных положений № 442, сами по себе не опровергают достоверности объемов электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, определённых с использованием показаний спорных ОДПУ.
Пункты 152, 154 Основных положений № 442 не запрещают сетевой организации провести установку и допуск ОДПУ в одностороннем порядке, поэтому факт составления сетевой организацией актов допуска в эксплуатацию ОДПУ в одностороннем порядке не может свидетельствовать об установлении спорных приборов учета с нарушением требований закона.
Поскольку ответчик, как сетевая организация, допустил ОДПУ в эксплуатацию, признал их пригодными к эксплуатации (готовыми к использованию при осуществлении расчетов), следовательно, подлежат отклонению доводы истца о непригодности данных ОДПУ к эксплуатации, тем более, что из актов допуска ОДПУ в эксплуатацию не следует, что приборы учета допущены в эксплуатацию без установки пломб. Указанные обстоятельства подтверждают не противоправность действий сетевой организации по организации учета потребления энергии, а факт неисполнения управляющей организацией обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, не соблюдения управляющей организацией требований о надежности и безопасности обслуживаемых домов, постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данных домах. В рассматриваемом случае многоквартирные дома, не были оснащены ОДПУ к установленному сроку, в связи с чем действия по их оснащению приборами учета осуществлены сетевой организацией самостоятельно на основании пункта 150 Основных положений № 442. Приборы учета являются пригодными к коммерческим расчетам, доказательств недостоверности данных об объеме потерь электроэнергии либо показаний приборов учета электроэнергии не представлено.
Таким образом, действующее законодательство (п. 48 Правил № 354, п. 136 Правил № 442) указывает на необходимость использования показаний имеющихся ОДПУ, имеется однозначная арбитражная практика, подтверждающая необходимость использования показаний имеющихся исправных общедомовых приборов учета, в том числе в период времени, когда функции гарантирующего поставщика исполняло ПАО «МРСК Центра». Имеются также вступившие в законную силу решения суда с действующим гарантирующим поставщиком (АО «АтомЭнергоСбыт») - дела №№ А66-11898/2016, А66-6584/2016 и прочие, в которых АО «АтомЭнергоСбыт» занимает иную позицию в случаях, когда задолженность взыскивается данным гарантирующим поставщиком с управляющих компаний, и по такой категории дел гарантирующий поставщик указывает на необходимость применения показаний имеющихся приборов учета).
Правила № 530 не детализировали процедуру ввода в эксплуатацию, в то же время и гарантирующий поставщик и сетевая организация определяли порядок учета объемов электроэнергии. Не содержит законодательство обязательств сетевой организации направлять документы по ОДПУ, установленным ранее, в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с Правилами № 124 такая обязанность есть у исполнителей коммунальной услуги при урегулировании договорных взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями). Довод гарантирующего поставщика о том, что Правила № 530 не предоставляли прав территориальной сетевой организации устанавливать ОДПУ, несостоятелен, поскольку такие права предусмотрены п. 139 Правил № 530 и для ГП и для ТСО (именно ТСО, имеющая общие границы с потребителями, вправе организовывать и определять порядок учета электроэнергии). Кроме того, ТСО не является стороной договора энергоснабжения и включение ОДПУ в договор энергоснабжения (условие принятия прибора в качестве расчетного согласно Правилам № 530) -не зона ответственности ТСО.
В качестве надлежащего, бесспорного и безусловного доказательства объемов полезного отпуска электроэнергии в многоквартирные дома не может быть принята информация гарантирующего поставщика, не подтвержденная первичными данными: данные об объемах потребления в многоквартирных домах представлены третьим лицом в виде систематизации неких сведений. В отсутствие первичных документов, на основании которых вносились сведения в указанную таблицу, сама по себе такая информация не может иметь доказательственного значения, поскольку не отвечает принципам проверяемости и, как следствие, достоверности.
Таким образом, не опровергнута исправность спорных ОДПУ, не представлены надлежащие подтверждения иного объема электроэнергии в многоквартирных жилых домах. При таких обстоятельствах использование для расчетов объема электрической энергии показаний спорных ОДПУ является правомерным.
Более того, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П).
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Основными положениями во взаимосвязи с вышеуказанными требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ устанавливается порядок определения объёма электропотребления в отсутствии прибора учёта, при выходе его из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации (поверки), при котором расчетным методом определяется соответствующее максимально возможное электропотребление с учётом особенностей нарушения и сроков безучётного потребления.
Использование гарантирующим поставщиком нормативов потребления коммунального ресурса на ОДН, установленных Приказом ГУ РЭК Тверской области, приводит к определению исходя из объёма потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг, то есть в отличие от порядка расчёта, установленного Основными положениями, соответствует не максимально, а минимально возможному объёму электропотребления.
П. 21(1) Правил № 124, п. 44 Правил № 354, ст. 12,13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ст. 161,162 ЖК РФ установлен процесс стимулирования исполнителя коммунальных услуг к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, относя на управляющую компанию расходы по оплате сверхнорматива, определённого как разницу объёма поставленной электроэнергии на основании ОДПУ и норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Так как расчётный способ общедомового потребления основывается на минимально необходимом объёме ресурса, потребляемого на ОДН, то приборный метод способствует повышению энергетической эффективности через стимулирование УК снижать сверхнорматив энергопотребления. Следовательно, уклонение от приборного метода противоречит положениями статьей 12 и 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Обязательства, установленные ст. 161 ЖК РФ, Правилами № 491 и Основными положениями № 442, по надлежащему содержанию ОДПУ, в том числе по контролю за проведением периодических поверок, своевременной замене приборов учёта и соблюдению сохранности пломб поверки возложены на управляющую компанию. Сетевая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не участвует в процессе по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, поэтому разница между фактическим потреблением электрической энергией, зафиксированным ОДПУ, и объемом, рассчитанным гарантирующим поставщиком, исходя из минимально установленных нормативных размеров, не может являться бременем для сетевой организации в качестве потерь в ее сетях.
2. «Истечение межповерочного интервала ОДПУ».
Истечение межповерочного интервала расчетного прибора учета не опровергает его пригодность к эксплуатации.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии не по показаниям прибора учета, а расчетным способом.
Согласно пункту 11.4 ГОСТ 8.259-2004 оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин. Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета.
Материалы дела не содержат доказательств того, что истечение срока межповерочного интервала приборов учета привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Приказ от 29 июля 2010г. №338 с перечнем рекомендуемых мероприятий в соответствии со ст. 12 261-ФЗ. В п.9 указанного Перечня в качестве одного из мероприятий по повышению энергетической эффективности системы электроснабжения называется установка приборов учета электрической энергии с целью упорядочивания расчетов за потребленную электроэнергию и ее рациональное использование.
Как было указано выше, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Следовательно, обязанность по поверке ОДПУ, замене вышедшего из строя ОДПУ лежит на лице, ответственном за содержание многоквартирного дома, а не на сетевой организации.
3. «ОДПУ, установленные в трансформаторных подстанциях».
Согласно абз.2 п. 144 Основных положений №442 в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Таким образом, Основные положения №442 допускают расчет платы за электрическую энергию по показаниям общедомовых приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности, с учетом корректировки на величину потерь электрической энергии на участке сетей от трансформаторных подстанций до внешних границ домов.
4. «Отсутствие права подписи у представителей УК».
Так как, представитель потребителя обеспечил проверяющим доступ на объекты и к энергопринимающим устройствам, то у сотрудников сетевой организации не имелось оснований не доверять лицу, представившемуся работником потребителя, а также проверять наличие у этого лица трудовых отношений, уровень его компетенции и полномочия. Более того, акты допуска, проверки ПУ не является сделкой, специальных полномочий на их подписание не требуется. Полномочия лиц по подписанию актов как представителей УК явствовали из обстановки, так как они находились в месте поведения проверки, допустили проверяющих к приборам учета, подписали без замечаний акты допуска, проверки.
Также, ООО «Опора» проанализировало разногласия АО «АтомЭнергоСбыт» по ОДПУ за 2017 -2018 год. В разных периодах разногласия отличаются по адресному списку, из чего напрашивается вывод об отсутствии у гарантирующего поставщика претензий к установленным ОДПУ в МКЖД. Разногласия возникают только в случаях, когда показания ОДПУ превышают начисленный объем по нормативу. То есть позиция гарантирующего поставщика строиться исключительно на учтенных ОДПУ объемах электроэнергии за тот или иной период. Исходя из фактически учтенного ОДПУ объема АО «АтомЭнергоСбыт» принимает решение о включении или невключении данных ОДПУ в полезный отпуск. В связи с чем, возникает ситуация, когда в разных периодах разногласия по адресному списку установленных ОДПУ различны.
Следовательно, позиция АО «АтомЭнергоСбыт» не направлена на соблюдение норм действующего законодательства, а лишь только для удовлетворения собственных финансовых интересов за счет ТСО».
Ответчик также представил дополнительные документы по делу.
Суд счел возможным удовлетворить ходатайство истца об уточнении размера исковых требований до 68251 руб., как не противоречащее нормам ст. 49 АПК РФ.
Стороны согласны с завершением предварительного рассмотрения дела, возражали против рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании.
По итогам судебного заседания суд счел возможным завершить предварительное рассмотрение дела и назначить дело к судебному разбирательству в отдельном заседании суда.
В судебном заседании 09.10.19г. истец поддержал заявленные исковые требования, представил дополнительные пояснения по делу, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду неготовности документально подтвердить площадь мест общего пользования, использованную в расчетах по нормативу.
Ответчик иск не признал, дополнительно представил сведения об ОДПУ установленных не границе ответственности сторон, расчеты потерь в сетях по данным случаям и ведомости формирования объема услуг в спорный период в качестве доказательств учета таких потерь при определении объема полезного отпуска. Ответчик заявил о неготовности пояснить принцип выбора методик для расчета потерь, а также применение различных методик данных расчетов в разных случаях, указал на неготовность подтвердить документально использованные в расчетах данные, в частности длину кабельной линии, также указал, что не может представить пояснения относительно места нахождения ОДПУ по адресу ул. Чистопрудная, 29.
Ответчик поддержал ходатайство истца об отложении рассмотрения дела.
Третье лицо, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в заседание суда не направило, в связи с чем судебное заседание проводилось в его отсутствие.
В настоящем судебном заседании истец поддержал исковые требования, заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований в части взыскания пени до 14461руб.14коп.
Рассмотрев данное ходатайство суд находит его не противоречащим нормам ст.49 АПК РФ и подлежащим удовлетворению.
Истец дополнительно представил письменные пояснения по делу, заявил, что ранее представленные ответчиком расчеты потерь в сетях носят недостоверный характер, т.к. ответчиком документально не подтверждены использованные в расчетах тип и длина линий. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства невозможности установки приборов на границе ответственности сторон либо не допуска к установке прибора на границе ответственности сторон.
Истец также указал, что не может документально подтвердить площади мест общего пользования, использованные в расчетах, ввиду их не подтверждения Администрацией города ФИО3.
Ответчик иск не признал по основаниям изложенным в отзыве и письменных пояснениях, представил диск с актами допуска в эксплуатацию и проверки ОДПУ в обновленном виде с учетом информации 2019г., документальные данные о месте установки ОДПУ по адресу: <...>, расчеты потерь по ряду домов по Методике 2008г., письменные пояснения от 23.12.19г. по расчету потерь.
Относительно возражений истца по расчетам потерь ответчик заявил, что истцом не представлено доказательств недостоверности использованных им в расчетах потерь данных о типе и длине линий.
Третье лицо, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в заседание суда не направило, в связи с чем судебное заседание проводится в его отсутствие в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Ответчик заявил ходатайство об объявлении перерыва в заседании суда либо отложении рассмотрения дела в связи с значительным объемом представленных истцом письменных пояснений по делу.
Истец возражает против удовлетворения данного ходатайства, указывая на представление аналогичных по содержанию пояснений в рамках иных дел рассматриваемых с участием сторон.
Арбитражный суд полагает необходимым удовлетворить ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела, поскольку содержание представленных в настоящее судебное заседание пояснений значительно отличается от представленных ранее, кроме того, суд полагает необходимым предложит сторонам представить дополнительные доказательства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 158 АПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на 22 января 2020 года в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, кабинет № 40, 5 этаж, тел. <***>, факс <***>, подача документов в Арбитражный суд Тверской области в электронном виде осуществляется по адресу http:\\my.arbitr.ru.
Истцу: документально подтвердить площадь мест общего пользования, обосновать позицию о подписании актов допуска в эксплуатацию ОДПУ ненадлежащими управляющими организациями, доказательства недостоверности данных о типе и длине линий, использованных ответчиком в расчете потерь.
Ответчику: документально подтвердить нахождение в управлении управляющих организаций многоквартирных жилых домов, указанных в аналитике истца, документально подтвердить тип и длину линий использованных в расчетах потерь, расчеты потерь по методике 2008г. в отношении ОДПУ по адресам: г.ФИО3, ул. Ленина, 48, ул.Кашинская, 36а и ул.Строителей, 20, отношение к доводам истца изложеннмы в птсменных пояснениях.
Третьему лицу: выразить отношение к иску
Документы необходимо направить в суд и лицам, участвующим в деле, заблаговременно
Сторонам предлагается обеспечить явку полномочных представителей, при невозможности явки заблаговременно известить суд о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Судья О.Е. Куров