о прекращении производства по делу
18 июля 2019 года
г.Тверь
Дело № А66-7500/2019
(резолютивная часть объявлена 18 июля 2019 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Ивановой И.Е., при участии представителей: от заявителя – ФИО1, от ответчика – ФИО2, от третьего лица - ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Тверской области, г.Тверь,
к Правительству Тверской области, г.Тверь,
третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, г.Тверь,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Тверской области (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Правительству Тверской области (далее – ответчик, Правительство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении порядка организации работы по осуществлению полномочий в сфере рекламы, указанных в ч.1 ст.2 Закона Тверской области от 29.12.2016 №89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области», и возложении обязанности по установлению данного порядка в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьего лица в деле участвует Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области (далее – Управление).
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Указывает на пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
При рассмотрении заявления суд исходит из следующего.
В силу части 7 статьи 40 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 3 Закона Тверской области от 29.12.2016 N 89-ЗО "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области" (далее – Закон № 89-ЗО) Правительство непосредственно или через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области либо подведомственные им государственные казенные учреждения Тверской области осуществляет полномочия в сфере рекламы, указанные в части 1 статьи 2, а именно:
1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Тверской области или муниципальной собственности;
2) выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании заявлений собственников или иных законных владельцев земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества, владельцев рекламных конструкций;
3) аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
4) выдачу предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек;
5) определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке, в том числе требований к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
6) обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) или в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки;
7) проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключение данных договоров, за исключением случаев размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности;
8) выплату компенсаций владельцам рекламных конструкций в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона "О рекламе";
9) демонтаж рекламных конструкций на территориях городских округов и муниципальных районов Тверской области в случаях, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества, их хранение и в необходимых случаях уничтожение;
10) обращение к владельцам рекламных конструкций, собственникам и иным законным владельцам недвижимого имущества, к которому были присоединены рекламные конструкции, с требованием о возмещении необходимых расходов, понесенных в связи с демонтажем, хранением и в необходимых случаях уничтожением рекламных конструкций.
Правительство устанавливает порядок организации работы по осуществлению указанных полномочий в сфере рекламы (часть 3 статьи 3 Закона № 89-ЗО).
В целях реализации данных полномочий Правительством на основании постановления от 10.10.2017 № 316-пп "О Главном управлении архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области" создано Управление. Данным постановлением утверждено Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, в соответствии с пунктом 11 раздела III которого Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, указанные в части 1 статьи 2 Закона № 89-ЗО.
Прокуратурой установлено, что по состоянию на 01.04.2019 Правительством не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления переданных полномочий в сфере рекламы, что послужило основанием для обращения ее в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из приведенных положений, подведомственность дел арбитражным судам, по общему правилу, определяется на основании двух взаимосвязанных критериев: субъектный состав спора и характер спорных правоотношений.
Данный спор вытекает из ненадлежащего, по мнению заявителя, исполнения Правительством возложенных на него властно-распорядительных полномочий, связанных с нормативно-правовым регулированием в сфере законодательства о рекламе, а именно – с непринятием нормативных правовых актов в указанной сфере.
Спор находится вне рамок осуществления Правительством предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку сама по себе нормотворческая деятельность таковой не является.
С учетом изложенного, спор по настоящему делу не подведомственен арбитражному суду и подлежит разрешению в суде общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 184, 185, 198-201АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в течение одного месяца со дня его принятия.