ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А66-7948/10 от 21.09.2010 АС Тверской области

044/2010-56124(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
с объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ

21 сентября 2010г.

г.Тверь

Дело № А66–7948/2010

(дата изготовления в полном объеме)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шепелевой И.А., при участии представителей: от заявителя – ФИО1, доверенность; ответчика – ФИО2, удостоверение, рассмотрев в судебном заседании де- ло по заявлению Тверского Негосударственного Пенсионного Фонда «Содружество», г.Тверь

к Управлению Федеральной службы безопасности России по Тверской облас- ти, г.Тверь

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Тверской Негосударственный Пенсионный Фонд «Содружество», г.Тверь (далее – заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с за- явлением о признании незаконными действий сотрудников УФСБ России по Тверской области (далее – ответчик, УФСБ) при проведении оперативно – ро- зыскного мероприятия по изъятию документов и иных носителей информации в ТНПФ «Содружество» в части исполнения требований Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ и обязании УФСБ России по Тверской области пере- дать заверенные копии изъятых документов и иных носителей информации в ТНПФ «Содружество».

Требования заявителя основаны на несоответствии действий сотрудников УФСБ по изъятию документов Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

УФСБ представлены письменный отзыв по делу, действия по проведению проверки и изъятию документов считает законными. Ссылается на неподведом- ственность данного спора арбитражному суду, поскольку действия сотрудников УФСБ совершены в рамках Закона «Об оперативно – розыскной деятельности» при наличии информации о совершении преступления.

С целью представления дополнительных документов в заседании суда объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ с 15.09.2010 по 21.09.2010.


Как следует из материалов дела, на основании постановления от 28.07.2010 о проведении оперативно – розыскного мероприятия (л.д. 23) со- трудником УФСБ России по Тверской области проведена выемка документов и иных носителей информации Фонда, отражающих финансовую, хозяйствен- ную, предпринимательскую и торговую деятельность заявителя, по результатам которой составлен Акт обследования от 29.07.2010. 30.07.2010, 02.08.2010 (л.д. 25-45).

Фонд не согласился с указанными действиями по изъятию документов и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд исходит из следующего.

Подведомственность дел арбитражному суду определена статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 этой статьи арбитражному суду подведомственны дела по экономиче- ским спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке ад- министративного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле- ния, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов ме- стного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих пра- ва и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эконо- мической деятельности.

Таким образом, основным критерием отнесения спора к подведомствен- ности арбитражного суда является нарушение действиями (бездействием) госу- дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринима- тельской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального ко- декса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обра- титься в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными не- нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно


3

А66-7948/2010

возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осу- ществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) госу- дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального ко- декса Российской Федерации, исходя из части 2 которой производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного ли- ца, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В силу статьи 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Феде- ральной службе безопасности» Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безо- пасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной службы безопасности регламентиро- вана статьёй 8 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, среди которых контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступ- ностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспече- ние информационной безопасности. Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодатель- ством.

К компетенции органов федеральной службы безопасности в силу статьи 10 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ относится проведение опера- тивно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угро- зу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предвари- тельное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по вы- явлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и обществен- ных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конститу- ционного строя Российской Федерации.

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государствен- ной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об опера- тивно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным зако- нодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным зако- ном.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности,


4

А66–7948/2010

ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения, в том числе о признаках подготавливаемого, совершаемо- го или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготав- ливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Из содержания статьи 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности следует, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих опера- тивно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, впра- ве обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оператив- но-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и ар- битражным судам» подведомственность заявленного требования суду или ар- битражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установлен- ной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в зако- нодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или ар- битражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

С учетом указанных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации критериев подведомственности можно сделать вывод о том, что ар- битражному суду подведомственны дела по заявлениям юридических лиц и ин- дивидуальных предпринимателей об обжаловании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) работников УФСБ, совершенных в сфере адми- нистративных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением пред- принимательской и иной экономической деятельности. Если ненормативный правовой акт вынесен, а действия работников УФСБ осуществлены в рамках уголовно-процессуальных правоотношений, то в данном случае дело арбит- ражному суду не подведомственно.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что основанием для проведения ответчиком оперативно-розыскных мероприятий послужили имеющиеся в УФСБ сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, которые проводились в соответст- вии с пунктом 2 статьи 7 ФЗ № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно- сти».

Действия сотрудника ФСБ, в рамках действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществившего выемку докумен- тов производились на законных основаниях, в соответствии с постановлением, утвержденным руководством УФСБ по Тверской области. Результаты опера-


5

А66-7948/2010

тивной деятельности (изъятые документы) в настоящее время представлены в УНП при УВД по Тверской области для разрешения ряда вопросов и проведе- нии последующих за этим следственных действий.

Таким образом, по мнению суда, указанные действия УФСБ не устанав- ливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности Фонда, не создают препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности.

Кроме того, 08.07.2010 приказом ФСФР России № 10-1801/пз-и аннули- рована лицензия Фонда на осуществление им деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию № 196/2 от 14.10.2007 (ОГРН <***>, ИНН <***>) (л.д. 60-65).

Согласно сообщению УФСБ от 20.09.2010 № 3/10260 оперативно - розы- скные мероприятия 29.07.2010 проводились при наличии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а не проверки экономической деятельности Фонда. Часть документов была воз- ращена Фонду, что подтверждено суду документально. Часть документов пере- дана в Управление по налоговым преступлениям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неподведомственно- сти арбитражному суду требований Фонда о признании незаконными действий сотрудника УФСБ при проведении оперативно – розыскного мероприятия. Данные действия могут быть обжалованы в рамках главы 16 УПК РФ.

Пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 №10 «О некоторых вопросах, возникших в су- дебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушени- ях» предусмотрено, что в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184-186 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской облас- ти

О П Р Е Д Е Л И Л :

Прекратить производство по настоящему делу.

Возвратить Тверскому Негосударственному Пенсионному Фонду «Содружество», г.Тверь из доходов федерального бюджета расходы по госпошли- не, уплаченной по квитанции Сбербанка от 20.08.2010 в сумме 2000 рублей. На возврат выдать справку.

Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда.

Судья

С.Е.Рощина



2 А66–7948/2010